Психофизиологические идеи декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:09, реферат

Описание

История исследования высших функций мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios — душевный), возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур). Уже среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).

Работа состоит из  1 файл

история психологии.docx

— 21.95 Кб (Скачать документ)

Введение.

История исследования высших функций  мозга тесно связана с изучением  психической деятельности, начало которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического, как показывает само название (от греч. psychios — душевный), возникло у античных мыслителей и философов. Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах древнегреческих и римских ученых (Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур). Уже среди них были материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал (воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические явления из нематериальной субстанции (души).

Представители материалистического  направления (например, Демокрит) считали, что душа и тело едины, и не видели особых отличий между душой человека и душами животных. Напротив, представители идеалистического мировоззрения (Сократ, Платон и др.), рассматривали душу как явление, не связанное с телом и имеющее божественное происхождение.

Отдельные мыслители того времени, как правило, занимавшиеся практической медициной (Алкмеон Кротонский, Герофил, Эразистрат), высказывали догадки о связи психической деятельности с мозгом. Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) и его последователи, тщательно изучая анатомию и физиологию, обобщая свой врачебный опыт, пытались выявить особенности и закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента, хотя объяснения замеченных ими явлений часто были весьма наивными

Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем римского врача Галена (129— 201гг.н.э.), по мнению которого душевная деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Гален испытывал действие различных  лекарственных веществ на животных организмах, наблюдал их поведение  после перерезки нервов, идущих от органов чувств к мозгу.

Глава1. Психофизиологические идеи Декарта

1.1 Краткие биографические сведения.

Рене Декарт (1569 – 1650) – выдающийся французский философ, физик, математик, физиолог. Выходец из дворянской семьи, он получил хорошее образование, после чего служил вольнонаемным  офицером в войсках разных европейских  военачальников. Принимал активное участие  в боевых действиях. Оставив службу, занялся научными изысканиями, поселившись  в Нидерландах. Его научны труды  были запрещены к изданию как  католической, так и протестантской церковью.

1.2 Общий характер научного творчества

Научное творчество Декарта отражает противоречивый характер его времени. Это, в частности проявляется  в дуалистическом (двойственном) характере  его философии. Декарт признает одновременное  существование противоположных  и несводимых друг к другу начал  – материальной (телесной) и духовной субстанций. Идеалистическое учение о духовной субстанции включало признание  бессмертия души.

Декарт – материалист оставил  значительный след в философии (учение о всеобщности материи и ее постоянном движении), математике (понятие  функции и переменных, обозначения  системы координат, степеней числа, порядок записи уравнений и т.д.), физике (закон сохранения количества движений; закон преломления луча на границе двух сред), астрономии (представление  о множественности миров) и др.[2].

Успех и предрасположенность к  механико-математическим исследованиям, а также господствовавшие в то время общенаучные концепции  определили соответствующий подход Декарта к рассмотрению проблем  в иных областях знания, в том  числе – из области физиологии ВНД.

1.3 Психо-физиологические работы Декарта

В современной науке Декарта  приято считать основоположником естественнонаучного  анализа поведения животных и  части человеческих действий. Им фактически сформулировано понятие рефлекс, хотя сам термин введен позже.

Исследования в области физиологии человека стали для Декарта естественными в связи с разработкой философского вопроса о сути и функционировании «телесной субстанции». Ученый сознавал недостаточность анатомических и физиологических сведений, накопленных его предшественниками, и потому проводил самостоятельные эксперименты. Так, он подробно исследовал строение различных органов человека, а также строение человеческого зародыша на разных стадиях развития [2].

Механистический взгляд на мир, господствовавший в то время, в развитие которого внес большой вклад и сам Декарт, оказал определяющее влияние на его  теорию функционирования живых организмов. Старшим современников Декарта  Уильямом Гарвеем было открыто кровообращение. Работа сердца им была сопоставлена с  работой помпы (насоса), перекачивающей жидкость. Декарт оценил его работы и приложил механических принцип к объяснению сущности произвольных и непроизвольных движений животных и человека.

Поскольку достоверные знания об устройстве нервной системы в то время  были ничтожны, Декарт представлял  ее в виде «трубочек, в которых  есть сердцевина или внутреннее вещество, которое тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда оно берет  свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены» [3, с.601]. По этим трубочкам проносятся легкие воздухообразные частицы – «животные духи».

Согласно его представлениям внешний  импульс приводит эти «духи» в  движение, заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются в  мышцы, (термин «рефлекс» и означает отражение). Под воздействием «животных  духов» мышцы раздуваются, меняется их форма, что сопровождается двигательными  актами [5].

Реакция мышц – признаваемый ныне неотъемлемый компонент поведения. Поэтому умозрительная декартова  схема стала открытием для  той области знаний, которая ныне называется нейрофизиологией. Она объясняла  рефлекторную природу поведения  без обращения к душе как к  силе, движущей телом.

