Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:13, доклад
Психогенетика является областью науки, возникшей на стыке психологии и генетики. Как часть психологии психогенетика принадлежит к более широкой области - психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии), которая, в свою очередь, является частью общей психологии. Дифференциальная психология занимается исследованием индивидуальных различий между людьми или группами людей. В сферу ее компетенции входит довольно широкий диапазон проблем (Егорова М.С., 1997). В частности, одной из задач дифференциальной психологии является изучение происхождения индивидуальных различий, а именно роли биологических и социальных причин их возникновения.
1.1. Психогенетика как область науки. Предмет психогенетики
Психогенетика является областью
науки, возникшей на стыке психологии
и генетики. Как часть психологии психогенетика
принадлежит к более широкой области -
психологии индивидуальных различий (дифференциальной
психологии), которая, в свою очередь, является
частью общей психологии. Дифференциальная
психология занимается исследованием
индивидуальных различий между людьми
или группами людей. В сферу ее компетенции
входит довольно широкий диапазон проблем
(Егорова
М.С., 1997). В частности, одной из задач
дифференциальной психологии является
изучение происхождения индивидуальных
различий, а именно роли биологических
и социальных причин их возникновения.
Одним из направлений исследований в этой
области является изучение роли наследственных
и средовых факторов в формировании межиндивидуальной
вариативности различных психологических
и психофизиологических характеристик
человека. Это и есть основной предмет
психогенетики. Несомненно, психогенетику
можно отнести к разряду дисциплин, составляющих
естественно-научные основы психологии.
Место психогенетики в генетике обозначить несколько
сложнее. Генетика как наука изучает закономерности
наследственности и изменчивости. Классификация
областей генетики может осуществляться
по различным принципам. Например, в основу
может быть положен объект изучения (генетика
растений, генетика микроорганизмов, генетика
человека и т.д.). В этом случае психогенетика
является частью генетики человека. В
основу другого принципа классификации
может быть положен уровень изучения (молекулярная
генетика, цитогенетика, генетика популяций и т.д.),
и тогда классическая психогенетика скорее
может быть отнесена к популяционной генетике,
поскольку изучает причины изменчивости
психологических признаков (происхождение
индивидуальных психологических различий
в популяциях). Выделяют также определенные
направления внутри крупных областей
генетики, связанные с предметом изучения
и поставленными задачами, например, сельскохозяйственная
генетика, фармакогенетика, медицинская
генетика и др. В этом отношении психогенетика
является частью генетики поведения, включающей
также генетику поведения животных и нейрогенетику. Если придерживаться классификации,
опирающейся на выделение основных методов
исследования, то психогенетика, скорее
всего, может быть отнесена к сфере компетенции
биометрической генетики, поскольку в
основном имеет дело с количественными
признаками и использует обширный арсенал
средств математической статистики, разработанный биометриками. Вместе с тем все эти классификации
достаточно условны, поскольку существует
взаимодействие и взаимопроникновение
отдельных областей генетики, как и в любой
другой науке.
Нужно отметить, однако, что в современной
зарубежной научной литературе, которая
выходит преимущественно на английском
языке, термин "психогенетика" практически
не употребляется. Для обозначения этой
научной дисциплины обычно используется
название "генетика поведения человека"
("human behavioral genetics"). Некоторое время
назад, особенно в немецкоязычной литературе,
можно было встретить и иные обозначения.
Например, в 1969 г. вышло руководство по
генетике человека под редакцией П.Е. Беккера,
одна из глав которого называлась "Humangenetische
Psychologie" (Bracken
H., 1969), что вполне допустимо перевести
на русский язык как "психогенетика".
В 1982 г. была опубликована книга немецкого
психогенетика Ф. Вайса (Weiss
V., 1982), в которой интересующая нас
область знаний прямо обозначена как "психогенетика"
(Psychogenetik).
В отечественной психологии для
обозначения дисциплины в высшей школе
прочно закрепилось название "психогенетика".
