Психологическая поддержка безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, реферат

Описание

Цель работы - раскрыть сущность психологической и социальной поддержки безработных.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть сущность осуществления психологической поддержки безработных; проанализировать порядок осуществления психологической поддержки безработных как государственной услуги; выявить сущность социальной поддержки безработных; рассмотреть порядок предоставления психологической и социальной поддержки безработных в Белгородской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическая поддержка безработных
1.1 Понятие психологической поддержки безработных
1.2 Порядок осуществления психологической поддержки как государственной услуги
Глава 2. Социальная поддержка безработных
Глава 3. Предоставление государственной услуги по социальной и психологической поддержке безработных в Белгородской области
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 34.86 Кб (Скачать документ)

Работники органов  и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, несут персональную ответственность за исполнение административных процедур и соблюдение сроков, установленных  законодательством.

Информация о  процедуре предоставления государственной  услуги сообщается при личном или  письменном обращении получателей  государственной услуги, включая  обращение по электронной почте, по номерам телефонов для справок, размещается на Интернет-сайтах, в  средствах массовой информации, на информационных стендах органов  и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, и в раздаточных  информационных материалах (например, брошюрах, буклетах и т.п.).

Результатом предоставления государственной услуги является получение  безработным гражданином рекомендаций по повышению конкурентоспособности  на рынке труда, адаптированности к  существующим условиям реализации профессиональной карьеры, оптимизации и коррекции  психологического состояния, полному  разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению мотивации к труду.

Основанием для  начала предоставления государственной  услуги является личное обращение безработного гражданина, заполнившего форму бланка заявления-анкеты или выразившего  письменное согласие на предложение  работника центра занятости населения, осуществляющего функцию по предоставлению государственной услуги, о предоставлении государственной услуги.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, определяет состоит ли гражданин  на учете в качестве безработного в центре занятости населения, относится  ли безработный гражданин к категории  инвалидов. На основании установления соответствия сведений перечню получателей  государственной услуги работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной  услуги.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, информирует гражданина о  принятом решении.

В случае отказа в  предоставлении государственной услуги работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной услуги, разъясняет причины, основания отказа, порядок  предоставления государственной услуги, оформляет решение в письменной форме и выдает его гражданину.

В случае несогласия гражданина с принятым решением он вправе обжаловать действия работника  центра занятости населения, осуществляющего  функцию по предоставлению государственной  услуги, в установленном порядке.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, информирует безработного гражданина о порядке предоставления государственной  услуги, о направлениях психологической  поддержки, методах, методиках, формах тренингов и технологий, используемых при психологической поддержке безработных граждан.

Важным моментом является выяснение причины, по которым  безработный гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, а также имеющиеся  психологические, личностные и профессиональные проблемы, препятствующие профессиональной самореализации и карьерному росту.

При выяснении  причин, по которым безработный гражданин  испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, проводит беседу с безработным  гражданином. Для уточнения направлений  психологической поддержки безработному гражданину предлагается в соответствии с данными апробации и анализа  методов, методик, форм тренингов и  технологий, используемых при психологической  поддержке безработных граждан  пройти тестирование по определенной методике психологической поддержки.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, проводит обработку материалов тестирования безработного гражданина в соответствии с используемыми  методиками. Далее анализируются  результаты тестирования (анкетирования).

На основании  результатов беседы с безработным  гражданином и тестирования (анкетирования) проводится психологическая диагностика, выявляются основные проблемы, препятствующие трудоустройству безработного гражданина.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, определяет направления психологической  поддержки безработного гражданина, включая психологическое консультирование, психологический тренинг и психологическую  коррекцию.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, проводит с безработным гражданином  психологическое консультирование, знакомит безработного гражданина с  методами и методиками психологической  коррекции, направленными на решение  выявленных основных проблем, препятствующих трудоустройству безработного гражданина, включая эмоциональные, когнитивные, мотивационные, поведенческие и  другие проблемы.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, рекомендует безработному гражданину систематически проводить саморегуляцию  и проявлять активность при поиске работы, трудоустройстве.

Работник центра занятости населения, осуществляющий функцию по предоставлению государственной  услуги, предлагает безработному гражданину обсудить рекомендации по повышению  конкурентоспособности на рынке  труда, адаптированности к существующим условиям реализации профессиональной карьеры, оптимизации и коррекции  психологического состояния, полному  разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению мотивации к труду, саморегуляции и определить направления действий безработного гражданина по их реализации.

