План
Введение……………………………………………………………….3
Психофизиологическая составляющая
компенсации дефекта…….4
Социально-психологическая
составляющая компенсации дефекта.5
Компенсация отклонений как
процесс ……………………………...6
Компенсация и коррекция ……………………………………………8
Введение
Л.С. Выготский считал, что
изучение ребенка с отклонениями
в развитии не ограничивается установлением
степени и тяжести недостатка,
а учитывает компенсаторные, замещающие,
надстраивающиеся, выравнивающие процессы
в развитии и поведении. От исхода именно
социальной компенсации, т.е. конечного
формирования личности в целом зависит
степень ее дефективности и нормальности.
Существенное влияние на современные
теории компенсации оказал австрийский
психиатр и психолог А. Адлер, разработавший
теорию сверхкомпенсации. Он полагал,
что наличие дефекта не только тормозит,
но и стимулирует развитие психики. «Разные
органы и функции человеческого организма,
— писал Адлер, — развиваются неравномерно.
Человек либо начинает беречь свой слабый
орган, усиливая другие органы и функции,
либо упорно пытается развить его. Иногда
эти усилия настолько серьезны и продолжительны,
что компенсирующий орган или сам слабейший
орган становятся гораздо более сильными,
чем в норме». Борьбу неполноценного организма
с внешним миром сопровождают повышенные
заболеваемость и смертность, но сама
эта борьба имеет в себе возможности сверхкомпенсации.
В случае потери функции одного из парных
органов другой парный орган компенсаторно
развивается. Компенсацию непарного неполноценного
органа берет на себя ЦНС, создавая над
ним психическую надстройку из высших
функций, облегчающих и повышающих эффективность
его работы. Вследствие дефекта у индивида
возникает чувство или сознание своей
малоценности в социальной жизни, что
становится главной движущей силой психического
развития. «Не важно, — утверждал Адлер,
— есть ли в действительности какая-либо
физическая недостаточность. Важно, что
сам человек чувствует по этому поводу,
есть ли у него ощущение, что ему чего-то
недостает. А такое ощущение у него, скорее
всего, будет. Правда, это будет ощущение
недостаточности не в чем-то конкретно,
а во всем...» Сверхкомпенсация развивает
предчувствие и предвидение, а также все
психические явления в усиленной степени,
что приводит к превращению дефекта в
одаренность, способность, талант. Л.С.
Выготский выявил противоречия в теории
А.Адлера. Если вместе с дефектом даны
и силы для его преодоления, следовательно,
всякий дефект есть благо. Но на самом
деле сверхкомпенсация — только один
из полюсов осложненного дефектом развития,
другим же является бегство в болезнь,
в невроз, в асоциальность. Современное
понимание компенсации строится как сложный
синтез социальных и биологических факторов,
где определяющими являются деятельность
и социальные отношения. Компенсация представляет
собой замещение или перестройку нарушенных
или недоразвитых функций. Это сложный,
многообразный процесс приспособляемости
организма при врожденных или приобретенных
нарушениях развития или его отставания.
Психофизиологическая
составляющая компенсации дефекта
Запас «прочности» на случай
резких неблагоприятных изменений
во внешней и внутренней среде
обеспечивают организму специфические
механизмы адаптации и компенсации.
Адаптация проявляется, когда внешние
изменения нарушают баланс между
индивидом и средой. Восстановление
этого баланса возможно, если определенные
изменения произойдут в самом
индивиде. Компенсаторные процессы начинаются
при изменениях в самом индивиде.
В этом случае восстановление баланса
возможно при условии частичного
или полного возвращения индивида
к исходному состоянию. В онтогенезе
адаптация и компенсация развиваются
неравномерно — вначале адаптационные
процессы обгоняют компенсаторные, затем
последние догоняют адаптационные,
уравниваются с ними; по мере старения
сначала ослабевают адаптационные,
а за ними и компенсаторные. Изучая
сущность процессов компенсации, Л.С.
Выготский пришел к выводу о двустороннем
характере последствий дефекта:
с одной стороны, происходит недоразвитие
функций, непосредственно связанных
с органическим дефектом, с другой
— возникают компенсаторные механизмы.
