Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:25, доклад
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Методика А.Р.Лурии
позволяет выявить общий
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А.Л.Венгера “Лабиринт”. Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания - мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
Наиболее распространенными методиками диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:
а) “Объяснение
сложных картин” : ребенку показывают
картинку и просят рассказать, что на ней
нарисовано. Этот прием дает представление
о том, насколько верно ребенок понимает
смысл изображенного, может ли выделить
главное или теряется в отдельных деталях,
насколько развита его речь.
б) “Последовательность
событий” - более сложная методика. Это
серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых
изображены этапы какого-то знакомого
ребенку действия. Он должен выстроить
из этих рисунков правильный ряд и рассказать,
как развивались события. Серии картинок
могут быть по содержанию разной степени
трудности. “Последовательность событий”
дает психологу те же данные, что и предыдущая
методика, но, кроме того, здесь выявляется
понимание ребенком причинно-следственных
связей.
Обобщение и
абстрагирование, последовательность
умозаключений и некоторые другие аспекты
мышления изучаются с помощью методики
предметной классификации. Ребенок составляет
группы из карточек с изображенными на
них неодушевленными предметами и живыми
существами. Классифицируя различные
объекты, он может выделять группы по функциональному
признаку и давать им обобщенные названия
(например, мебель, одежда), может - по внешнему
признаку (“все большие” или “они красные”),
по ситуативным признакам (шкаф и платье
объединяются в одну группу, потому что
“платье висит в шкафу”).
При отборе детей
в школы, учебные программы которых
значительно усложнены и к
интеллекту поступающий предъявляются
повышенные требования (гимназии, лицеи),
использую более трудные
1.4. Волевая готовность
к школьному обучению.
Уже в дошкольном
возрасте ребенок оказывается перед
необходимостью преодоления возникающих
трудностей и подчинения своих действий
поставленной цели. Это приводит к
тому, что он начинает сознательно
контролировать себя, управлять своими
внутренними и внешними действиями, своими
познавательными процессами и поведением
в целом. Это дает основание полагать,
что уже в дошкольном возрасте возникает
воля. Конечно, волевые действия дошкольников
имеют свою специфику: они сосуществуют
с действиями непреднамеренными, импульсивными,
возникающими под влиянием ситуативных
чувств и желаний.
Л.С.Выготский
считал волевое поведение социальным,
а источник развития детской воли
усматривал во взаимоотношениях ребенка
с окружающим миром. При этом ведущую
роль в социальной обусловленности воли
отводил его речевому общению со взрослыми.
В генетическом плане Л.С.Выготский рассматривал
волю как стадию овладения собственными
процессами поведения. Сначала взрослые
с помощью слова регулируют поведение
ребенка, потом усваивая практически содержание
требований взрослых, он постепенно начинает
с помощью собственной речи регулировать
свое поведение, делая тем самым существенный
шаг вперед по пути волевого развития.
После овладения речью слово становится
для дошкольников, не только средством
общения, но и средством организации поведения.
Л.С.Выготский
и С.Л.Рубинштейн считают, что появление
волевого акта подготавливается предшествующим
развитием произвольного
В современных
научных исследованиях понятие волевого
действия трактуется в разных аспектах.
Одни психологи первоначальным звеном
полагают выбор мотива, приводящего к
принятию решения и постановке цели, другие
ограничивают волевое действие его исполнительской
частью. А.В.Запорожец считает наиболее
существенным для психологии воли превращение
известных социальных и прежде всего ,
моральных требований в определенные
моральные мотивы и качества личности,
определяющей ее поступки.
Одним из центральных
вопросов воли является вопрос о мотивационной
обусловленности тех конкретных волевых
действий и поступков, на которые человек
способен в разные периоды своей жизни.
Становится так же вопрос об интеллектуальных
и моральных основах волевой регуляции
дошкольника.
На протяжении
дошкольного детства усложняется характер
волевой сферы личности и изменяется ее
удельный вес в общей структуре поведения,
что проявляется главным образом, в возрастающем
стремлении к преодолению трудностей.