В научной и учебной литературе можно
встретить наряду с термином "психогенетика"
также и термины "генетика поведения"
или "генетика поведения человека",
которые часто употребляются как синонимы.
Однако за названием науки стоит и определенное
содержание. Прежде чем определить, каково
будет содержание излагаемого здесь курса,
необходимо понять, что вкладывается в
само понятие поведения в отечественной
и зарубежной психологии.
Если заглянуть в различные словари и
справочники, то в большинстве из них мы
не найдем четкого единого определения,
что такое поведение. Во втором издании
"Большого толкового психологического
словаря" А. Ребера 1995 г., переведенного
на русский язык и изданного в нашей стране
в 2001 г., поведение кратко определяется
как "родовой термин, охватывающий действия,
деятельность, реакции, движения, процессы,
операции и т.д., то есть любую измеряемую
(курсив наш) реакцию организма" (Большой
толковый..., 2001. С. 51). Однако дальнейшие рассуждения
автора по поводу определения понятия
"поведение" приводят его к заключению,
что в настоящий момент "имеется конфликт
между, с одной стороны, настоятельной
потребностью сохранить психологию объективной
и точной и, с другой - расширять ее область,
изучая познание и нейропсихологию, чтобы
объяснить то, что делают организмы".
Автор полагает, что сам термин "поведение"
в психологии "был случайным. Сегодня
он употребляется в таком значении, которое
отражает теоретическую точку зрения
того, кто его использует, и сейчас уже
нельзя сказать, что у него есть четкая
область определения" (Там
же. С. 52), (Хрестомат.
1.1).
В своем предисловии к учебнику "Психогенетика"
(1999) И.В.
Равич-Щербо, один из ведущих специалистов
в этой области, основатель первой в нашей
стране лаборатории психогенетики, уделяет
значительное внимание проблеме названия
науки и различным толкованиям понятия
"поведение" (Хрестомат.
1.2). Автор подчеркивает неправомерность
отождествления психологии с наукой о
поведении и считает, что область знаний,
которую можно было бы назвать психологической
генетикой, правильнее именовать психогенетикой,
а не генетикой поведения человека, как
это принято на Западе.
Таким образом, интересующая нас область
науки в нашей стране не всегда обозначается
одинаково. Нам кажется, что в этом нет
большой беды. По-видимому, нет смысла
отказываться от принятого у нас названия
учебного курса "Психогенетика":
оно емко, кратко и хорошо обозначает область
предмета. Что касается области науки,
то здесь можно иметь различные точки
зрения. Строго говоря, при современном
уровне интеграции науки, следовало бы
принять то обозначение, которое является
общепризнанным, чтобы не разговаривать
на разных языках, однако для "внутреннего"
употребления привычный для нас термин
"психогенетика" следует сохранить,
но договориться, какое содержание будет
стоять за этим наименованием.
Совершенно очевидно, что принятое
во всем мире название одной из областей
генетики - "Генетика поведения" ("behavioral
genetics") - это родовое название. В него
входят все разделы генетики, занятые
изучением тех проявлений жизнедеятельности
животных и человека, в осуществлении
которых принимает участие мозг и нервная
система. Все эти проявления объединяются
общим термином "поведение". Таким
образом, генетика поведения в целом включает
в себя все уровни изучения, начиная от
молекулярного и нейронного и кончая собственно
психологическим. Если исходить из такого
понимания, то психологическая генетика
(психогенетика) является частью генетики
поведения и охватывает лишь психологический
уровень изучения. Что же входит в этот
уровень? Думается, что определить это
непросто, подобно тому, как непросто определить,
что такое поведение. Нам кажется, что
наиболее конструктивным решением проблемы
будет сочетание принятого в нашей стране
названия "психогенетика" с тем содержанием,
которое в мировой науке вкладывается
в название "генетика поведения человека".