Исход компенсации зависит не
только от тяжести дефекта, но в значительной
степени от адекватности и действенности
применяемых методов формирования
компенсаторных процессов, а в зависимости
от успешности компенсации и коррекции
меняется структура дефекта. Компенсация
может осуществляться во внутрисистемной
и межсистемной форме. При внутрисистемной
компенсации используются сохранные
нервные элементы пострадавшей функции.
Каждая система обладает такими запасными
механизмами, которые в норме
не всегда используются. При этом значительную
роль играет коррекция первичного дефекта,
например развитие остаточного зрения,
слуха. Использование механизмов внутрисистемной
компенсации наблюдается у дальтоников:
при нарушениях цветоразличения
развиваются различные способы
косвенного визуального наблюдения.
Однако при значительных повреждениях
органов чрезмерное использование
их функций может привести к декомпенсации,
к возникновению вторичных нарушений,
задержке формирования компенсаторных
процессов. Так, частично видящие стремятся
пользоваться остатками зрения при
чтении, письме, передвижении в пространстве.
Однако не всегда этот способ является
рациональным в силу фрагментарности
восприятия, более медленной скорости
переработки зрительной информации.
Поэтому этих детей, учат пользоваться
двойной сигнализацией — осязанием,
слуховой ориентировкой и др. В
дальнейшем использование двойной
сигнализации может оказывать тормозящее
влияние на усовершенствование компенсаторных
способов действий, и поэтому основной
акцент делается на использование различных
способов и приемов осязательного
и слухового восприятия, замещающих
зрительные функции. Межсистемная компенсация
заключается в мобилизации резервных
возможностей и нервных элементов,
в норме не включаемых в функциональную
систему. В этом случае формируются
новые межанализаторные нервные связи,
используются различные обходные пути,
включаются механизмы адаптации и восстановления
вторично нарушенных функций. Здесь также
в какой-то мере используются остаточные
функции поврежденных анализаторов, но
широко привлекаются также ранее сложившиеся
и закрепившиеся в онтогенезе функциональные
системы связей, являющиеся физиологической
базой сохранения, преобразования, воспроизведения
прежнего опыта. Так, поздно оглохшие дети
при развитии устной речи опираются на
сложившиеся слуховые образы, которые
вплетаются во вновь формирующиеся динамические
системы связей. Постепенно значение сигнализации
от поврежденных функций снижается, привлекаются
другие способы, основанные на взаимозамещении
функций. Для понимания сущности компенсации
при отклонениях в развитии важно различать
первичный синдром нарушения или недоразвития
функций и вторичные нарушения, которые
могут быть очень вариативными. Л. Пожар
предложил различать в связи с этим первичную
и вторичную компенсацию. Первичная протекает,
как правило, в виде целенаправленной
деятельности по относительному уменьшению
меры проявления основного дефекта. Это
могут быть коррекционные технические
средства, например очки, слуховые аппараты
и др. Значительно сложнее вторичная компенсация,
предполагающая формирование и развитие
высших психических функций, прежде всего
психической регуляции поведения. Так,
если слепой научился лучше использовать
слух для ориентировки в среде не потому,
что слух у него лучше, а потому что он
может благодаря этому компенсировать
последствия слепоты. Вторичная компенсация
возможна лишь в том случае, когда у индивида
сформирована мотивация для достаточно
интенсивных и продолжительных упражнений
и тренировок. Важна способность к адекватной
оценке своих возможностей, постановке
реальных целей и задач и сохранение позитивного
отношения к себе.
Психологическая
составляющая компенсации дефекта
Психологическая компенсация
— это процесс, направленный на достижение
чувства внутренней стабильности и
самопринятия в связи с переживанием несостоятельности
в тех или иных аспектах жизни. Она представляет
собой противопоставление неуспеху в
одной сфере успехов в другой. Гиперкомпенсация
выглядит как наращивание усилий в сфере
несостоятельности — «преодоление». Здесь
компенсация — поведение, направленное
на уравновешивание жизненных амбиций
и уровня притязаний со своими способностями.