Развитие воли в этом возрасте тесно связано
с изменением мотивов поведения, соподчинения
им.
Появление определенной
волевой направленности, выдвижение
на первый план группы мотивов, которые
становятся для ребенка наиболее
важными, ведет к тому, что руководствуясь
в своем поведении этими
Вместе с тем,
что хотя в дошкольном возрасте и
появляются волевые действия, но сфера
их применения и их место в поведении
ребенка остаются крайне ограниченными.
Исследования показывают, что только
старший дошкольник способен к длительным
волевым усилиям.
1.5. Нравственная
готовность к школьному
Нравственное
формирование дошкольника тесно
связано с изменением характера
его взаимоотношений со взрослыми
и рождением у них на этой основе
нравственных представлений и чувств,
названных Л.С.Выготским внутренними этическими
инстанциями.
Д.Б.Эльконин связывает
возникновение этических
В раннем детстве
деятельность ребенка осуществляется
преимущественно в
Однако взрослые
продолжают оставаться постоянным притягательным
центром, вокруг которого строится жизнь
ребенка. Это порождает у детей
потребность участвовать в
В условиях повседневного
поведения и общения со взрослыми,
а также в практике ролевой игры у ребенка-дошкольника
формируется обобщенное знание многих
социальных норм, но это знание еще до
конца неосознаваемо ребенком и непосредственно
спаяно с его положительными и отрицательными
эмоциональными переживаниями. Первые
этические инстанции представляют собой
пока еще относительно простые системные
образования, являющиеся зародышами нравственных
чувств, на основе которых в дальнейшем
формируются уже вполне зрелые нравственные
чувства и убеждения.
Нравственные
инстанции порождают у дошкольников
нравственные мотивы поведения, которые
могут быть по своему воздействию более
сильными, чем многие непосредственные,
в том числе и элементарные потребности.
А.Н.Леонтьев на
основании многочисленных исследований,
проведенных им и его сотрудниками,
выдвинул положение, что дошкольный возраст
является периодом, в котором впервые
возникает система соподчиненных мотивов,
создающих единство личности, и что именно
поэтому его следует считать, как он выражается
“периодом первоначального, фактического
склада личности”. Система соподчиненных
мотивов начинает управлять поведением
ребенка и определять все его развитие.
Это положение дополнено данными последующих
психологических исследований. У детей
дошкольного возраста возникает, во-первых,
не просто соподчинение мотивов, а относительно
устойчивое внеситуативное их соподчинение.
Во главе возникающей иерархической системы
становятся опосредованные по своей структуре
мотивы. У дошкольников они опосредуются
образцами поведения и деятельности взрослых,
их взаимоотношениями, социальными нормами,
фиксированными в соответствующих нравственных
инстанциях.
Возникновение
у ребенка к концу дошкольного
возраста относительно устойчивой иерархической
структуры мотивов превращает его
из существа ситуативного, в существо,
обладающее известным внутренним единством
и организованностью, способное руководствоваться
устойчивыми желаниями и стремлениями,
связанными с усвоенными им социальными
нормами жизни. Это характеризует новую
ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву
говорить о дошкольном возрасте как о
периоде “первоначального, фактического,
склада личности”.
1.6. Уровень и
специфические особенности
Путь познания,
который проходит ребенок от 3 до
7 лет, огромен. За это время он много узнает
об окружающем мире. Его сознание не просто
заполнено отдельными образами, представлениями,
но характеризуется некоторым целостным
восприятием и осмыслением окружающей
его действительности.
Психологические
исследования свидетельствуют о том, что
в период дошкольного детства у ребенка
уже складывается самооценка. Конечно,
не такая, как у старших детей, но и не такая,
как у детей раннего возраста. У дошкольников
формирующаяся самооценка опирается на
производимый ими учет успешности своих
действий, оценок окружающих, одобрения
родителей.
К концу дошкольного
возраста ребенок уже становится
способным сознавать себя и то
положение, которое он в данное время
занимает в жизни.
Сознание своего
социального “Я” и
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению