Психологическая мысль периода возрождения (конец xv - начало xvii вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:30, лекция

Описание

Исторические, социально-культурные предпосылки появления новых взглядов на человека в период Возрождения и их особенности. Основные направления развития антропологических и психологических идей в культуре Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо. Идеи ренессанса в русле схоластики. Концепция человека Леонардо-да Винчи.

Работа состоит из  1 файл

Экспериментальная психология как самостоятельная наука.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

5.3. Развитие сенсуалистических  идей в рамках  натурфилософской  мысли периода  Возрождения. Натурфилософские идеи Бернардино Телезио и Джираламо Фракасторо

На фоне развития экономической жизни и интереса к изучению природы возникают  широкие натурфилософские обобщения. Стимулом служит обращение к научным  знаниям древности и заимствование  созвучных духу Возрождения идей - эмпиризма, чувственного познания реальности. 
          Во главе эмпирико-натурфилософского направления в Италии стоял
Бернардино Телезио (1509-1588), который, окончив университет в г. Падуе, являющемся центром свободомыслия в то время, создает в Неаполе Общество (Академию) естествоиспытателей (опытного изучения). Это стало примером и стимулировало возникновение научных обществ и в других городах Италии. Известен труд Телезио "О природе вещей" в девяти книгах (1565-1586). 
          В концепции Телезио Бог выносился за пределы физической картины мира, хотя и признавался его творцом. Создав природу, он дает ей возможность развиваться далее самостоятельно. Таким образом, в соответствии с натурфилософскими воззрениями, природа развивается по своим собственным законам. Изучение природы, утверждал Телезио, должно вестись в соответствии с ее собственными началами, без оглядки на
теологию
          Телезио, сторонник опытного познания, считал, что познание действительности, свойств вещей должно опираться на ощущения, опыт. В этом проявлялся его эмпиризм и
сенсуализм
          Он считал, что в основе природы лежат 2 начала: теплота (расширение, разряжение) и холод (сжатие, конденсация), выступающие как основные противоборствующие принципы. Теплота производит движение и жизнь, являясь материальным носителем возникающих психических процессов. Телезио восстанавливает идею
пневмы. Божественная пневма, или "жизненный дух", воплощается в развитии мира (макрокосма), а затем через легкие, артерии, мозг становится материалом души, представляемой им как особое тонкое вещество, называемое, по аналогии со взглядами Лукреция, "духом". 
          Все познание основано, согласно его подходу, на внешнем опыте - запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Из сравнений и связи чувственных впечатлений складывается разум. 
          Обосновывая свои эмпирические идеи, Телезио пишет, что даже геометрия, казалось бы, независимая от чувственности наука - нуждается в опыте, так как построена на сравнении фактов и их переработке путем аналогии. 
          
Материя, движимая силами разряжения и конденсации, действует целесообразно и ориентирована на сохранение достигнутого состояния. Так как психическое (спиритус) есть определенное состояние материи, то ум, чувства и т.д. также подчиняются природному закону самосохранения. 
          Эту же идею Телезио использовал при разработке теории аффектов: в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к самосохранению, в отрицательных - слабость. 
          Он отстаивал взгляд на личность как на высшую ценность и, несмотря на свою естественно-научную ориентацию, считал, что одним движением материи не объяснить особого положения человека, которого отличает бессмертная душа, данная ему Богом. 
          Сходные идеи о зависимости динамики психических процессов от материальных факторов выдвигали
Джироламо Фракасторо (1488-1553) и ученик Телезио Томас Кампанелла (1568-1639). 
          Фракасторо рассматривал знание как постижение не общих сущностей, а индивидуальных, находящихся в движении тел, отстаивая, таким образом, идеи номинализма. Но, в отличие от У. Оккамы, он отклонил "знаковую" теорию и пытался на новых началах восстановить теорию образов.

  • Исходные идеи Фракасторо:
    • не может быть действия без физического контакта;
    • сама по себе душа не может изменяться;
    • изменения в ней вызывают только внешние толчки: "от объекта должно быть послано нечто такое, что непосредственно толкнет душу и изменит ее".

