Психологическая подготовка специалистов МЧС России. Цели, задачи, структура, инвариантные разделы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 08:08, реферат

Описание

История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС различного характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения привычного уклада жизни. В результате ЧС ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек. Спасатели МЧС России всегда первые там, где людям нужна помощь.

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.docx

— 37.93 Кб (Скачать документ)

Введение

     История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС различного характера. Нередко ЧС становились  причиной гибели и страданий людей, уничтожения материальных ценностей, изменения привычного уклада жизни. В результате ЧС ежегодно в мире погибает около 3 млн. человек. Спасатели  МЧС России всегда первые там, где  людям нужна помощь. Они постоянно  несут службу, оперативно реагируют  на любые сигналы о необходимости  оказания помощи людям, попавшим в беду.

     Спасатели МЧС России постоянно принимают  участие в спасательных операциях, в том числе и за рубежом. На их счету десятки тысяч спасенных  жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. Профессиональная деятельность специальных подразделений  МЧС, спасателей и пожарных в своей  повседневной практике связана с  воздействием на специалистов большого числа стрессогенных факторов и относится к категории экстремальных.

     В связи с этим существует ряд требований современности и специфики профессиональной деятельности к уровню психологической  подготовки, формированию психологической  устойчивости к стрессовым ситуациям, необходимостью взаимодействовать  в коллективе сослуживцев, принимать  решения и брать на себя ответственность  за их исполнение специалистов МЧС  России. Поэтому наряду с требованиями высокого уровня профессиональных знаний, умений, навыков, высокие требования предъявляются к уровню психологической  подготовки специалистов данных профессий.

     Работа  в ЧС, при ликвидации их последствий  предъявляет серьезные требования как к профессиональной подготовке специалистов МЧС (спасателей, пожарных, кинологов, врачей, инженеров), так и  в не меньшей мере к их психологической подготовке. 
 
 

1. Научно-теоретические, организационно-управленческие и нормативные основания психологической подготовки спасателей

     Человечество  на всем протяжении своей истории  постоянно подвергается воздействию  катастроф. Они уносят тысячи человеческих жизней, наносят колоссальный экономический  ущерб, в мгновение ока разрушают  все то, что создавалось годами, десятилетиями и даже веками.

     Трагичной стороной катастроф является массовая гибель населения. Порой по количеству жертв они превосходят даже войны.  В начале XXI века в РФ продолжает оставаться высокий риск возникновения  чрезвычайных ситуаций различного характера. Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для  государства   весьма актуальной. В настоящее время в Российской Федерации имеются профессиональные спасательные структуры, обученные  и аттестованные для проведения аварийно-спасательных работ. Исключительно  большую роль в профессиональной деятельности спасателей играет психологическая  подготовка.

     В учебной и методической литературе, касающейся психологической подготовки, можно встретить различные определения  понятия «психологическая подготовка». Так, например в Понятийно-терминологическом  словаре гражданской защиты, который  был подготовлен в Центре стратегических исследований МЧС России, дается следующее  определение: «Психологическая подготовка спасателей – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику нарушений психической адаптации и оптимизацию личностных особенностей и психического состояния специалистов. Включает: адаптацию спасателей к деятельности в ЧС; создание у них еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий, и способствующего сохранению трудоспособности специалиста».

     Данное  определение показывает, что психологическая  подготовка как системное обучение спасателей базируется на научных основах  психологии.     

2. Профессиональное становление и профессионально важные качества  спасателей

     Залогом успешной работы спасателей МЧС России при проведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях  является высокий уровень их профессионального  мастерства, который складывается из многих факторов, в том числе из профессиональной подготовки.

     Несмотря  на трудности, с которыми могут встретиться  спасатели при выполнении спасательных работ, они обязаны действовать  быстро и грамотно.

     Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует  переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически.

     Спасатель должен обладать специфическими, присущими  только этой профессии, следующими основными  профессиональными качествами:

  • длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
  • быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
  • самостоятельно   выбирать    оптимальный   темп   работы,   соизмерять  его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
  • оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
  • оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;

адекватно  реагировать  на внезапно возникшую  опасность;

  • одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями; воспринимать,   дифференцировать   и выделять   из   общего  шума  полезную звуковую информацию;
  • переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать  новые нагрузки, ощущения, впечатления;
  • уверенно безошибочно узнавать предметы по их  форме и очертаниям; соизмерять  свои силы с предстоящей работой;
  • определять расстояние между предметами;
  • переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
  • самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения  при изменении ситуации;
  • быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита  времени;
  • подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
  • обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
  • согласовывать свою  деятельность с работой других спасателей;
  • накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
  • быть готовым   к взаимопониманию, состраданию.

     Из  перечисленного здесь перечня профессиональных качеств видно, что спасатель  как специалист, работающий в экстремальных  условиях, должен обладать определенными  свойствами, которые в основе своей  во многом зависят от психических  процессов и психических свойств, присущих конкретной личности.

