Психофизиология дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:32, доклад

Описание

Психофизиологическая характеристика — развитие целенаправленного поведения и психических процессов и их мозговое обеспечение в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — существенный этап в развитии познавательной деятельности и формировании целенаправленного поведения. В диапазоне от 3 к 5—6 годам наблюдаются существенные преобразования в коре больших полушарий: специализация нейронов, их типизация как в проекционных, так и ассоциативных областях коры.

Работа состоит из  1 файл

Психофизиология.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

«Психофизиология дошкольного возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Принял:

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Психофизиологическая характеристика — развитие целенаправленного поведения и психических процессов и их мозговое обеспечение в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — существенный этап в развитии познавательной деятельности и формировании целенаправленного поведения. В диапазоне от 3 к 5—6 годам наблюдаются существенные преобразования в коре больших полушарий: специализация нейронов, их типизация как в проекционных, так и ассоциативных областях коры. Самым существенным моментом структурного созревания коры больших полушарий к 5—6 годам является усложнение системы связей по горизонтали как между нейронами близко расположенных ансамблей, так и между разными областями коры. Одновременно значительные изменения претерпевают и межполушарные связи — к 6—7 годам формируется соединяющее оба полушария мозолистое тело. Таким образом, морфологические преобразования создают реальные предпосылки для формирования интегративных процессов в деятельности ЦНС.

В 3—5 лет Электроэнцефалограмма, отражающая созревание коры и ее взаимодействий с подкорковыми структурами, характеризуется нестабильностью альфа-ритма. К 6 годам альфа-ритм становится доминирующей формой активности со средней частотой 9 Гц. Наиболее существенно к этому возрасту изменяется показатель, отражающий синхронность альфа-ритма в различных областях коры — функция когерентности (КОГ). К 6 годам значение КОГ резко возрастает между отдаленными областями коры (затылочная и лобная) и между двумя полушариями. Это свидетельствует о значительных перестройках функциональной организации мозга. Формирующиеся с возрастом нейронные сети создают все предпосылки для реализации интегративной деятельности мозга как основы целенаправленного поведения и познавательных процессов.

В 3—4 года сохраняется тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий. Практические манипуляции с объектом (схватывание, ощупывание), присущие младенческому возрасту, являются необходимым фактором зрительного опознания. К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследование предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным представлением объекта, что способствует формированию дифференцированного и более адекватного сенсорного образа. На этой основе к 5—6 годам повышается успешность обнаружения различных модификаций объекта.

К 6—7 годам происходят существенные изменения в системной организации зрительного восприятия, отражающие созревание нейронного аппарата коры больших полушарий и возрастающую специализацию корковых зон. Организация системы зрительного восприятия к концу дошкольного возраста за счет специализированного участия проекционных и ассоциативных корковых зон и их взаимодействия обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработки соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению выработки соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта.

Созревание сенсорных систем и совершенствование воспринимающей функции мозга определяют возможность привлечения внимания к более сложным признакам объекта, а это, в свою очередь, способствует более глубокому и полному описанию и опознанию.

В начале дошкольного периода сохраняется значимость новизны как основного возбудителя внимания. Функциональная роль эмоциональной активации в приеме и анализе внешнего стимула особенно велика в возрасте 3—5 лет, когда система восприятия, как отмечалось выше, носит определенные черты незрелости. Еще не сформированы механизмы, обеспечивающие специализированное участие заднеассоциативных структур в зрительном восприятии. Это определяет трудности анализа сложных изображений, не имеющих аналогов в индивидуальном опыте ребенка. При появлении незнакомых абстрактных стимулов дети ограничиваются их общим осмотром и беглым впечатлением. Недостаточность процессов переработки и оценки информации компенсируется эмоциональной активацией, которая, пролонгируя "общение" ребенка с объектом, способствует продуктивной реализации тех перцептивных возможностей, которые имеются к данному возрасту.

Существенные изменения в организации системы восприятия с 6 лет (специализированное вовлечение в анализ и обработку зрительной информации заднеассоциативных отделов) создает условия для углубленного восприятия предметов, оперирования большим набором признаков. Этим изменениям во времени соответствует качественное изменение электрофизиологического коррелята внимания. Усиление тета-ритма в ответ на новые стимулы начинает замещаться зрелым типом реакции активации — блокадой (десинхронизацией) альфа-ритма в каудальных отделах коры. Вовлечение альфа-ритма в процесс внимания по зрелому типу указывает на адекватное включение корковых механизмов в обеспечение внимания, на начало процесса его кортикализации при сохранении вклада эмоциональной активации и высокой эффективности эмоционально привлекательных стимулов. На основе структурно-функционального созревания коры больших полушарий в старшем дошкольном возрасте появляется и развивается возможность произвольной регуляции по внешней инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.       Психофизиология. Словарь. авторы Безруких М. М., Фарбер Д. А., издательство ПЕР СЭ, Москва, 2005

2.       www. wiki.myword.ru



Информация о работе Психофизиология дошкольного возраста