Современная же генетика поведения человека
охватывает чрезвычайно широкий круг
проблем. Она имеет дело со всеми уровнями
изучения наследственности, начиная с
молекулярного и кончая популяционным,
использует в качестве моделей эксперименты
с животными, занимается проблемами наследственности
не только нормальных психологических
характеристик, но и различных психических
заболеваний и отклоняющегося поведения,
изучает среду развития и действие генов в процессе развития, пытается
найти и локализовать на хромосомах главные
гены, управляющие поведением, и еще многое
другое. Обо всем этом мы и попытаемся
рассказать на страницах данного учебника.
1.2. История возникновения психогенетики
Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глубокую древность. Сохранились письменные свидетельства того, что в древних цивилизациях велась работа по селекции растений и животных (рис. 1.1 а, б). Древние натурфилософы и врачи пытались проникнуть и в тайны наследственности человека (Хрестомат. 1.3).
Основой для их умозаключений служили повседневные наблюдения: сходство родителей и потомков (причем, не только во внешности, но и в характере, походке, способностях), участие мужского семени в зачатии, передача по наследству некоторых болезней и уродств. Одной из наиболее волнующих загадок природы всегда было определение пола. По этому поводу выдвигались самые разнообразные гипотезы, большей частью основанные на принципе равновесия и борьбы противоположностей (двух начал - мужского и женского, сильного и слабого, теплого и холодного, влажного и сухого, правого и левого). Приматом того или иного объяснялось рождение ребенка мужского или женского пола и его большее сходство с одним из родителей. Естественно, древние почти ничего не знали о внутреннем устройстве тела человека, даже происхождение семени поначалу связывали с головным мозгом. Женскую яйцеклетку удалось обнаружить только после изобретения микроскопа. Строение женских репродуктивных органов долгое время не было известно, поскольку изучение анатомии на человеческих трупах до начала III в. до н.э. не практиковалось.
Обратите внимание на выделенные места текста. Множество первоначал в смешении многообразном - что же это, если не гены? А жеребьевка? Это же второй закон Менделя - независимое комбинирование. Чуть выше в тексте объясняется сходство с прадедами, т.е. известное нам проявление признаков через поколение. Среди наследуемых признаков мы видим и голос, а это ведь не внешнее сходство. Это типичный поведенческий признак. Написано же это было более тысячи лет назад. Не правда ли - поразительно!
И опять же упоминается
не только о внешних различиях, но
и несходстве в поведении (см. выделенные
фрагменты текста). У Лукреция мы видим
скорее подчеркивание роли наследственности
в существовании различий между животными
(в данном случае рассматриваются породы
одомашненных животных).
Итак, древние были стихийными генетиками,
скорее селекционерами, поскольку разведением
сельскохозяйственных животных и растений
человек начал заниматься с незапамятных
времен. Конечно, не только продуктивные
качества животных, но и их поведение привлекали
внимание, ведь нрав животного играет
не последнюю роль в общении с ним человека.
Вы наверняка вспомните собак, наших неизменных
спутников. Это именно те животные, селекция
которых велась в основном по поведенческим
признакам. Если бы поведение не наследовалось,
вряд ли удалось бы сейчас иметь то огромное
разнообразие пород, которое поражает
нас на "собачьих" выставках.
Если бы развитие биологической науки
остановилось на том этапе, когда в середине
XIX в. был опубликован знаменитый трактат Чарльза
Дарвина "Происхождение видов путем
естественного отбора", то без всяких
специальных исследований можно было
бы с уверенностью утверждать, что поведение
наследуется, поскольку это один из мощнейших
механизмов адаптации в эволюции. Адаптация
означает приспособление, а выживают наиболее
приспособленные. Следовательно, любые
формы поведения, способствующие выживанию,
должны закрепляться в процессе естественного
отбора, а это возможно только в случае
их наследования.
Мы начали свой экскурс в историю генетики
с упоминания о взглядах древних на наследственность
и изменчивость и затем сразу же перешли
в науку весьма недавнего прошлого (XIX
век). Такой скачок не случаен. Действительно,
между учениями о наследственности, существовавшими
еще до нашей эры, и взглядами Ч. Дарвина
на тот же предмет не так уж много различий.
