Введение
История
развития человеческого общества неразрывно
связана с реальными ЧС различного
характера. Нередко ЧС становились
причиной гибели и страданий людей,
уничтожения материальных ценностей,
изменения привычного уклада жизни.
В результате ЧС ежегодно в мире
погибает около 3 млн. человек. Спасатели
МЧС России всегда первые там, где
людям нужна помощь. Они постоянно
несут службу, оперативно реагируют
на любые сигналы о необходимости
оказания помощи людям, попавшим в беду.
Спасатели
МЧС России постоянно принимают
участие в спасательных операциях,
в том числе и за рубежом. На
их счету десятки тысяч спасенных
жизней, сотни тысяч случаев оказания
помощи пострадавшим. Профессиональная
деятельность специальных подразделений
МЧС, спасателей и пожарных в своей
повседневной практике связана с
воздействием на специалистов большого
числа стрессогенных факторов и относится
к категории экстремальных.
В
связи с этим существует ряд требований
современности и специфики профессиональной
деятельности к уровню психологической
подготовки, формированию психологической
устойчивости к стрессовым ситуациям,
необходимостью взаимодействовать
в коллективе сослуживцев, принимать
решения и брать на себя ответственность
за их исполнение специалистов МЧС
России. Поэтому наряду с требованиями
высокого уровня профессиональных знаний,
умений, навыков, высокие требования
предъявляются к уровню психологической
подготовки специалистов данных профессий.
Работа
в ЧС, при ликвидации их последствий
предъявляет серьезные требования
как к профессиональной подготовке
специалистов МЧС (спасателей, пожарных,
кинологов, врачей, инженеров), так и
в не меньшей мере к их психологической
подготовке.
1.
Научно-теоретические,
организационно-управленческие
и нормативные основания
психологической подготовки
спасателей
Человечество
на всем протяжении своей истории
постоянно подвергается воздействию
катастроф. Они уносят тысячи человеческих
жизней, наносят колоссальный экономический
ущерб, в мгновение ока разрушают
все то, что создавалось годами,
десятилетиями и даже веками.
Трагичной
стороной катастроф является массовая
гибель населения. Порой по количеству
жертв они превосходят даже войны.
В начале XXI века в РФ продолжает
оставаться высокий риск возникновения
чрезвычайных ситуаций различного характера.
Проблема предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций остается для
государства весьма актуальной.
В настоящее время в Российской
Федерации имеются профессиональные
спасательные структуры, обученные
и аттестованные для проведения
аварийно-спасательных работ. Исключительно
большую роль в профессиональной
деятельности спасателей играет психологическая
подготовка.
В
учебной и методической литературе,
касающейся психологической подготовки,
можно встретить различные определения
понятия «психологическая подготовка».
Так, например в Понятийно-терминологическом
словаре гражданской защиты, который
был подготовлен в Центре стратегических
исследований МЧС России, дается следующее
определение: «Психологическая
подготовка спасателей
– это комплекс мероприятий,
направленных на профилактику
нарушений психической
адаптации и оптимизацию
личностных особенностей
и психического состояния
специалистов. Включает:
адаптацию спасателей
к деятельности в ЧС;
создание у них еще до
начала аварийно-спасательных
работ адекватного психологического
фона, минимизирующего
стресс, связанный с
восприятием экстремальных
условий, и способствующего
сохранению трудоспособности
специалиста».
Данное
определение показывает, что психологическая
подготовка как системное обучение
спасателей базируется на научных основах
психологии.
2.
Профессиональное становление
и профессионально важные
качества спасателей
Залогом
успешной работы спасателей МЧС России
при проведении поисково-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях
является высокий уровень их профессионального
мастерства, который складывается из
многих факторов, в том числе из
профессиональной подготовки.
Несмотря
на трудности, с которыми могут встретиться
спасатели при выполнении спасательных
работ, они обязаны действовать
быстро и грамотно.
Любая
профессиональная деятельность представляет
собой сложный процесс и требует
переработки большого объема информации.
Для эффективной работы необходимо
часть информации вывести из поля
сознания и осуществлять ряд действий
автоматически.
Спасатель
должен обладать специфическими, присущими
только этой профессии, следующими основными
профессиональными качествами:
- длительное
время выполнять однообразные движения,
при наличии больших физических и эмоциональных
нагрузок, в неудобных рабочих позах;
- быстро передвигаться
и выполнять работы в различных условиях,
а также при наличии реальной и потенциальной
опасности;
- самостоятельно
выбирать оптимальный
темп работы, соизмерять
его с темпом работы других спасателей,
техники и оборудования;
- оперативно
воспринимать и быстро обрабатывать информацию
в условиях плохой видимости, звуковых
помех, резких перепадов освещенности,
запыленности, задымленности и других
отвлекающих факторов;
- оценивать
и различать скорость и направление перемещения
предметов;
адекватно
реагировать на внезапно возникшую
опасность;
- одновременно
наблюдать за несколькими предметами
или их частями; воспринимать, дифференцировать
и выделять из общего
шума полезную звуковую информацию;
- переносить
значительные кратковременные физические
и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро
переключать внимание, быть готовым воспринимать
новые нагрузки, ощущения, впечатления;
- уверенно
безошибочно узнавать предметы по их
форме и очертаниям; соизмерять свои
силы с предстоящей работой;
- определять
расстояние между предметами;
- переносить
неприятные впечатления без выраженного
эмоционального напряжения;
- самостоятельно
вносить изменения в работу и быстро принимать
решения при изменении ситуации;
- быстро и
точно совершать действия и сохранять
устойчивость двигательных реакций под
влиянием экстремальных факторов, в условиях
дефицита времени;
- подавлять
усталость, сонливость, эффективно работать
в разное время суток;
- обладать
добросовестностью, смелостью, чувством
долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью
и коллективизмом;
- согласовывать
свою деятельность с работой других
спасателей;
- накапливать
опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать
степень риска;
- быть готовым
к взаимопониманию, состраданию.
