Психологическая интерпретация символов русских народных и авторских сказок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 22:01, доклад

Описание

Как в литературных произведениях, так и произведениях народного творчества – в авторских и народных русских сказках обнаруживается психологический подтекст, узреть который можно, обратившись к психолого-символическому анализу. В основе данного анализа лежит психологическая интерпретация встречающихся в сказках символов.

Работа состоит из  1 файл

Доклад на конференцию.docx

— 22.00 Кб (Скачать документ)

    Психологическая интерпретация символов русских народных и авторских сказок

    Как в литературных произведениях, так  и произведениях народного творчества – в авторских и народных русских  сказках обнаруживается психологический  подтекст, узреть который можно, обратившись  к психолого-символическому анализу. В основе данного анализа лежит  психологическая интерпретация  встречающихся в сказках символов.

    Интерпретации символов в психологии посвящено  огромное количество работ. К проблеме интерпретации символов в сказках  обращаются такие авторы, как К.Г.Юнга, М.-Л. фон Франц и другие.

    Данное  исследование, находящееся в русле  сказкотерапии, актуально и имеет  практическую значимость, поскольку  в сказкотерапии важным является подбор для человека своей, особенной  сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему-то нереализованному, методам  самопомощи, позволяющим справиться с конфликтами, проблемами и жизненными трудностями.

    Цель  исследования: проведение психолого-символического анализа авторских и народных русских сказок, психологическая интерпретация встречающихся в них символов.

    Объект  исследования: русские народные и авторские сказки

    Предмет: психологические символы русских народных и авторских сказок.

    Гипотеза: символическое содержание сказок авторских будет отличаться от символического содержания сказок русских народных.

    Теоретическое исследование заявленной проблемы предполагает проведение теоретического анализа  понятий «образ»,«символ», «архетип», «сказка».

    Образ — «субъективная картина мира или его фрагментов. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий» (Еникеев М.И., 2009).

    К.Г. Юнг пишет, — «…когда я говорю об образе, то разумею при этом не психическое отображение внешнего объекта, а такое созерцаемое, которое  в поэтике именуется образом  фантазии. Такой образ лишь косвенно связан с восприятием внешнего объекта  — он покоится, скорее, на бессознательной  деятельности фантазии и, будучи ее плодом, он является сознанию более или менее  внезапно, как бы вроде видения  или галлюцинации, не имея, однако, их патологического характера» (Юнг К.Г., 1991).

    Мы  употребляем также такое понятие, как символ — «универсальный знаковый образ, несущий в себе социально закрепленный обобщенный смысл» (Еникеев М.И., 2009). Уместным является приведение классификации Э.Фромма (Стюарт В., 1998), выделенной на основе деления объектов по степени символичности. Он выделял три группы: условные (символы, между которыми нет никакой внутренней связи), случайные (символы, возникающие при личных ассоциациях, создаваемых случайными контактами) и универсальные (символы, имеющие внутреннюю связь, которая воспринимается всеми людьми одинаково).

    С понятием символа тесно связано  понятие архетипа – центрального понятия аналитической психологии, означающего суть, форму и способ связи наследуемых бессознательных  первообразов и структур психики, переходящих  из поколения в поколение. В работе «Архетип и символ» К.Г. Юнг (Юнг К.Г., 1991) выделяет такие архетипы, как архетип матери, архетип отца, архетип ребенка, образ трикстера, образ другого, образ маски, самость, архетип Бога.

    Сказка  – повествовательное, обычно народно  – поэтическое произведение о  вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

    Анализу в данной работе подвергнуты следующие авторские сказки: «Капля жизни» И.С.Тургенева, «Краденое солнце» К.И.Чуковского, «Котёнок» Л.Н.Толстого, а также русские народные сказки такие, как «Баба-Яга», «Золотая рыбка».

    В качестве примера рассмотрим с точки зрения символизма сказку И.С. Тургенева «Капля жизни». В сказке мы встречаем следующие символы:

    Мать — природа, земля, плодородие, питание, забота, защита, преданность. С другой стороны, образ матери – это образ женщины вообще, который Юнг (Юнг К.Г., 1991) обозначил как Анима. Это бессознательная, женская сторона личности мужчины; персонифицируется в сновидениях образами женщин, варьируя от совратительницы до духовного проводника.

    Отец — владычество, солнечная и небесная сила, духовная, моральная и гражданская власть.

    Ребенок — чистота, потенциальные возможности, невинность, искренность – символ природного, первородного состояния. Ребенок оказывается опосредующим звеном, в котором отражены и анима, и анимус, в том смысле, что он – будущее человека, обладающее всевозможными потенциями. В целом ребенок — залог развития, предчувствие близких изменений. К.Г.Юнг (Юнг К.Г., 1991) в качестве одного из важнейших архетипов выделяет архетип «Дитяти». «Дитя» символизирует и начало пробуждения индивидуального сознания из стихий коллективно-бессознательного, а также смерть и новое рождение.

    Итак, в данной сказке мать символизирует  собой женское начало, землю, защиту; отец — мужское начало, некоторая  небесная сила. Ребенок или мальчик  – чудесный отрок — невинный и бесстрашный – сын земной женщины и некой небесной силы.

    В сказке И.С. Тургенева говорится  о том, что отец и мать мальчика тяжело заболели, но речь идет не о физической немощи, а о душевной болезни. Родители мальчика всей душой желали, чтобы  их ребенок встал на путь самоопределения. Это означает, что мальчику пора было становиться взрослым, самостоятельным, найти свое место в жизни. Но, как  пишет И.С. Тургенев, «мальчик не знал, чем им (родителям) помочь, и сокрушался». И тут, подобно Гласу Божьему, приходит известие о пещере.