К сожалению, уровень развития науки того
времени и существовавшие длительное
время религиозные запреты на изучение
биологии человека не позволили далеко
продвинуться в познании наследственности
человека. Только с появлением революционных
взглядов Ч. Дарвина о роли наследственности,
изменчивости и естественного отбора
в эволюции живых организмов биологическая
наука совершила огромный рывок, результатом
которого стало появление специальной
науки о наследственности и изменчивости,
которая получила известное нам всем имя
"Генетика". Годом рождения генетики
как науки считается 1900 г. - год повторного
открытия законов Г. Менделя одновременно
тремя независимыми исследователями (К.
Корренсом, К. Чермаком и Г. де
Фризом).
Однако та наука, которой посвящен
настоящий учебник ("Психогенетика"),
по существу, даже старше самой генетики.
Первое капитальное исследование в области
психогенетики принадлежит перу сэра Фрэнсиса
Гальтона (двоюродного брата Чарльза
Дарвина), человека незаурядного, разносторонне
одаренного, внесшего весомый вклад в
развитие многих отраслей науки и практики,
часто весьма далеко отстоящих одна от
другой. Достаточно сказать, что его научные
интересы охватывали такие области, как
география, этнография, метеорология,
антропология, психология, биометрика и психометрика, математическая статистика,
криминалистика, и в каждой из них его
след представлен открытиями и разработками,
актуальность которых не утратила своего
значения и по сей день (Канаев
И. И., 1972). Можно вспомнить, что ему принадлежат
такие идеи, как использование близнецов
в качестве естественного эксперимента
для генетических исследований человека
и применение отпечатков пальцев в криминалистике.
Эволюционная теория Ч. Дарвина оказала
огромное влияние на научные интересы
Ф. Гальтона. Его неизменно привлекало
изучение человека во всем разнообразии
его проявлений, и, конечно, он не мог оставить
в стороне попытку понять природу этого
разнообразия. Он впервые в научном трактате
поставил рядом такие понятия, как "nature"
(природа) и "nurture" (воспитание, среда,
образ жизни). Ему хотелось понять, что
делает людей столь различными - их биологические
задатки (наследственность) или особенности
среды, в которой они развивались.
"Биологическое и социальное",
"врожденное и приобретенное", "наследственное
и средовое" - такие пары понятий часто
можно встретить на страницах книг и статей,
посвященных в основном методологическим
аспектам изучения человека. Эти привычные
для нас сочетания аналогичны гальтоновским
"nature and nurture". На первый взгляд кажется,
что эти словосочетания взаимозаменяемы,
однако это не совсем так.
Понятно, что биологические особенности
человека как вида Homo sapiens накладывают
ограничения на возможности его адаптации
к различным условиям существования, но
в то же время чрезвычайно развитая система
социальных отношений эти возможности
расширяет. Что же важнее - биологическое
или социальное? Для каких способностей
человека важнее его биологическая организация,
а для каких - социальные условия? Может
ли человечество создать настолько благоприятные
возможности для развития каждого, что
биологические ограничения отступят на
задний план? Во все времена люди задавали
вопросы подобные этим и искали на них
ответы. До сих пор полемика по этому поводу
бывает настолько острой, что в нее вовлекаются
не только ученые, но и общество в целом,
особенно когда речь идет о биологических
различиях между полами или между расовыми
или этническими группами.
Что же понимается под биологическим и
социальным в человеке? Биологическое
- это все особенности человека, связанные
с его биологической организацией. Это
и его наследственная конституция, и все
те особенности функционирования организма,
которые сложились в процессе развития.
Биологическая организация человека постоянно
изменяется, причем могут возникать такие
биологические особенности, которые не
имеют никакого отношения к наследственности
(например, последствия физической травмы).