В случае согласия безработного гражданина на обсуждение рекомендаций по повышению конкурентоспособности  на рынке труда, адаптированности к  существующим условиям реализации профессиональной карьеры, оптимизации и коррекции  психологического состояния, полному  разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению мотивации к труду, саморегуляции проводится беседа соответствующего содержания.

Личное дело безработного переходить в архив центра занятости  населения Административный регламент  предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных  граждан от 27.11.2007 г.

.

Глава 2. Социальная поддержка безработных

Социальная поддержка - это система социально-психологических  способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению  личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности  на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной  профессиональной карьеры.

Рассматривая  этот вопрос, необходимо остановиться на определении статусных ролей  безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта.

Первый состоит  в том, что статусно-ролевое поведение  безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как  известно, именно социокультурные аспекты  общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение  некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции  своей профессии и отказывающихся от переобучения или от "неподходящей", хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях  нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного.

Второй заключается  в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию  социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению  к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его  социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении  работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного  окружения безработного, службы занятости  и общества в целом связаны  с целеустремленностью и активностью  безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью.

В решении совокупности проблем, с которыми сталкивается специалист службы занятости, вступая во взаимодействие с безработным, выделяются несколько  разных подходов.

Первый подход - гуманитарный. Его характерную  особенность можно кратко сформулировать, используя известную фразу "Клиент всегда прав". В данном случае речь идет о посетителе службы занятости. Для организации практической работы специалиста службы занятости это  означает не установленный временной  интервал приема посетителя и психологическое  обслуживание (снятие стрессового состояния, в котором находится подавляющее  большинство безработных). Приоритет  в данном случае отдается правам безработных  Плакся В. И. Безработица: теория и современная  российская практика. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 35..

Второй подход - формальный. В данном случае имеется  в виду строгое и формализованное  отношение к посетителям службы занятости. Такой подход базируется на предположении, что все безработные, не устроившиеся на работу при наличии  любых вакансий, просто не хотят  работать. Как известно, многие социальные нормативы, предусмотренные действующим  законодательством, не имеют строго фиксированных значений, а действуют  в определенных пределах, и поэтому  решение проблем возможно в соответствии с жестким соблюдением действующего законодательства. Здесь речь идет и о начислении пособия, и о  проверке правильности заполнения необходимых  документов, и о строгости контроля посещения безработным службы занятости, и об активности самостоятельного поиска работы, и о "транспортной доступности" предлагаемого рабочего места, и о многом другом.

Третий подход - функциональный. Он основывается на оптимальном  сочетании гуманистических и  формализованных моментов в рамках действующего законодательства. Применительно  к взаимоотношениям безработного и  службы занятости это означает, что  фиксированное время на прием  специалистом посетителя (ищущего работу или безработного) не исключает их психологического взаимодействия. Здесь  прослеживаются два варианта.

Во-первых, инициатива специалиста в плане снятия у  посетителя стрессового состояния  и психологического напряжения может  не уложиться в отведенное для  приема время. Здесь организуется проведение семинаров для безработных по проблемам межличностных коммуникаций, по правовым и психологическим аспектам трудоустройства, действуют клубы  поиска работы, проводится индивидуальное психологическое консультирование и др.

Во-вторых, с учетом разнообразных форм специальной  социально-психологической поддержки  безработных применение специалистами  психологических знаний и навыков  должно быть направлено главным образом  на установление рабочего контакта с  посетителем.

Помощь, оказываемая  службой занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной  ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости  в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗН), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения Плакся В. И. Безработица: теория и современная российская практика. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 41..

Глава 3. Предоставление государственной  услуги по социальной и психологической  поддержке безработных в Белгородской области

Одной из государственный  услуг, оказываемых управлением  по труду и занятости населения  Белгородской области является психологическая  и социальная поддержка безработных.

В центрах занятости  в качестве одной из основных форм психологической поддержки безработных  используются групповые тренинговые  занятия, которые реализуются в  рамках программ социальной адаптации  безработных граждан, проводимых в  клубной форме (Клуб молодого специалиста; Скажи безработице - нет!; Методы и  способы поиска работы и др.).

Информация о работе Психологическая поддержка безработных