Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2011 в 03:58, практическая работа
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8
ПРИЛОЖЕНИЯ 9
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 8
Приложения 9
ВВЕДЕНИЕ
Я, ________________, студентка факультета психологии, проходила учебно-ознакомительную практику в школе искусств.
Продолжительность практики – 5 недель, с 29 ноября по 31 декабря 2010 года.
Данное учебное заведение представляет собой небольшое трехэтажное здание. В этой школе хорошая материально-техническая база, созданы все благоприятные условия для педагогов и их учеников. Основной целью практики было - ознакомление со спецификой деятельности педагога-психолога в данном учреждении, в частности, с работой педагога-психолога, связанной с психокоррекцией школьной тревожности.
Задачами практики были следующие:
В процессе прохождения практики были выполнены следующие задания:
ОСНОВНАЯ
ЧАСТЬ
Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, родителей. Ребенок начинает чувствовать собственную неполноценность. Но, как правило, такое поведение ребенка не вызывает сильного беспокойства со стороны взрослых. Однако, тревожность – это один из предвестников невроза и работа по его преодолению очень важна.
Высокая
тревожность приобретает
Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки, снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность приводит к ряду других особенностей – желанию следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу и т.д.
Основными признаками тревожности являются: ребенок не может долго работать, не уставая; ему трудно сосредоточиться на чем-то; любое задание вызывает излишнее беспокойство; во время выполнения заданий очень напряжен и скован; смущается чаще других; часто говорит о напряженных ситуациях; жалуется, что ему снятся страшные сны; руки у него обычно холодные и влажные и т.д.
В целом неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности.
Это все и обосновывает значимость проведения психологом работы не только с ребенком, но и со взрослыми (педагогами, родителями). Со взрослыми работа школьного педагога-психолога заключается в проведении консультаций, на которых он пытается донести, что концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за неверные действия, можно помочь ребенку снизить уровень его тревожности и этим способствовать успешному выполнению учебных задач.
В общем виде коррекционная работа психолога с детьми представляет собой совокупность нескольких этапов:
1. Определение сути проблемы.
2.
Разработка представлений о
3.
Приемы и методы работы, которые
соответствуют поставленным
На
начальном этапе педагог-
После этого психолог приступает непосредственно к работе по снятию школьной тревожности и страхов. Она может проводиться в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы, а также в специальной группе. Она будет иметь эффект только при создании необходимых щадящих условий в семье и школе, поддерживающим ребенка, позитивном отношении к нему со стороны окружающих.
Для налаживания отношений со сверстниками психолог использует игры и групповые или парные упражнения, которые предполагают организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности («Совместный рисунок», «Тропинка», «Письмо» и др.); принятие детьми различных ролевых обязательств: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д. («Иголка и нитка», различные сюжетные ролевые игры); переживание общих чувств успеха и неудачи.
Для формирования позитивной «Я-концепции», устойчивой положительной самооценки тревожных детей используются следующие приемы:
Снятие мышечного напряжения представляет собой еще одно направление психокоррекции. При работе с тревожными детьми очень важно использовать игры на телесный контакт2, а также упражнения на релаксацию и массаж.
При работе с родителями тревожных детей следует обращать их внимание на следующие моменты. Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать успехи своего ребенка, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи. Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые обижают и унижают достоинство ребенка, например «дурак», даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Полезно снизить количество замечаний в адрес ребенка. Нельзя угрожать детям не выполнимыми наказаниями. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь кризисных ситуаций, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами. Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Возможные рекомендации родителям представлены в Приложении 3.
Таким
образом, коррекционная работа педагога-психолога
с детьми представляет собой комплекс
взаимосвязанных элементов, и данная работа
заключается не только в непосредственной
работе с детьми и их трудностями, но и
в работе с педагогами и родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время практики было приобретено основное для психолога умение – умение проводить диагностику, в частности, за время данной практики было приобретено умение проводить диагностику детей, у которых наблюдалась тревожность. Также были приобретены следующие умения:
1. Проводить исследование детей.
2. Обрабатывать результаты, полученные в результате тестирований.
3.
Проводить консультации с
4. Проводить беседы и коррекционную работу с самими детьми.
После прохождения практики хотелось бы отметить, что психологическую помощь ребенку необходимо оказывать еще на этапе подготовки к школе для того, чтобы предотвратить появление школьной тревожности и страхов, связанных с обучением в школе.
Также
хотелось бы предложить педагогам-психологам
больше проводить консультаций с педагогами
и родителями детей, так как только совместными
усилиями они могут помочь ребенку справиться
с появляющимися у него трудностями и
помогут они уже более эффективно, нежели
помощь будет оказывать только психолог.
Приложение
1
Алгоритм
построения коррекционной
работы
Приложение
2
Игры
для тревожных
детей
«Воздушный шарик». Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие сидят или стоят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».
«Подарок под елкой». Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхвание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданный подарок перед вами! Вы рады? Улыбнитесь!»
После выполнения задания, если дети захотят, с ними можно обсудить, кто о чем мечтает.
«Дудочка». Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«Давайте
поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните
воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте
медленно выдыхать, и на вдохе попытайтесь
вытянуть губы в трубочку. Затем начните
сначала. Играйте! Какой замечательный
оркестр!».
Приложение
3
Рекомендации
родителям тревожных
детей