Так что понятие "биологическое"
гораздо шире, чем аналогичные ему понятия
"наследственное" и "врожденное".
Пожалуй, оно ближе всего к гальтоновскому
"nature" (природное). Под социальным
чаще всего подразумевают социальные
контакты человека: в семье, в школе, на
работе и т.д. Понятие "социальное"
обычно не включает физическую среду обитания
(климат, загрязнения атмосферы, уровень
шума, характер питания, жилища, и т.п.).
Таким образом, понятие "социальное"
намного уже по сравнению с понятием "средовое".
Гальтоновское "nurture", которое часто
буквально переводится как "питание",
безусловно, включает в себя и физическую
среду.
Обратимся теперь к понятиям "врожденное"
и "приобретенное". Под врожденным,
как правило, подразумевают все то, с чем
человек появился на свет, т.е. данное ему
при рождении. Часто врожденное отождествляют
с наследственным, забывая что в период
внутриутробного развития плод испытывает
множество различных средовых влияний.
Таким образом, рождаясь, человек несет
в себе отпечаток приобретенного во внутриутробном
периоде. Оперировать терминами, которые
в значительной мере интерферируют друг
с другом, на наш взгляд, сложно и непродуктивно.
В современной психогенетике принято
работать с более четко определенными
понятиями "наследственное" и "средовое",
хотя в зарубежных популярных статьях
и учебниках часто встречается гальтоновское
"nature and nurture". Под "наследственным"
понимается все, что связано с генами и
ДНК человека, в первую очередь разнообразие
генетических конституций, существующее
в человеческих популяциях. Под "средовым"
- все условия среды, в которых действие
генов реализуется, причем на всех уровнях,
начиная с биохимического и кончая социальной
средой. Таким образом, разнообразие людей
складывается из разнообразия их генов
и тех условий среды, которые они испытывали
в процессе своего развития.
Наиболее заманчиво было
исследовать происхождение
Первой научной публикацией в этой области
можно считать вышедшую в 1865 г. статью
Ф. Гальтона под названием "Наследственный
талант и характер". А в 1869 г. выходит
и первая книга Ф. Гальтона по психогенетике "Наследственный
гений: исследование его законов и последствий".
В 1875 г. этот труд Ф. Гальтона был переведен
на русский язык и в несколько сокращенном
варианте опубликован под названием "Наследственность
таланта, ее законы и последствия". В
1996 г. этот перевод книги Ф. Гальтона был
переиздан под тем же названием (Хрестомат.
1.4). В 1874 г. увидела свет еще одна
книга Ф. Гальтона "Люди английской
науки: их природа и воспитание". Таким
образом, годом зарождения психогенетики
можно условно считать 1865 год появления
первой научной публикации по проблеме
наследуемости психических свойств (см.
примечание 1).
Идея исследования наследственности
таланта зародилась у Ф. Гальтона в этнографических
экспедициях при изучении умственных
особенностей различных рас. Впоследствии
он обратил внимание на некоторые характерологические
черты, присущие известным английским
семействам, и восстановил в памяти природные
наклонности своих товарищей по школе
и университету, сопоставляя их с последующими
достижениями. Его все более поглощала
мысль о том, что умственные способности
передаются по наследству. В предисловии
к своей книге "Наследственность таланта"
Ф. Гальтон пишет: "Теория наследственности
таланта, хотя к ней обыкновенно относятся
с недоверием, находила себе защитников
и между прежними писателями, и между новейшими.
Но я объявляю притязание на то, что я первый
пытался разработать этот предмет статистически,
пришел к таким результатам, которые могут
быть выражены цифрами, и применил к изучению
наследственности закон уклонения от
средних величин" (Гальтон
Ф., 1996. С. 5) (см.
примечание 2). Действительно, основной заслугой
Ф. Гальтона был чисто научный подход к
проблеме. Сознавая весь уровень ответственности
за те выводы, которые ему предстояло сделать,
Ф. Гальтон чрезвычайно обстоятельно подошел
к планированию и проведению исследования.
