Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:09, реферат
История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios — душевный), возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур). Уже среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).
Введение.
История исследования высших функций
мозга тесно связана с
Представители материалистического направления (например, Демокрит) считали, что душа и тело едины, и не видели особых отличий между душой человека и душами животных. Напротив, представители идеалистического мировоззрения (Сократ, Платон и др.), рассматривали душу как явление, не связанное с телом и имеющее божественное происхождение.
Отдельные мыслители того времени, как правило, занимавшиеся практической медициной (Алкмеон Кротонский, Герофил, Эразистрат), высказывали догадки о связи психической деятельности с мозгом. Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) и его последователи, тщательно изучая анатомию и физиологию, обобщая свой врачебный опыт, пытались выявить особенности и закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента, хотя объяснения замеченных ими явлений часто были весьма наивными
Первые экспериментальные
Глава1. Психофизиологические идеи Декарта
1.1 Краткие биографические сведения.
Рене Декарт (1569 – 1650) – выдающийся французский философ, физик, математик, физиолог. Выходец из дворянской семьи, он получил хорошее образование, после чего служил вольнонаемным офицером в войсках разных европейских военачальников. Принимал активное участие в боевых действиях. Оставив службу, занялся научными изысканиями, поселившись в Нидерландах. Его научны труды были запрещены к изданию как католической, так и протестантской церковью.
1.2 Общий характер научного творчества
Научное творчество Декарта отражает противоречивый характер его времени. Это, в частности проявляется в дуалистическом (двойственном) характере его философии. Декарт признает одновременное существование противоположных и несводимых друг к другу начал – материальной (телесной) и духовной субстанций. Идеалистическое учение о духовной субстанции включало признание бессмертия души.
Декарт – материалист оставил значительный след в философии (учение о всеобщности материи и ее постоянном движении), математике (понятие функции и переменных, обозначения системы координат, степеней числа, порядок записи уравнений и т.д.), физике (закон сохранения количества движений; закон преломления луча на границе двух сред), астрономии (представление о множественности миров) и др.[2].
Успех и предрасположенность к механико-математическим исследованиям, а также господствовавшие в то время общенаучные концепции определили соответствующий подход Декарта к рассмотрению проблем в иных областях знания, в том числе – из области физиологии ВНД.
1.3 Психо-физиологические работы Декарта
В современной науке Декарта приято считать основоположником естественнонаучного анализа поведения животных и части человеческих действий. Им фактически сформулировано понятие рефлекс, хотя сам термин введен позже.
Исследования в области физиологии человека стали для Декарта естественными в связи с разработкой философского вопроса о сути и функционировании «телесной субстанции». Ученый сознавал недостаточность анатомических и физиологических сведений, накопленных его предшественниками, и потому проводил самостоятельные эксперименты. Так, он подробно исследовал строение различных органов человека, а также строение человеческого зародыша на разных стадиях развития [2].
Механистический взгляд на мир, господствовавший в то время, в развитие которого внес большой вклад и сам Декарт, оказал определяющее влияние на его теорию функционирования живых организмов. Старшим современников Декарта Уильямом Гарвеем было открыто кровообращение. Работа сердца им была сопоставлена с работой помпы (насоса), перекачивающей жидкость. Декарт оценил его работы и приложил механических принцип к объяснению сущности произвольных и непроизвольных движений животных и человека.
Поскольку достоверные знания об устройстве нервной системы в то время были ничтожны, Декарт представлял ее в виде «трубочек, в которых есть сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены» [3, с.601]. По этим трубочкам проносятся легкие воздухообразные частицы – «животные духи».
Согласно его представлениям внешний импульс приводит эти «духи» в движение, заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются в мышцы, (термин «рефлекс» и означает отражение). Под воздействием «животных духов» мышцы раздуваются, меняется их форма, что сопровождается двигательными актами [5].
Реакция мышц – признаваемый ныне
неотъемлемый компонент поведения.
Поэтому умозрительная
Главная идея этой схемы состояла в причинной (детерминированной) связи между действием стимула и ответной реакцией [2]. И.П. Павлов в знак высокой оценки этой идеи Декарта распорядился поставить его бюст у дверей своей лаборатории [5, с. 77]. Фактически, схема Декарта давала описание рефлекторной дуги с разделением на центробежную и центростремительную части. Декарт объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.
Еще одной темой исследований Декарта
в области психофизиологии
Под страстями автора этой книги понимал все то, что душа испытывает, когда мозг сотрясают «животные духи» (= нервные импульсы). Иными словами, не только мышечные реакции, но и психические состояния он связывал с жизнью тела, т.е. давал материалистическое толкование их природе [6].
Отказываясь от понятия души для объяснения возникновения психических состояний, Декарт оставлял за ней в качестве важнейшей и единственной функции осознание собственных проявлений. Тем самым ученый дал новый предмет психологической науке – сознание [6].
Декарт подразделял страсти на первичные и вторичные. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом. Их шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Назначение этих страстей – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно и, в итоге, совершенствовать человека. Все прочие страсти – разновидности первичных [4].
В учении Декарта о «страстях» важным для дальнейшего изучения было выделение в их природе телесного компонента и мысли о предмете. Первое придает им непроизвольный характер, а второе позволяет управлять и воспитывать. Лучшим средством овладения страстями является опыт.
Признание за душой способность
к осознанию собственных
Изучая содержание сознания, Декарт
приходит к выводу о существовании
трех видов идей: порожденных человеком,
приобретенных из чувственного опыта
и врожденных. Лишь последние, по его
мнению, дают человеку знания о сущности
окружающего мира. Из последнего положения
позже выросло понимание
Признавая независимость тела и
души (сознания), Декарт охарактеризовал
способ их сосуществования, названный
впоследствии психофизическим
Заключение
Многие философы античности (в т. ч. Гиппократ) занимались изучением высших функций мозга, которые в то время не отделялись от психических явлений. Несмотря на очевидный недостаток практических знаний, они сумели только путем построения логический рассуждений очень далеко продвинуться в изучении ВНД и связать ее индивидуальные особенности с характером, темпераментом, памятью и т.д.
Закат эпохи античности в V веке н.э. характеризовался повсеместным распространением христианской религии в Западной Европе. В эпоху средневековья роль церкви во всех сферах человеческой жизни была чрезвычайно велика. Это привело к отказу от материалистического взгляда на психические и многие другие явления, а также пресечению в корне любого экспериментального исследования человека.
С начала эпохи Возрождения античные
представления о мироустройстве
начали в некоторой степени
Список литературы
1.Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
2. Декарт. БСЭ. М.: БЭС. 1952.
3. Декарт Р. Избранные произведения. М.: 1950. (цитируется по 6.)
4. Ждан А.Н. История психологии. М.: МГУ 2008.
5. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. М.: 1936. т.1
6. Лучинин А.С. История психологии М.: 2005
7. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Academia 2008. т.1
8. http://sbio.info/page.php?id=