Психологический уровень компенсации
связан с работой защитных механизмов
и копинг-стратегий поведения. Копинг
— это преодоление стресса, деятельность
личности по поддержанию баланса между
требованиями среды и собственными ресурсами.
Копинг-стратегий — это актуальные ответы
личности на воспринимаемую угрозу, способы
управления стрессом, психологической
защиты; пассивно-оборонительные формы
реагирования в патогенной жизненной
ситуации; психическая деятельность, направленная
на спонтанное изживание последствий
психической травмы; адаптивные механизмы,
предохраняющие от болезненных чувств
и воспоминаний. Анализируя процессы психологической
компенсации у слабослышащих детей, Л.С.
Выготский выделял несколько линий его
компенсаторного развития: реальную, фиктивную
(настороженность, подозрительность, мнительность),
бегство в болезнь, когда ребенок добивается
известных выгод, но не избавляется от
трудностей. Иногда ребенок компенсирует
трудности агрессивными действиями по
отношению к социальной среде. Так, ребенок,
вследствие тугоухости занимающий в играх
последнее место, будет стараться помыкать
детьми младшего возраста. Участие, взаимопомощь,
эмоциональная поддержка, понимание, терпимость
— мощные психологические средства раскрытия
потенциальных возможностей человека,
укрепляющие его веру в свои силы, восстанавливающие
позитивное отношение к себе, поддерживающие
социально-психологическое благополучие.
Компенсация отклонений
как процесс
Компенсаторные процессы
протекают под постоянным контролем
и проходят несколько фаз:
- обнаружение нарушения в работе
организма;
- оценка параметров нарушения,
его локализации и выраженности;
- формирование программы компенсаторных
процессов и мобилизации нервно-психических
ресурсов индивида;
- отслеживание реализации программы;
- закрепление достигнутых результатов.
Процессы компенсации
у детей, в отличие от взрослых,
специфичны. У взрослых функции ЦНС
уже сложились, приняли характер
стройной организации, что дает широкие
возможности взаимозаменяемости и
переключения в случае нарушения
какой-либо из них. Аномальные дети проходят
особый путь психического развития, когда,
благодаря условиям специального обучения
и воспитания, формируются новые
функциональные системы, развиваются
способы действий и усвоения социального
опыта. Детский организм обладает огромной
пластичностью и податливостью.
При оценке возможностей развития функций
у ребенка следует учитывать
не только уже сформировавшиеся функциональные
системы, но и находящиеся в стадии
созревания и становления — зону
ближайшего развития. В детском возрасте
многие функции ЦНС находятся
в состоянии формирования, в результате
на разных стадиях развития ребенка
сложившиеся механизмы компенсации
изменяются прежде всего под влиянием
обучения. При отклоняющемся развитии
сохраняется тот же принцип протекания
нервных процессов, что и при развитии
в норме, но образуются новые межфункциональные
связи и отношения. Перестройка функций
при разных формах аномального развития
ребенка обнаруживается обычно в изменении
сигнальных систем, обеспечивающих передачу
внешних воздействий в кору мозга и реализацию
систем обратных связей, с помощью которых
регулируются движения и действия. Процесс
компенсации развивается одновременно
по разным каналам. Взаимодействие сохранных
анализаторов при перестройке функций
позволяет, в зависимости от условий и
содержания деятельности, выполнять одну
и ту же работу разными способами. Одни
виды сигнализации могут быть заменены
другими. При сформировавшихся способах
компенсации используются вариативные
приемы действий с помощью сигналов, поступающих
со слухового, кожного, двигательного,
зрительного и других сохранных анализаторов.
В специальном обучении для развития приемов
и способов самоконтроля и саморегулирования
действий широко применяются разнообразные
оригинальные упражнения. Благодаря этому
сложившиеся механизмы компенсации постоянно
изменяются, при этом непосредственные
чувственные компоненты постепенно отодвигаются
на задний план и все шире используются
высшие формы позна¬вательной деятельности:
анализ, обобщающее восприятие, речь и
др. Выготский формулирует так называемый
закон превращения минуса дефекта в плюс
компенсации: достигая в своем развитии
того же, что и нормальный ребенок, глухой
или слепой ребенок добивается этого иным
способом, иными путями и средствами, поэтому
особенно важно знать своеобразие пути,
по которому следует повести ребенка.