Им были проштудированы сотни страниц
биографических словарей и мемуаров, применены
новые статистические подходы к оценке
чрезвычайно сложного по объему и разнообразию
фактического материала. Многие его статистические
разработки послужили основой для развития
биометрики, психометрики и психодиагностики. Ф. Гальтона можно назвать "отцом"
современной статистики. Один из его учеников
и соратников, известный английский математик
К. Пирсон является основателем журнала
"Биометрика" (Biometrics).
С наибольшей тщательностью Ф. Гальтон
исследовал интеллектуальные способности.
Он применил для классификации людей по
уровню их одаренности уже существовавший
тогда закон А. Кетле об уклонении от средних
величин и выделил 14 уровней умственных
способностей, расположенных выше и ниже
среднего (по 7 "разрядов" с каждой
стороны)
Используя результаты экзаменов
в Кембриджском университете и Королевской
Военной Коллегии, Ф. Гальтон пришел
к выводу, что умственные способности,
подобно росту, образуют непрерывное распределение,
в котором существует некий постоянный
средний уровень, "отклонение от которого
как в сторону гениальности, так и в сторону
идиотизма должно следовать закону, управляющему
уклонением от всякого рода средних величин"
(Гальтон
Ф., 1996. С. 29), причем "люди выдающейся
даровитости по отношению к посредственности
стоят настолько же высоко, насколько
идиоты стоят ниже ее" (Гальтон
Ф., 1996. С. 33). Иными словами, для умственных
способностей характерно Гауссово (нормальное)
распределение.
В понятие природной даровитости Ф. Гальтон
включал не только умственные способности,
но и в обязательном порядке такие качества
характера, как энергию и способность
к тяжелому труду. "Под "природной
даровитостью" я разумею такие качества
ума и характера, которые дают человеку
возможность и способность совершать
действия, ведущие к высокой репутации.
При этом не только способность должна
быть соединена с энергией, но и, кроме
того, необходимо, чтобы с ними была связана
выносливость в труде… Если мне удастся
доказать, в чем я не сомневаюсь, что тройственное
условие - сочетание даровитости, энергии
и способности к тяжелому труду - может
переходить по наследству, то в таком случае
будет тем вероятнее, что каждый из этих
трех элементов (даровитость, энергия
и способность к тяжелому труду) может
быть унаследован" (Гальтон
Ф., 1996. С. 34-35).
Чтобы доказать, что талант наследуется,
Ф. Гальтон рассматривает более 300 семейств,
имеющих в числе своих членов знаменитостей
(см.
примечание 3). Среди них он выделяет 415 человек,
отмеченных особой даровитостью. По его
подсчетам они составляют не более 0,025%
мужского населения. Ф. Гальтон включает
в круг своих интересов широкий спектр
способностей. Им были собраны материалы,
касающиеся родословных не только знаменитых
полководцев, государственных деятелей,
литераторов, художников, музыкантов,
ученых, английских судей, но также и выдающихся
спортсменов, особо отличившихся в гребле
и борьбе. В целом в 300 рассмотренных семействах
Ф. Гальтон насчитывает до 1000 выдающихся
людей. В таблице 1.2 приводятся данные,
касающиеся встречаемости одаренности
среди родственников знаменитых людей.
Наибольшее внимание привлекает тот факт, что число одаренных родственников сокращается по мере уменьшения степени родства. Среди отцов, братьев и сыновей Ф. Гальтон находит 30-50% обладателей незаурядных способностей. Родственники второй степени родства (дяди, племянники, деды, внуки) в большинстве своем не столь талантливы (14-22%), еще более редки даровитые представители среди родственников третьей степени родства (прадеды, правнуки, и др.). Среди прадедов и правнуков их всего 3-5%, но для кузенов эта цифра возрастает до 13%. В несокращенном виде данные Ф. Гальтона приведены в таблице 1.3 (Гальтон, 1996. С. 209).