Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 14:59, реферат
Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте – как психический феномен. А раз язык – это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
Психолингвистика и психосемантика
I.
Психолингвистика
как наука
Это комплексная наука, которая относится
к дисциплинам лингвистическим, поскольку
изучает язык, и к дисциплинам психологическим,
поскольку изучает его в определенном
аспекте – как психический феномен. А
раз язык – это знаковая система, обслуживающая
социум, то психолингвистика входит и
в круг дисциплин, изучающих социальные
коммуникации, в том числе оформление
и передачу знаний.
1). Объект психолингвистики
Остановимся на определении объекта психолингвистики,
приведенном А.А. Леонтьевым:
«Объектом психолингвистики... всегда
является совокупность речевых событий
или речевых ситуаций »
Этот объект психолингвистики совпадает
с объектом лингвистики и других родственных
«речеведческих» наук.
2). Предмет психолингвистики.
«Предметом психолингвистики является
соотношение личности со структурой и
функциями речевой деятельности, с одной
стороны, и языком как главной «образующей»
образа мира человека, с другой» [Леонтьев,
1999, 19].
3). Методы психолингвистики.
Свои методы психолингвистика прежде
всего унаследовала из психологии. В первую
очередь это экспериментальные методы.
Кроме того, в психолингвистике часто
используется метод наблюдения и самонаблюдения.
Из общего языкознания в психолингвистику
«пришел» метод лингвистического эксперимента.
Эксперимент, традиционно считающийся
самым объективным исследовательским
методом, в психолингвистике имеет свою
специфику. В психолингвистике доля прямых
экспериментальных методик (когда регистрируемые
изменения непосредственно отображают
исследуемый феномен), невелика. Зато распространены
так называемые косвенные методики, где
выводы делаются опосредованно, что снижает
эффективность эксперимента.
Из «прямых» методик наиболее часто применяется
методика «семантического шкалирования»,
при которой испытуемый должен разместить
определенный объект на градуированной
шкале, руководствуясь собственными представлениями.
Кроме того, в психолингвистики широко
применяются разнообразные ассоциативные
методики.
При использовании как прямых, так и косвенных
методик возникает проблема интерпретации
результата. Наиболее достоверные результаты
дает применение сочетания или «батареи»
методик, направленных на изучение одного
и того же явления. Так, например, Л.В. Сахарный
рекомендует «...использовать разные экспериментальные
методики и затем сопоставлять полученные
данные» [
Лингвистический эксперимент, применяемый
и в психолингвистике, разработал Л.В.
Щерба. Для разграниченения лингвистического
и психолингвистического экспериментов
необходимо определить, какая именно модель
проверяется. Если это модель языкового
стандарта, то эксперимент лингвистический.
Если же экспериментальным способом проверяется
достоверность модели языковой способности
или речевой деятельности, то это психолингвистический
эксперимент.
От вышеописанных отличается формирующий
эксперимент, при котором изучается не
функционирование определенной языковой
способности, а ее формирование.
Психосемантика
Психосемантика (от греч. semantikos – обозначающий)
— раздел психологии, изучающая развитие
и функционирование системы значений
индивида. Основные проблемы, которые
здесь ставятся, следующие: исследование
существования значений в индивидуальном
сознании в виде образов, знаков, символов,
символических действий, влияния на них
эмоциональных и мотивационных факторов.Основным
методом психосемантики является построение
субъективных семантических пространств.