Главная идея этой схемы состояла в причинной (детерминированной) связи  между действием стимула и  ответной реакцией [2]. И.П. Павлов в знак высокой оценки этой идеи Декарта распорядился поставить его бюст у дверей своей лаборатории [5, с. 77]. Фактически, схема Декарта давала описание рефлекторной дуги с разделением на центробежную и центростремительную части. Декарт объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мускулатуры, но и многие вегетативные акты.

Еще одной темой исследований Декарта  в области психофизиологии стало  взаимодействие души и тела. Они  составили содержание его последней  книги – «Страсти души».

Под страстями автора этой книги  понимал все то, что душа испытывает, когда мозг сотрясают «животные  духи» (= нервные импульсы). Иными  словами, не только мышечные реакции, но и психические состояния он связывал с жизнью тела, т.е. давал материалистическое толкование их природе [6].

Отказываясь от понятия души для  объяснения возникновения психических  состояний, Декарт оставлял за ней в  качестве важнейшей и единственной функции осознание собственных  проявлений. Тем самым ученый дал  новый предмет психологической  науке – сознание [6].

Декарт подразделял страсти  на первичные и вторичные. Первичные страсти появляются в душе при ее соединении с телом. Их шесть: удивление, желание, любовь, ненависть, радость, печаль. Назначение этих страстей – сигнализировать душе, что полезно телу, а что вредно и, в итоге, совершенствовать человека. Все прочие страсти – разновидности первичных [4].

 В учении Декарта о «страстях» важным для дальнейшего изучения было выделение в их природе телесного компонента и мысли о предмете. Первое придает им непроизвольный характер, а второе позволяет управлять и воспитывать. Лучшим средством овладения страстями является опыт.

Признание за душой способность  к осознанию собственных проявлений, требовало признать за ней способность  к мышлению. Осмысление собственных  проявлений Декарт назвал «внутренним  зрением». Впоследствии оно стало  обозначаться термином «интроспекция» а декартова концепция сознания получило определение «интроспективная» [6]. Несмотря на то, что в дальнейшем понятие о сознании претерпело изменения, заслугой Декарта следует признать то, что оно появилось.

Изучая содержание сознания, Декарт приходит к выводу о существовании  трех видов идей: порожденных человеком, приобретенных из чувственного опыта  и врожденных. Лишь последние, по его  мнению, дают человеку знания о сущности окружающего мира. Из последнего положения  позже выросло понимание рациональной интуиции и рационализма, как одного из подходов к познанию.

Признавая независимость тела и  души (сознания), Декарт охарактеризовал  способ их сосуществования, названный  впоследствии психофизическим взаимодействием.[6]. Суть его состоит в следующем: тело вызывает в душе «страсти» (эмоции, чувственные восприятия), которые «приучают душу желать признанного природой» [3, с. 624]. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, заставляя эту «машину» работать и изменять свой ход [6].

Заключение

Многие философы античности (в т. ч. Гиппократ) занимались изучением  высших функций мозга, которые в  то время не отделялись от психических  явлений. Несмотря на очевидный недостаток практических знаний, они сумели только путем построения логический рассуждений  очень далеко продвинуться в изучении ВНД и связать ее индивидуальные особенности с характером, темпераментом, памятью и т.д.

Закат эпохи античности в V веке н.э. характеризовался повсеместным распространением христианской религии в Западной Европе. В эпоху средневековья  роль церкви во всех сферах человеческой жизни была чрезвычайно велика. Это  привело к отказу от материалистического  взгляда на психические и многие другие явления, а также пресечению в корне любого экспериментального исследования человека.

С начала эпохи Возрождения античные представления о мироустройстве начали в некоторой степени возвращаться. Вновь заявил о себе материалистический подход. Одним из его представителей можно считать Декарта. Этот ученый внес немалый вклад в различные  науки, в том числе физиологию. Декарт фактически сформулировал понятие  рефлекса и рефлекторного кольца, приложив механических принцип к  объяснению сущности произвольных и  непроизвольных движений животных и  человека. Другим немаловажным его  открытием было признание важнейшей  и единственной функцией души - осознание  собственных проявлений. Тем самым  ученый дал новый предмет психологической  науке – сознание.

 

Список литературы

1.Данилова Н.Н. Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Декарт. БСЭ. М.: БЭС. 1952.

3. Декарт Р. Избранные произведения. М.: 1950. (цитируется по 6.)

4. Ждан А.Н. История психологии. М.: МГУ 2008.

5. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии. М.: 1936. т.1

6. Лучинин А.С. История психологии М.: 2005

7. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Academia 2008. т.1

8. http://sbio.info/page.php?id=151

 


Информация о работе Психофизиологические идеи декарта