Из
перечисленного здесь перечня профессиональных
качеств видно, что спасатель
как специалист, работающий в экстремальных
условиях, должен обладать определенными
свойствами, которые в основе своей
во многом зависят от психических
процессов и психических свойств,
присущих конкретной личности.
Задачами
профессионально-психологического
отбора являются:
- содействие
улучшению профессионально-психологического
отбора, а, следовательно, и кадрового
потенциала спасательных бригад путем
профессиональной ориентации кандидатов
на службу и их обучение в высших учебных
заведениях МЧ;
- содействие
улучшению качественного состава руководящего
звена путем углубленного психологического
изучения кандидатов на руководящие должности
аппаратов и подразделений МЧС, предоставления
психологических рекомендаций относительно
формирования резерва кадров на выдвижение.
Задачами
психологического сопровождения
прохождения службы
являются:
- разработка
и внедрение психологических технологий
по основным направлениям деятельности
МЧС;
- осуществления
психопрофилактических мероприятий, а
также мероприятий психолого-педагогического
и психологического содержания;
- оказание
помощи руководителям всех уровней относительно
укрепления дисциплины и законности в
структурных подразделениях МЧС путем
создания эффективной системы обеспечения
психологической и психофизиологической
надежности личного состава;
- анализ причин
и условий психического и физического
травматизма, гибели сотрудников во время
выполнения ими служебных обязанностей
и подготовка методических рекомендаций
по предупреждению этих явлений;
- проведение
психопрофилактической работы, направленной
на укрепление и восстановление социально-психологического
благополучия и здоровья сотрудников
структурных подразделений МЧС, предупреждение
социально-психологической и личностной
дезадаптации и дезорганизации, профессиональной
деформации и психоэмоционального выгорания;
- изучение
социально-психологического климата в
коллективах подразделений оперативно-спасательной
службы с целью определения основных негативных
факторов, которые влияют на деятельность
каждого его члена, и предоставления консультативной
помощи руководителям подразделений в
формировании благоприятного уровня социально-психологической
обстановки путем создания условий высокой
требовательности, взаимоуважения и взаимопомощи;
- психолого-педагогическое
сопровождение учебно-воспитательного
процесса в учебных заведениях и учебных
подразделениях первоначальной подготовки
сотрудников оперативно-спасательных
служб.
3.
Значение психологической
подготовки в работе
сотрудников МЧС
Психологическая
подготовка спасателей в составе
аварийно- спасательных формирований
должна организовываться и проводиться
в обязательном порядке с учетом
индивидуальных психологических качеств
каждого спасателя.
Психологическая
подготовка представляет собой комплекс
специальных мероприятий, направленных
на оптимизацию психологических
и психофизиологических качеств
специалистов, адаптацию этих качеств
к деятельности в очагах ЧС, создание
у них еще до начала аварийно-спасательных
работ адекватного психологического
фона, минимизируещего стресс, связанный
с восприятием экстремальных условий
очага ЧС, способствующего сохранению
исходного состояния здоровья и профессиональной
работоспособности специалиста. Посредством
психологической подготовки достигается
максимальное соответствие между психологическими
особенностями, знаниями и навыками спасателя
и реальными требованиями ЧС.
В
основе психологической подготовки,
прежде всего, лежит формирование сознательного
отношения спасателей к тем испытаниям,
с которыми он столкнется при ликвидации
ЧС, знание природы и характера
опасных факторов, воздействующих на
него в очаге стихийного бедствия,
техногенной или антропогенной
аварии, других ЧС. Спасатель должен
знать, что опасность и даже тяжелая
ответственная работа могут вызвать
у него состояние внутренней напряженности,
которое скажется на всей его деятельности.
При соответствующей мотивации
оно может проявиться в мобилизации,
актуализации раннее приобретенных
знаний и навыков, повышении его
стремления к скорейшей ликвидации
ЧС и ее последствий. Психологическая
подготовка обеспечивает спасателю
самообладание, способность активно
противостоять опасностям. Возникающее
при этом напряжение будет повышать
его активность и целенаправленность
действий, не оказывая отрицательного
влияния на работоспособность и здоровье.
4.
Задачи психологической
подготовки специалистов
МЧС
- формирование
морально-психологических основ труда
спасателей, направленное на повышение
их мотивации к деятельности, социального
статуса, и усовершенствование организации
работы среди населения по повышению значимости
и престижа этой профессии;
- изучение
спасателями профессионально значимых
психологических и психофизиологических
качеств (обобщенного «портрета» спасателя)
в целях их ориентации на условия и содержание
аварийно-спасательных работ;
- индивидуальные
рекомендации, базирующиеся на изучении
профессионально значимых психологических
и психофизиологических качеств спасателей,
адресованные им самим;
- формирование
с учетом индивидуальных особенностей
спасателей психологической готовности
к действиям при ЧС путем обучения способности
актуализировать знания, умения и навыки;
- психологическая
подготовка путем моделирования экстремальных
ситуаций в ходе специальных тренировок
и учений;
- обучение
специальным методам самостоятельного
управления психическим состоянием при
ведении аварийно-спасательных работ;
- изучение
спасателями социально-психологических
факторов успешности действий коллектива
в экстремальных условиях;
- изучение
спасателями психологических факторов
и, в том числе, психических расстройств,
влияющих на поведение пострадавших при
ЧС;
- осуществление
мероприятий по психопрофилактике и оптимизации
психического состояния спасателей специальными
методами коррекции психического состояния
при их психологической подготовке.