В этих своих позициях Фракасторо выступает как продолжатель механистического детерминизма Демокрита в психологии. 
          Для объяснения
генезиса и структуры образа им использовалась корпускулярная гипотеза (корпускулы отличаются от атомов делимостью и отсутствием пустых промежутков между ними). Фракасторо утверждал, что от вещей отделяются сочетания корпускул (симулакры) - образы, изображения, действующие на органы чувств и оставляющие в них свой отпечаток. Таким образом, ученый развивает особый подход в объяснении психологических явлений - телесный, психофизиологический. 
          Познание определялось им как отделение истинного от ложного. Чтобы перейти от
перцепции к подлинному знанию, душа должна произвести отбор в непрерывном и смешанном потоке чувственных элементов. Для этого она развивает собственную разумную деятельность, но при этом не формирует понятия, а только отбирает и комбинирует идущий извне материал. В этих утверждениях обосновывается первичность внешнего воздействия, главная роль чувственного познания. 

5.4. Идеи ренессанса  в русле схоластики. Психологические  взгляды Пьетро  Помпонацци

Наиболее яркий пример философской мысли Возрождения, развивающейся в русле схоластики - творчество крупнейшего перипатетика, схоласта Пьетро Помпонацци (1462-1525). 
          Он родился в зажиточной семье в Мантуе, окончил Падуанский университет и преподавал философию там же, а с 1512 г. - в Болонском университете. 
          Его труды, на первый взгляд чист схоластического характера, определяли традицию так называемого "падуанского свободомыслия", хотя в целом его
мировоззрение формировалось в традициях схоластики. Его творчество - рождение нового философского содержания в устаревшей форме. 
          Помпонацци - активный участник ренессансной философской мысли. Он говорил о необходимости "обновления философии". Выступал против схоластической закостенелости мысли, боролся с этим, хотя и в рамках традиции. Обвинял схоластику в самоуверенном невежестве, говоря вслед за
Сократом: "Я знаю, что я ничего не знаю". Свой трактат "О фатуме, свободе воли и предопределении" он пишет, дабы преодолеть "собственное невежество". Он мучается, сомневается, ищет истину. Тем самым в его творчестве проявляется новое отношение к познанию, не присущее схоластике. 
          Одна из главных проблем Помпонацци - соотношение разума и веры. Он отстаивает линию "двойственной истины". При этом истины философии у него рациональны, опираются на разумное познание, базируются на разуме и ощущениях, не подлежат искажению ради их согласования с положениями веры. Философствовать надо, считал он, "исходя из естественных начал". Истина едина и достигается именно разумным признанием человека. Она - прерогатива философского знания. 
          Вероучение как закон установления нравственности в народе, согласно Помпонацци, не содержит в себе "ни истины, ни лжи". Отсюда делается вывод о разных задачах религии и философии - воспитании и познании, об их независимости.

  • В 1516 г. Помпонацци пишет "Трактат о бессмертии души". Эту проблему он рассматривает в связи с двумя группами вопросов:
    • 1) показывает, что ее решение зависит от теории познания, понимания сущности человеческого разума;
    • 2) анализирует этическую сторону проблемы, значение тех положений, что следуют из смертности или бессмертия души, для человеческой нравственности.

Его выводы: душа индивида, включая интеллект, уничтожается вместе с телом; душа материальна и смертна. 
          Известно, что наиболее спорный момент у
Аристотеля и Ибн Рушда - зависимость мышления от тела. Помпонацци считал, что мышление предполагает телесные процессы и невозможно без них. Оно невозможно без органов чувств, без ощущений, чувственных образов, представлений. При этом он ссылается на опыт, на Аристотеля, подчеркивает, что поскольку душа есть форма тела, то и разум есть "акт органического, физического тела и, следовательно, во всяком своем действии зависит от органа". 
          Вывод Помпонацци - разум неотделим от материи, от тела. 
          "Аристотель, - писал Помпонацци, - никогда не думал о такой бессмыслице (как отделимое от тела мышление). Человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает свое существование вместе с телом; она никогда не может каким-либо образом действовать или существовать без тела". 
          Но в определенном смысле душа, согласно Помпонацци, нематериальна: когда человек, поднимаясь над животными, проявляет способность к рефлексии, к мышлению, образованию общих понятий, не зависящих от его индивидуальных актов. С этой точки зрения Помпонацци исследует место человека в иерархии сущностей. 
          Он считает, что человек, обладая "не простой, а множественной, не твердо установленной, а двойственной природой, должен быть расположен посреди смертных и бессмертных сущностей".