    Пещера с первобытных времен – образ убежища, укрытия, а также символ материнской утробы, рождения и возрождения, начала и средоточия жизни, центр мироздания. В мифах и в обрядах инициации пещера часто представляется местом, где сконцентрированы жизнетворные силы земли, где посвящаемые возрождаются в духовном смысле, где души видят небесный свет.

    «Образ пещеры непосредственно связан с процессом второго рождения и даже третьего. Первое рождение – физическое. Второе рождение называют психическим возрождением, которое совершается на уровне возможностей человеческой индивидуальности. Третье рождение происходит в плане духовном и открывает путь к надындивидуальным состояниям человека» (Стюарт В., 1998).

    К.Г. Юнг (Юнг К.Г., 1991) считал, что пещера олицетворяет тайну, неприступность и плотность бессознательного, мотив преодоления внутренних сил.

    В психоаналитике пещера символизирует  внутренне пространство человека –  мрак, темные стихии внутренней жизни, непознанной и потому страшной. Другими словами, мальчик, спускаясь в пещеру, обращается к своему внутреннему миру, встает на путь духовного самопознания.

    В пещере мальчик встречает змей. Змея – знак непрерывного движения. Змея – метафора чужеродного, не нашего, но внедренного в нас.

    Зная  символическое значение змеи, мы можем  заключить, что заглянув в себя, то есть, спустившись в пещеру, мальчик  начинает открывать свои возможности  на пути самопознания. В его внутреннем плане происходит некий поиск  ориентира, поиск смысла, некоторое  движение, динамика. Но мальчик не знает  до конца своих возможностей, не знает возможностей этого движения, он боится. Он испытывает страх перед  змеями, то есть возможностями, которые  дает ему движение в изучении своего внутреннего мира, перед возможностями  самопознания. И.С. Тургенев говорит  в сказке о том, что змей в пещере было много. Там было много разных гадов, тем самым, мы можем заметить, что направлений в познании возможностей своего внутреннего мира у мальчика было много.

    Теперь  обратимся к символическому значению капли воды. Капля воды – эквивалент эликсира жизни, мудрости, ключа к духовному познанию. Вода древний универсальный символ чистоты, источник самой жизни. В психологии вода представляет энергию бессознательного и его таинственные глубины и опасности. Вода – символ целительных сил в душе ребенка.

    В сказке капля воды появляется на своде  пещеры дважды. В первый раз капля  появляется и уходит. И здесь мы можем сказать, что мальчик оказался не готов получить ключ к духовному  познанию, потому что он не мог справиться со страхом и ничего не делал, чтобы  его преодолеть. То есть мальчик  не мог встать на путь познания, хотя он явно видел существующие у себя возможности. Капля воды появляется второй раз. Мальчик преодолевает страх  и протягивается к капле, открывая рот. Рот может символизировать дыхание жизни. А открытый рот – стремление получить дар новой жизни. Таким образом, мальчик определяет перед собой путь духовного познания (пересилив свой страх) и открывает перед собой источник новой жизни и мудрости, проявляя стремление, что символизирует открытый рот.

    После чего мальчику становятся известны многие тайны, раскрытие которых могло  произойти только в процессе духовного  познания, познания своей души, своего внутреннего мира. И как пишет  И.С. Тургенев мальчик «излечил своих  родителей, и слава о нем далеко пошла по свету», то есть мальчик  показал родителям, что он самостоятельный, знающий и ведающий. И окружающие стали признавать его как взрослого  и способного человека.

    Таким образом, проведенный символический  анализ сказки И.С.Тургенева «Капля жизни», позволяет заключить, что  в символическом прочтении эта  сказка о получении ключа к  духовному познанию и к новой  жизни. «Капля жизни» - это сказка о  том, как мальчик из ребенка, по средствам  самопознания, превращается в мудрого  и самостоятельного человека, творящего  добро на благо человечества, лечащего «не только телесные недуги, но и  душевные немощи».

    В данной сказке мы встречаем такие  архетипы, как «Мать», «Отец» и «Ребенок», а также универсальные символы, к числу которых отнесем такие, как «змея», «капля воды», «пещера».

    В заключении проведенного психолого-символического анализа русских народных и авторских сказок, а также после подробного изучения литературы, мы приходим к следующим выводам:

    Для рассмотренных нами авторских сказок характерно наличие универсальных  символов, к которым можно отнести  такие символы, как «пещера», «поле», «дорога», «дом», «лестница» и ряд  других. Раскрывая психологическое  содержание символов сказки И.С. Тургенева  «Капля жизни» мы обнаружили такие  архетипы, как «Мать», «Отец» и «Ребенок», поскольку она близка по своему сюжету к эпической сказке.

    В рассмотренных нами русских народных сказках встречаются универсальные  символы такие, как «ворота», «лес», «море», «река», «дом» и ряд других. Раскрывая психологическое содержание символов русских народных сказок, мы обнаружили следующие архетипы: «Мачеха», «Баба-Яга», «архетип волшебного помощника – Золотая рыбка». Архетипы, как бессознательные первообразы, переходящие из поколения в поколение, не имеют своего источника в отдельном  индивиде, поэтому они наиболее часто  и четко проявляются в народном творчестве.

    И в сказках народных, и в сказках  авторских мы встретили универсальные  символы, что ни удивительно, поскольку  данная категория символов не имеет  границ своего распространения. Однако, для рассмотренных в ходе настоящего исследования русских народных сказок в большей степени характерны архетипические символы, а для авторских  сказок – универсальные символы. Таким образом, символическое содержание сказок авторских отлично от символического содержания сказок русских народных, что подтверждает предположение  настоящего научного исследования. 

    Литература:

3.Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2009.

4.Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. / Пер. с англ. Н.А. Хмелик – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

Информация о работе Психологическая интерпретация символов русских народных и авторских сказок