Психокоррекционные игры, упражнения для людей любого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:18, реферат

Описание

Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его личности.

Содержание

Введение 3
1. Игры и упражнения с целью психокоррекции детей 4
2. Психокоррекционные упражнения для подростков и взрослых 7
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Работа состоит из  1 файл

Психокоррекционные игры и упражнения реф.docx

— 27.13 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение   3

1. Игры и упражнения с целью психокоррекции детей   4

2. Психокоррекционные упражнения  для подростков и взрослых   7

Заключение 10

Список использованной литературы 11

 

 

Введение

 

Психокоррекция и психотерапия являются видами психологической помощи, которые предусматривают активное целенаправленное воздействие на личностный, поведенческий и интеллектуальный уровень функционирования человека. Целью психологической коррекции является устранение недостатков в развитии личности. Психологическая коррекция отличается от психологического консультирования и психотерапии тем, что она не нацелена на изменение взглядов, внутреннего мира личности и может осуществляться даже в том случае, когда клиент не осознает своих проблем и психологического содержания коррекционных упражнений. Психокоррекция также рассматривается как процесс расширения диапазона реагирования клиента на те или иные раздражители, формирование навыков, которые делают его поведение более гибкой, повышают адаптивные возможности его личности.

Задача психокоррекции формулируется  зависимости от адресата (ребенок  с аномальным развитием или личность, которая имеет отклонения и трудности  в пределах психологической нормы), а также содержания коррекционной  работы (коррекция умственного или  эмоционального развития, коррекция  и профилактика невротических состояний  и неврозов).

 

 

1. Игры и упражнения с целью психокоррекции детей

 

Приведем примеры некоторых  игр и упражнений с детьми в  возрасте от семи до одиннадцати лет. Часть упражнений и игр может проводиться непосредственно на уроках литературы, рисования и психологии, так и в специальных группах по 10—14 человек во внеурочное время.

С упражнения «Знакомство» обычно начинается работа с группой детей. Психолог просит каждого из членов группы сделать для себя «визитку» — карточку, на которой не только написано его имя, но и нарисован автопортрет. В том случае, если члены группы не знакомы друг с другом, эта просьба вполне естественна и вопросов не вызывает. Если же участники тренинга друг друга хорошо знают, то психолог просит сделать листки и приколоть их для него, чтобы он не ошибался и быстрее запомнил имена. Рекомендуется, чтобы перед групповым занятием психолог или педагог провел тестовую рисуночную методику «Автопортрет», в которой ребенку предлагается изобразить себя таким, каков он есть на самом деле, и таким, каким он хотел бы быть.

Дополнительный диагностический  материал дают связанные между собой  упражнения «Роли» и «Придумай сказку». Эти упражнения не только служат для диагностики личностных особенностей детей, но и стимулируют развитие воображения, творческих способностей, коммуникативных навыков. В групповых занятиях их можно повторять в различных модификациях.

В упражнении «Роли» ведущий предлагает детям задание: «Иногда мы мечтаем и нам хочется быть кем-то другим. Одному — героем любимой книжки или фильма, другому — каким-то животным или птицей, третий хочет стать известным человеком, а четвертый — овладеть интересной профессией, скажем, космонавта. Представьте себе свою мечту и нарисуйте, кем бы вы хотели быть». По ходу выполнения задания ведущий выясняет, почему был выбран тот или иной персонаж, как ребенок воспринимает выбранную роль, как этот персонаж взаимодействует с окружающими. Затем ведущий собирает все рисунки.

После этого один из детей наугад выбирает три-четыре карточки из рук  ведущего и все участники разбиваются  на небольшие группы. Каждой группе дается задание придумать свою сказку, персонажами которой являются те герои, животные, люди, которых дети выбрали для себя в упражнении «Роли». Для психолога важно проследить, как ведет себя в сказке, во взаимодействии с другими героями выбранный  ребенком персонаж. При случайном  подборе персонажей бывает достаточно трудно объединить в одном осмысленном  повествовании различных героев (например, тигра, Чипполино, Карлсона и бизнесмена), но зато сюжеты, которые в этих условиях придумывают дети, — прекрасный материал для диагностики творческой изобретательности, нешаблонного мышления. Расхождения полученных результатов с данными тестирования способностей позволяют выявить детей со скрытыми резервами, а также проанализировать факторы, препятствующие проявлению одаренности.

Например, важным параметром является чувствительность к реакции группы на выбранный ребенком персонаж, на поведение этого персонажа в  придуманных сказках.

Во многих случаях причины, мешающие проявлению одаренности во время тестировання, кроются в  особенностях семейных взаимоотношений. Именно они приводят к пониженной самооценке одаренного ребенка, неуверенности  в своих силах, повышенной зависимости  от мнения окружающих, ярко выраженной тревожности.

Для выяснения этих причин используется, в частности, упражнение «Члены семьи», перед которым рекомендуется провести в индивидуальном порядке методику «Рисунок семьи».

Ведущий предлагает группе играть в  семью и для этого сделать  кукол. Каждый ребенок самостоятельно выбирает себе персонаж — «пана», «мама», «бабушка», «старший» или «младший брат» и т.н. Затем все рисуют и вырезают из картона кукол. После этого ребята обсуждают, получится ли из имеющихся персонажей семья, если, например, уже есть семь «паи», две «мамы» и одна «сестра». Группа решает, кого нужно добавить, кому следует сменить своих персонажей. Когда «семья» оказывается сформированной, дети начинают играть, причем первоначально каждый исполняет роль сделанного им самим персонажа. Несколько первых игр дети придумывают сами. Затем ведущий предлагает различные ситуации, в которых предстоит действовать этой семье. Она участвует в престижном телевизионном конкурсе, в котором ее ожидают сложные задачи, неожиданные ситуации; планирует свой летний отдых и т.д.

Большинство задач, которые предстоит  решить членам «семьи», представляют собой  задания, аналогичные тем, которые  используются при диагностике интеллекта и творческих способностей (предлагаются логические задачи разной степени сложности, нешаблонные задачи, головоломки). Таким  образом, используется прием «скрытого» задания. Задачи, аналогичные тем, которые  используются в психологических  тестах, частично маскируются ситуацией  привычной для детей ролевой  игры в семью. Принципиально важным условием является новизна этих заданий  для всех членов группы. Психолог может  ввести в группу новый кукольный  персонаж, взять на себя роль одного из членов «семьи» пли поменять ролями участников группы; это дает возможность  более гибко и естественно  управлять ходом игры.

Описанное упражнение играет исключительно  важную психодиагностическую роль в  выяснении внутрисемейного климата, в котором живет ребенок. На основе выбора персонажа, готовности или нежелания  сменить его на другой, игровых  реплик психолог определяет отношение  ребенка к членам его реальной семьи, потребность в них, человеческие качества, которые он ценит или  отвергает. Особое внимание психолог обращает на выбор персонажа и обоснование  этого выбора в тех случаях, когда  ребенок предпочитает неполную «семью». Результаты выполнения «замаскированных» тестовых заданий дают диагностический материал для оценки интеллектуальной, творческой и социальной одаренности, а также позволяют судить о том, в какой степени тс или иные выявленные в игре особенности семейных взаимоотношений влияют на продуктивность деятельности ребенка. Упражнение предоставляет психологу богатейшие возможности для коррекции отношения ребенка к членам его реальной семьи, его поведения в семье. Во время игры, мягко корректируя ситуации, диалоги, ведущий способствует созданию максимально конструктивного и комфортного психологического климата в изображаемой кукольными персонажами «семье». Тем самым психолог помогает ребенку понять, в меру его возможностей, отношения в семье, мотивы требований к нему взрослых, правильный стиль взаимодействия с братьями и сестрами. Здесь пеихокоррекционная работа неразрывно с вязана с психодиагностическом, с выявлением психологических преград, тормозящих проявление и развитие креативности.

 

2. Психокоррекционные  упражнения для подростков и  взрослых

 

Упражнение “Конфликт рук”

Инструкция: Подростку предлагается закрыть глаза, сосредоточиться на своих руках и вложить в них свою энергию. Ничего не говоря, познакомившись с руками сидящего рядом человека, побороться с ним, сначала шутя, а затем побить их, вложив в них силу, помириться с помощью рук, попрощавшись, открыть глаза.

Рефлексия:

– Расскажи, что происходило с  тобой в разные моменты “общения”  с чужими руками.

– Что ты переживал в момент ссоры и борьбы? Ты почувствовал его?

– Что хотелось сделать? Нравится ли тебе конфликтовать с кем бы то ни было?

Упражнение “ В стране вещей”

Инструкция: Необходимо разобраться в конфликтных ситуациях, мысленно принимая на себя роль того или иного предмета (карточки: стол и солонка, вилка и ложка, парта и пенал)

Рефлексия:

– В какой роли тебе было комфортнее? Почему?

Упражнение “Закончи предложение”

– Конфликт – это плохо, потому что…

– Конфликт – это хорошо, потому что…

Вывод: Конфликты полезны, при умении их конструктивно разрешать.

Беседа с подростком о том, умеет  ли он разрешать конфликт? Если да, какие  способы он использует?

Разбор конфликтных ситуаций (по карточкам)

Рефлексия:

– Что нового ты узнал сегодня  на занятии?

– Было ли оно полезным для тебя?

– Что ты понял, какие выводы смог сделать?

– Что ты будешь использовать в  жизни из того, что узнал сегодня? Есть ли такие моменты?

Упражнение “Фокусировка”

Инструкция: Подростку предлагается удобно расположиться в кресле. Отдавая себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела, почувствовать его тепло. Например, по команде “Тепло!” надо сосредоточиться на своем теле, по команде “Рука” – на правой руке, “Кисть!” – на кисти правой руки, “Палец!” – на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” – на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд. Продолжительность упражнения 5 минут.

Упражнение “Стаканчик”

Инструкция: Психолог ставит на ладонь мягкий одноразовый стаканчик и говорит: “Представь, что этот стаканчик – сосуд для самых твоих сокровенных чувств, желаний, мыслей. В него ты можешь положить то, что для тебя действительно важно и ценно, это и есть, то, что ты любишь и чем очень дорожишь” На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент психолог сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у подростка. Важно обсудить, что почувствовал подросток, и что ему хотелось сделать.

– Когда у человека могут возникнуть такие же чувства?

– Кто ими управляет?

– Куда они деваются потом?

– То, что ты пережил сейчас –  это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как ты это пережил, и есть твоя настоящая реакция  на стресс, реакция на проблемы, которые  возникают у тебя, в том числе  и в общении с другими людьми.

– Психолог вводит понятия стадий стресса: адаптация, истощение жизненной  энергии – внутренние (эмоциональное  внутреннее состояние – гнев, страх) и внешние стрессоры (холод, шум).

 

 

Заключение

 

Система игр и упражнений подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей детей, а  также от конкретных целей диагностики, коррекции, развития и обучения. Важно при определении целей и задач психокоррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности.

Психокоррекции подлежат следующие  недостатки характера: повышенная возбудимость, гневливость, конфликтность, повышенная импульсивность, пессимизм, легкомыслие, упрямство, безразличие, неопрятность, чрезмерное стремление к наслаждению, гипертрофированная активность или  пассивность, замкнутость, болезненная  застенчивость, склонность к воровству, негативизм, склонность блуждать, лживость и т.д. Эти недостатки могут быть дискретными и касаться только определенных аспектов эмоционально-волевой сферы или иметь тотальный характер и быть связанными с акцентуация характера, ведущими переживаниями, системой отношений и ценностных ориентаций.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург : Деловая книга, М.: Изд. центр «ACADEMIA» 1995. - 128 с.
  2. Бондаренко О. Ф. Психологическая помощь: теория и практика: Учеб. пособие. - К.: Укртехпрес, 2007. - 216 с.
  3. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: Пособие для студентов психол. ф-тов ун-тов. - СПб: Паритет, 2009. -244 с.
  4. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум: Межличностные отношения: Метод. рекомендации. - СПб: Речь, 2006 - 40 с.
  5. Ломов Б. Ф. Человеческий фактор и прикладная психология // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Педагогика, 2007. - С. 51-61
  6. Мей Р. Искусство психологического консультирования. - М.: КЛАСС, 2005. - 144 с.
  7. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. - М.: Владос, 2008. - 528 с.
  8. Немов Р. С. Психология. - В 3 кн. - М.: Владос, 2006 - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.
  9. http: www.pedlib.ru
  10. http: www.korzunovo7.okis.ru

Информация о работе Психокоррекционные игры, упражнения для людей любого возраста