     Задачами  профессионально-психологического отбора являются:

  • содействие улучшению профессионально-психологического отбора, а, следовательно, и кадрового потенциала спасательных бригад путем профессиональной ориентации кандидатов на службу и их обучение в высших учебных заведениях МЧ;
  • содействие улучшению качественного состава руководящего звена путем углубленного психологического изучения кандидатов на руководящие должности аппаратов и подразделений МЧС, предоставления психологических рекомендаций относительно формирования резерва кадров на выдвижение.

     Задачами  психологического сопровождения  прохождения службы являются:

  • разработка и внедрение психологических технологий по основным направлениям деятельности МЧС;
  • осуществления психопрофилактических мероприятий, а также мероприятий психолого-педагогического и психологического содержания;
  • оказание помощи руководителям всех уровней относительно укрепления дисциплины и законности в структурных подразделениях МЧС путем создания эффективной системы обеспечения психологической и психофизиологической надежности личного состава;
  • анализ причин и условий психического и физического травматизма, гибели сотрудников во время выполнения ими служебных обязанностей и подготовка методических рекомендаций по предупреждению этих явлений;
  • проведение психопрофилактической работы, направленной на укрепление и восстановление социально-психологического благополучия и здоровья сотрудников структурных подразделений МЧС, предупреждение социально-психологической и личностной дезадаптации и дезорганизации, профессиональной деформации и психоэмоционального выгорания;
  • изучение социально-психологического климата в коллективах подразделений оперативно-спасательной службы с целью определения основных негативных факторов, которые влияют на деятельность каждого его члена, и предоставления консультативной помощи руководителям подразделений в формировании благоприятного уровня социально-психологической обстановки путем создания условий высокой требовательности, взаимоуважения и взаимопомощи;
  • психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях и учебных подразделениях первоначальной подготовки сотрудников оперативно-спасательных служб.

3. Значение психологической подготовки в работе сотрудников МЧС

     Психологическая подготовка спасателей в составе  аварийно- спасательных формирований должна организовываться и проводиться  в обязательном порядке с учетом индивидуальных психологических качеств  каждого спасателя.

     Психологическая подготовка представляет собой комплекс специальных мероприятий, направленных на оптимизацию психологических  и психофизиологических качеств  специалистов, адаптацию этих качеств  к деятельности в очагах ЧС, создание у них еще до начала аварийно-спасательных работ адекватного психологического фона, минимизируещего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага ЧС, способствующего сохранению исходного состояния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Посредством психологической подготовки достигается максимальное соответствие между психологическими особенностями, знаниями и навыками спасателя и реальными требованиями ЧС.

     В основе психологической подготовки, прежде всего, лежит формирование сознательного  отношения спасателей к тем испытаниям, с которыми он столкнется при ликвидации ЧС, знание природы и характера  опасных факторов, воздействующих на него в очаге стихийного бедствия, техногенной или антропогенной  аварии, других ЧС. Спасатель должен знать, что опасность и даже тяжелая  ответственная работа могут вызвать  у него состояние внутренней напряженности, которое скажется на всей его деятельности. При соответствующей мотивации  оно может проявиться в мобилизации, актуализации раннее приобретенных  знаний и навыков, повышении его  стремления к скорейшей ликвидации ЧС и ее последствий. Психологическая  подготовка обеспечивает спасателю  самообладание, способность активно  противостоять опасностям. Возникающее  при этом напряжение будет повышать его активность и целенаправленность действий, не оказывая отрицательного влияния на работоспособность и здоровье.

4. Задачи психологической подготовки специалистов МЧС

  • формирование морально-психологических основ труда спасателей, направленное на повышение их мотивации к деятельности, социального статуса, и усовершенствование организации работы среди населения по повышению значимости и престижа этой профессии;
  • изучение спасателями профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств (обобщенного «портрета» спасателя) в целях их ориентации на условия и содержание аварийно-спасательных работ;
  • индивидуальные рекомендации, базирующиеся на изучении профессионально значимых психологических и психофизиологических качеств спасателей, адресованные им самим;
  • формирование с учетом индивидуальных особенностей спасателей психологической готовности к действиям при ЧС путем обучения способности актуализировать знания, умения и навыки;
  • психологическая подготовка путем моделирования экстремальных ситуаций в ходе специальных тренировок и учений;
  • обучение специальным методам самостоятельного управления психическим состоянием при ведении аварийно-спасательных работ;
  • изучение спасателями социально-психологических факторов успешности действий коллектива в экстремальных условиях;
  • изучение спасателями психологических факторов и, в том числе, психических расстройств, влияющих на поведение пострадавших при ЧС;
  • осуществление мероприятий по психопрофилактике и оптимизации психического состояния спасателей специальными методами коррекции психического состояния при их психологической подготовке.

Информация о работе Психологическая подготовка специалистов МЧС России. Цели, задачи, структура, инвариантные разделы