  • Он находит в структуре мироздания 3 вида одушевленных существ:
    • 1) высшие существа - небесные сущности: нематериальные, духовные, способные к высшему знанию, постижению всеобщего без посредства ощущений, не нуждающиеся в теле и органах;
    • 2) низшие существа - животные: нуждающиеся для того, чтобы познавать, в теле и познающие только частные свойства и явления;
    • 3) человек, занимающий среднее место: люди зависят от тела не как от субъекта, а как от объекта; они не созерцают всеобщее само по себе, но и познают не только частное, а "постигают всеобщее в частном" (Хрестомат. 5.7).

Принадлежность  человека к божественному Помпонацци выводит из этических идей. Он говорит, что когда человеческая душа совершает дела, в которых сходится с духовными сущностями, она именуется божественной, превращается в Бога; когда же совершает поступки зверские, то обретает звериный вид. 
          Помпонацци доказывает нравственность идеи смертности человека и обосновывает превосходство этой идеи над системой, опирающейся на страх загробных мучений и ожидание награды на небесах. Более того, принятие идеи посмертного воздаяния подрывает, по его мнению, общую нравственность, так как ею движет только страх за расплату за грехи. Добродетель же следует предпочесть ради нее самой, ибо в ней самой заложена награда, так же как в пороке - наказание. Земная жизнь - благо. Земное счастье - достижимо, утверждает мыслитель. 
          Но если душа смертна, то в чем смысл (цель) человеческого счастья в земной жизни? Это - постижение высших, надындивидуальных благ, т.е. благо всего человечества.

  • Для достижения этой цели человек должен обладать тремя видами разума:
    • 1) созерцательным (для разумного познания мира);
    • 2) практическим (для различения добра и зла);
    • 3) действующим (для развития механических искусств).

Другими словами, только интеллектуального созерцания недостаточно для достижения цели земной жизни. 
          Доказывая, что счастье достижимо в земной жизни, Помпонацци развивает новую
секуляризованную этику
          Преимущество человека - не в бессмертии, а в способности к познанию и добродетели, утверждает он. 
          Трактат "О бессмертии души" был сожжен по приговору Инквизиции в Венеции. Помпонацци избежал той же участи благодаря помощи друзей. 
          В работе "О причинах естественных явлений, или О чародействе" (1520) Помпонацци выступает против религиозных представлений и суеверий. Он доказывает, что все, происходящее в мире, должно найти свое рациональное, разумное, естественное объяснение. Отрицает демонов из мифов и народных суеверий, их контакты с людьми. "Чудесные" явления объясняются им естественными причинами: воздействием целебных трав, минералов, испарений, восприимчивостью человеческой психики и межпсихическими влияниями, индивидуальными особенностями воображения и впечатлительности человека (
Хрестомат. 5.8). 
          Помпонацци говорит о всеобщей причинности природных явлений, о космическом детерминизме, выступающем в виде философии вечного круговорота. "Закон движения - это закон вечного повторения и нет ничего, чему подобного не было в прошлом и не будет в грядущем; ничего не будет, чего бы ни было, и ничего не было, чего не будет вновь". 
          Известна также работа Помпонацци "О разуме, свободе воли и предопределении" (1520). 
          
