Психокоррекция школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 03:58, практическая работа

Описание

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЯ 9

Работа состоит из  1 файл

1992 ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ-отчет по практике.doc

— 64.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 3

Основная  часть 4

Заключение 8

Приложения 9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Я, ________________, студентка факультета психологии, проходила учебно-ознакомительную практику в школе искусств.

Продолжительность практики –  5 недель, с 29 ноября по  31 декабря        2010 года.

     Данное учебное заведение представляет собой небольшое трехэтажное здание. В этой школе хорошая материально-техническая база, созданы все благоприятные условия для педагогов и их учеников. Основной целью практики было - ознакомление со спецификой деятельности педагога-психолога в данном учреждении, в частности, с работой педагога-психолога, связанной с психокоррекцией школьной тревожности.

     Задачами  практики были следующие:

  1. освоение практических профессиональных умений и навыков;
  2. проведение тестирований;
  3. анализ полученной в результате исследований информации;
  4. обработка информации;
  5. ознакомление с методами психокоррекции.

     В процессе прохождения практики были выполнены следующие задания:

        1. Проведение исследований с помощью различных тестов и методик.
        2. Изучение основ коррекционной работы со школьниками.
        3. Ознакомления с особенностями помощи тревожным детям.
        4. Ознакомление с документаций.
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 
 

     Школьная  тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей. Ребенок начинает чувствовать собственную неполноценность. Но, как правило, такое поведение ребенка не вызывает сильного беспокойства со стороны взрослых. Однако, тревожность – это один из предвестников невроза и работа по его преодолению очень важна.

     Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас не реальные для ребенка.

     Из-за нарастания тревожности и связанной  с ней низкой самооценки, снижаются  учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу  и т.д.

     Основными признаками тревожности являются: ребенок  не может долго работать, не уставая; ему трудно сосредоточиться на чем-то; любое задание вызывает излишнее беспокойство; во время выполнения заданий очень напряжен и скован; смущается чаще других; часто говорит о напряженных ситуациях; жалуется, что ему снятся страшные сны; руки у него обычно холодные и влажные и т.д.

     В целом неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.

     Это все и обосновывает значимость проведения психологом работы не только с ребенком, но и со взрослыми (педагогами, родителями). Со взрослыми работа школьного педагога-психолога  заключается в проведении консультаций, на которых он пытается донести, что концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за неверные действия, можно помочь ребенку снизить уровень его тревожности и этим способствовать успешному выполнению учебных задач.

     В общем виде коррекционная работа психолога с детьми представляет собой совокупность нескольких этапов:

     1.     Определение сути проблемы.

     2. Разработка представлений о предполагаемых  результатах коррекционной работы.

     3.    Приемы и методы работы, которые  соответствуют поставленным задачам1.

     На  начальном этапе педагог-психолог выявляет наличие у ребенка тревожности и страхов, это возможно сделать с помощью методов неоконченных предложений и рисования страхов, также это можно использовать специальный тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

     После этого психолог приступает непосредственно к работе по снятию школьной тревожности и страхов. Она может проводиться в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании необходимых щадящих условий в семье и школе, поддерживающим ребенка, позитивном отношении к нему со стороны окружающих.

     Для налаживания отношений со сверстниками психолог использует игры и групповые  или парные упражнения, которые предполагают организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности («Совместный рисунок», «Тропинка», «Письмо» и др.); принятие детьми различных ролевых обязательств: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д. («Иголка и нитка», различные сюжетные ролевые игры); переживание общих чувств успеха и неудачи.

     Для формирования позитивной «Я-концепции», устойчивой положительной самооценки тревожных детей используются следующие  приемы:

  • Создание ситуаций успеха.
  • Создание условий для осмысления ребенком себя, своих поступков и социальных отношений (этап рефлексии занятия).
  • Организация ситуаций позитивной обратной связи и продуктивной критики (рефлексия занятий, «Горячий стул» и др.)

     Снятие  мышечного напряжения представляет собой еще одно направление психокоррекции. При работе с тревожными детьми очень важно использовать игры на телесный контакт2, а также упражнения на релаксацию и массаж.

     При работе с родителями тревожных детей  следует обращать их внимание на следующие моменты. Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать успехи своего ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые обижают и унижают достоинство ребенка, например «дурак», даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Полезно снизить количество замечаний в адрес ребенка. Нельзя угрожать детям не выполнимыми наказаниями. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь кризисных ситуаций, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Возможные рекомендации родителям представлены в Приложении 3.

     Таким образом, коррекционная работа педагога-психолога с детьми представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, и данная работа заключается не только в непосредственной работе с детьми и их трудностями, но и в работе с педагогами и родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     За  время практики было приобретено основное для психолога умение – умение проводить диагностику, в частности, за время данной практики было приобретено умение проводить диагностику детей, у которых наблюдалась тревожность. Также были приобретены следующие умения:

     1. Проводить исследование детей.

     2.    Обрабатывать результаты, полученные  в результате тестирований.

     3.  Проводить консультации с родителями  детей и с педагогами.

     4.    Проводить беседы и коррекционную работу с самими детьми.

     После прохождения практики хотелось бы отметить, что психологическую помощь ребенку необходимо оказывать еще на этапе подготовки к школе для того, чтобы предотвратить появление школьной тревожности и страхов, связанных с обучением в школе.

     Также хотелось бы предложить педагогам-психологам больше проводить консультаций с педагогами и родителями детей, так как только совместными усилиями они могут помочь ребенку справиться с появляющимися у него трудностями и помогут они уже более эффективно, нежели помощь будет оказывать только психолог. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Алгоритм  построения коррекционной  работы 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

Игры  для тревожных  детей 

     «Воздушный  шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей.

     Все играющие сидят или стоят в  кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

     «Подарок  под елкой». Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

     «Представьте  себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхвание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданный подарок перед вами! Вы рады? Улыбнитесь!»

     После выполнения задания, если дети захотят, с ними можно обсудить, кто о  чем мечтает.

     «Дудочка». Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

     «Давайте  поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на вдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!». 
 
 
 
 

Приложение 3 

Рекомендации  родителям тревожных  детей 

    1. Общаясь с  ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
    2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
    3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить.
    4. Доверяйте ребенку. Будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
    5. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
    6. Чаще хвалите его, но только так, чтобы он знал, за что его хвалят.

Информация о работе Психокоррекция школьной тревожности