Принципиально важно рассматривать каждое
из вторичных нарушений в картине отклоняющегося
развития не только с негативной стороны,
но и как некоторое проявление своеобразного
поступательного хода развития той или
иной функции. К. Бюрклен отмечал возможность
положительной оценки некоторых недостатков
слепого: «Слепой всюду на что-нибудь натыкается»,
— говорит зрячий, но при этом забывает,
что непосредственное соприкосновение
с предметами большей частью необходимо
слепому для того, чтобы установить их
наличие или положение. В структуре аномального
развития наряду с вторичными отрицательными
симптомами возникает и ряд симптомов
положительной адаптации ребенка к социальной
среде. Например, для ребенка с нарушением
слуха своеобразным средством компенсации
речевого общения являются мимика и жесты.
Сначала он пользуется лишь указательными
жестами, затем жестами, имитирующими
действия, позднее с помощью выразительных
движений описывает и пластически изображает
предметы. Так возникает естественная
мимико-жестикуляторная речь. У детей,
с раннего возраста лишенных зрения, интенсивно
развиваются некоторые способности, достигающие
минимального развития в норме. Например,
«шестое чувство» как способность улавливать
наличие приближающихся предметов возникает
в результате развивающейся способности
интегрировать раздражения, воспринимаемые
сохранившимися анализаторами. Для слепых
характерны также развитые способности
осязания, слуховой памяти и др. Особую
роль в приспособлении играет речь, на
основе которой вырабатываются понятия.
Словесные обобщения у незрячих нередко
предшествуют возникновению представлений
об окружающих предметах и служат их основой.
У глухих детей многие явления не могут
быть восприняты из-за нарушения слуха,
но это частично компенсируется словесными
объяснениями. То, что умственно отсталый
ребенок не всегда улавливает непосредственно
(тонкие детали и признаки), постоянно
пополняется окружающими специальными
объяснениями. Как уже отмечалось, компенсаторные
механизмы при частичном дефекте имеют
своеобразие, зависящее от использования
остаточной функции анализатора. Важно,
что возможности использования остаточной
функции в процессе обучения непрерывно
нарастают за счет развития зависящей
от пострадавшего анализатора функции.
Например, своевременное и адекватное
развитие устной речи и слухового восприятия
при нарушениях слуха в большинстве случаев
повышает возможности слуховой функции.
Эффект приспособления ребенка с отклонением
в развитии зависит и от его индивидуальных
особенностей. Чем больше у него сохранных
познавательных возможностей, тем выше
эффект приспособления. Особое значение
имеют личностные качества: интерес, положительная
эмоциональная направленность на окружающий
мир, способность к произвольной деятельности,
активность личности и др. При некоторых
формах отклоняющегося развития (например,
при умственной отсталости или сочетанных,
сложных нарушениях) нормализация высших
форм познавательной деятельности имеет
известные границы. Компенсация не является
стабильным состоянием, она очень уязвима
к различным, внутренним и внешним, патогенным
факторам. Возрастные кризы, психогенные
ситуации, соматические заболевания, черепно-мозговые
травмы, нервные стрессы и переутомление
могут привести к срыву нервной системы
и декомпенсации.
Декомпенсация- это утрата достигнутого
ранее компенсаторного эффекта под влиянием
патогенных воздействий. При декомпенсации
у ребенка резко снижается работоспособность,
нарушаются темпы развития, усвоение учебного
материала замедляется, различные задания
выполняются неравномерно, изменяется
отношение к окружающим, учебе, внимание
становится неустойчивым. В таких случаях
рекомендуется щадящий режим с ограничением
учебной нагрузки.