Фатум у Помпонацци - воплощение всеобщей причинно-следственной связи в мире. Он отрицает существование случайных событий (беспричинных). Эта всеобщая обусловленность происходящего универсальными причинами и есть фатум. 
          Человеческое поведение включено в общую совокупность причинно-следственных связей. А воля, выбор человека определяется как внешними объектами, так и самой природой человека. Поведение человека инициативно и детерминировано. Помпонацци отрицает идею о божественном всеведении, говорит о личной ответственности человека. 
          Таким образом, П. Помпонацци - лидер движения антиклерикалов, подготовивший путь к развитию опытного изучения природы и человека, утверждению естественно-научных подходов в познании. 

5.5. Концепция человека  Леонардо-да Винчи

Леонардо  да Винчи (1452-1519) - титан Возрождения, гений, блестящий художник, инженер, конструктор машин, ученый-экциклопедист, знаток анатомии человеческого тела, скульптор, архитектор, мыслитель. Это воплощение гуманистического идеала, всесторонне развитой личности. Он значительно опередил свое время. 
          Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения
чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей. 
          В понимании сущности и природы чувственного познания он преодолевает
механистические традиции, согласно которым чувственное познание предполагает непосредственный контакт познающего органа со своим объектом. Опосредованное же, проникающее вглубь объекта знание связывалось этой традицией с понятием и словом и относилось к интеллигибельному уровню. Как художник Леонардо да Винчи выступает против этого умаления роли чувственности в познании мира. 
          Предметом его специального внимания становится особый орган чувственного познания, позволяющий воспринимать природу в ее внутренних связях, - человеческий глаз, создающий совместно с рукой в процессе живописного творчества образные творения - изображения. Именно они, а не слово отражают реальность и становятся в этом случае посредниками между ней и сознанием, источниками ее познания. 
          Зрительное воображение рассматривается им как важное средство практического преобразования действительности. Живопись - основа техники и инженерии. В этом проявилось стремление Леонардо да Винчи соединить естественные знания и искусство.
Воображение, таким образом, впервые соединяется с творчеством. 
          Следует отметить, что фантазия начиная с античности считалась "дурной субъективностью". Познавательная ценность отводилась исключительно разуму, имеющему божественную природу. Леонардо да Винчи в качестве высшей ценности провозглашает творения субъекта, созданные им на основе подражания природе. Вводится соответственно новый критерий оценки человека - по образу его деятельности, направленной на преобразование природы. Сущность человека выражается в его творческой деятельности, отмечал Леонардо да Винчи. 
          Леонардо да Винчи тщательно изучал анатомию и
биомеханику организма, что объяснялось не только эстетически-познавательными, но и практическими задачами: изучить принципы работы живого организма, способного выполнять недоступные человеку функции, чтобы воссоздать их в специальной инженерной конструкции. Например, он строил схемы летательных устройств на основе изучения мышечного аппарата птиц и насекомых. 
          Им проводились многочисленные эксперименты по изучению поведения разных животных с целью изучения их двигательной активности, была создана экспериментальная модель спинномозговой лягушки, ставшая классической для нервно-мышечной физиологии ХIХ в. Многие его идеи и замыслы сохранились в набросках, эскизах, чертежах, и они свидетельствуют об оригинальности мысли и гениальности его замыслов. 
          Он стремился быть в обществе ученых - естествоиспытателей, т.е. мятежников, а не художников. Много размышлял о познании. Считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. "Мудрость есть дочь опыта", - говорил он. Познание, не прошедшее через опыт, и ощущения, с которых оно начинается, не дают истины о действительности (
Хрестомат. 5.9). 
          Опыт понимался им широко - это и наблюдение над природными явлениями, и физический эксперимент, и рисунок, и инженерная конструкция. Он выдвигает тезис о единстве теории и практики. 
          Леонардо да Винчи -
пантеист. Он считал, что в природе размыто "разумное божественное начало, которое открыто человеку как части природы". Верил в силу разума и знания, в созидательную мощь человека. 
          Особо велики, как он полагал, возможности художника, создающего нечто новое. Художника он приравнивал к ученому. 

Информация о работе Психологическая мысль периода возрождения (конец xv - начало xvii вв.)