Компенсация и
коррекция
Одна из главных задач
специальной психологии — поиск
эффективных путей компенсации
при различных нарушениях развития,
одновременно это и задача специального
образования. Л.С. Выготский выделил
особенности взаимодействия процессов
коррекции и компенсации, а именно:
- включение аномального ребенка
в разнообразную социально значимую деятельность
и создание активных и действенных форм
детского опыта;
- применение медицинского воздействия
для преодоления первичных дефектов и
корригирующего психолого-педагогического
воздействия в борьбе с вторичными отклонениями;
чем теснее связано вторичное отклонение
с первичным дефектом, тем сложнее его
коррекция;
- специальное воспитание по
собственным методикам обучения на основе
выработки у ребенка интереса и потребностей
в такой деятельности;
- включение людей с различными
нарушениями в активную трудовую деятельность,
которая обеспечивает условия для полноценной
интеграции в общество;
- уровень компенсации определяется,
с одной стороны, характером и степенью
дефекта, резервными силами организма,
с другой
внешними социальными
условиями.
Термин «коррекция» (от лат.
correctio — исправление) начал использоваться
с конца XIX в., но первоначально относился
лишь к умственно отсталым детям. Коррекция
отклоняющегося развития — это система
психолого-педагогических мер, направленных
на исправление, ослабление или сглаживание
недостатков психофизического развития
детей. В коррекционном воздействии выделяют
два направления:
исправление отдельных дефектов
и их последствий и
целостное влияние на личность
ребенка.
В целом коррекция познавательной
деятельности и физического развития
в сочетании с формированием
личности особого ребенка называется
коррекционно-воспитательной работой.
Всякий дефект снижает социальную полноценность
ребенка во всех ее проявлениях, поэтому
коррекционные воздействия не сводятся
к набору специальных упражнений,
а охватывают весь учебно-воспитательный
процесс. По отношению к общему образованию
коррекция выступает как подсистема,
в которой условно можно выделить
коррекционное обучение, коррекционное
воспитание и развитие. В специальной
литературе часто встречается определение
коррекции как способа компенсации
дефекта. Однако с точки зрения педагогики
это понятие более широкое, поскольку
именно коррекция определяет степень
компенсации нарушений в развитии
аномального ребенка. В специальном
детском учреждении важнейшую роль
играет принцип коррекционной направленности
обучения.
Специальные методы работы
с аномальными детьми позволяют
развить их познавательные возможности.
Так, в процессе обучения слепых добиваются
повышения осязательного и слухового
восприятия, в той или иной степени
замещающих зрение. Овладение глухими
детьми словесной речью приводит
к перестройке всей их познавательной
деятельности на новой, более высокой
основе. Формирование у умственно
отсталых детей умений и навыков
дает им возможность овладевать знаниями,
развивает более сложные формы
мышления. Специальные технические
средства, применяемые при обучении
отдельных групп детей, также
ведут к расширению возможностей
познания и коррекции первичного
дефекта. В ряде случаев оказывается
необходимым исправлять у аномальных
детей сопутствующие дефекты, например
нарушения двигательной сферы у
умственно отсталых или слепых. Коррекция
достигается в процессе всей учебной работы
и на специальных занятиях — логопедических,
лечебной гимнастики и др. Чем раньше начинается
специальное психолого-педагогическое
воздействие, тем лучше развивается процесс
компенсации. Коррекционная работа на
ранних этапах развития предупреждает
последствия первичных нарушений и способствует
развитию ребенка в благоприятном направлении.
По мере развития процессов компенсации
обнаруживается самостоятельность учащихся
в планировании и осуществлении своих
действий; вырабатываются рациональные
способы выполнения работы (сокращение
количества приемов, уменьшение затрат
времени на выполнение подсобных движений,
совмещение действий, выработка ритмичности
и автоматизированности движений, использование
творческих приемов при выполнении различных
операций и др.). К числу благоприятных
условий формирования компенсации относятся:
— ранняя диагностика и начало коррекционных
воздействий; — правильно организованная
система обучения и воспитания; построение
учебного процесса на основе применения
специальных приемов и методов коррекционно-воспитательной
работы; — использование принципа соединения
обучения с трудом; — хорошая психологическая
атмосфера в детском коллективе, взаимопонимание
педагогов и учащихся; — правильная организация
режима учебной работы и отдыха детей,
исключающая перегрузки; — чередование
методов обучения учащихся; — использование
технических средств, специального оборудования
и учебных пособий.