Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:13, курсовая работа
Целью данной лекции является рассмотрение психологической структуры преступного действия, а также компонентов преступной деятельности.
Введение
1. Психологическая структура преступного действия
2. Психологическая характеристика преступной деятельности
3. Предпосылки и мотивация преступного поведения
Заключение
Активная психологическая деятельность преступника после совершения преступления нередко есть результат его осознанного, а иногда даже и не осознанного стремления снять гнетущее напряжение, образовавшееся в результате совершения преступления. В частности, состояние страха, напряженности преступник стремится снять и активными действиями, направленными на сокрытие следов преступления и на противодействие органам следствия. Активные действия по сбору информации и по противодействию правоохранительным органам является одним из путей снятия напряжения, всего комплекса отрицательных психических состояний, которые порождаются совершением преступления.
После совершения преступления на преступника, как правило, в большей степени начинает воздействовать фактор неопределенности своего положения. Это обусловливается, с одной стороны, осознанием виновности и боязнью наказания, а с другой — недостатком информации о тех действиях, которые предпринимаются охранительными органами для расследования преступления изобличения виновного.
Преступник стремится не только полностью восстановить в своей памяти все детали совершенного преступления, но и собрать и обобщить информацию о тех действиях, которые проводятся нами предварительного расследования. Это часто проявляется в том, что при общении с окружающими его людьми он постоянно касается темы, связанной с совершенным преступлением. Как правило, в разговорах с окружающими с его стороны проявляется стремление затрагивать те или иные вопросы, внутренне связанные для него с совершенным преступлением. С другой стороны, в подобного рода разговорах реализуется его стремление к получению новой информации, выявлению отношения тех или иных лиц к совершенным преступным действиям.
Стремление к информированности, в мысленном восстановлении забытых деталей преступления нередко приводит к активным действиям преступника, направленным на получение этой недостающей информации. С этим бывают связаны случаи, когда преступник вновь, даже под угрозой разоблачения, появляется на месте преступления, когда он начинает расспрашивать других лиц и стремится собрать недостающую информацию другими путями.
Следует отметить, что возвращение на место совершения преступления может объясняться и другими причинами. В отдельных случаях у преступника возникает желание вновь пережить, почувствовать эмоциональное состояние, которое было у него в момент совершения преступления. В том случае, если после совершения преступления не наступает ответственности, могут развиваться определенные психические свойства личности; например, появляется сознание безнаказанности, возможности совершить подобные преступления в будущем. Поэтому преступник более свободно, то есть с меньшей борьбой мотивов, идет на новое преступление; происходит как бы упрощение путей достижения цели преступной деятельности.
Нередко
новое преступление совершается
с большим цинизмом и с меньшим
соблюдением предосторожности. Появляется
явное пренебрежение к
Психические изменения в личности преступника наступают не только в результате совершения им преступления, но и на всех стадиях деятельности правоохранительных органов по осуществлению расследования и правосудия. Причем на каждой из стадий с учетом различных процессуальных форм, условий деятельности, способов воздействия, степени информированности преступника о сущности процессуальной деятельности, эти психические изменения имеют различное содержание.
Вопрос
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Одной
из распространенных психологических
предпосылок преступного
Исследователи
выделяют следующие аспекты отчуждения
личности, значимые для понимания
социально-психологических
1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее "чужими", не обязательными для исполнения. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.
2) Отчуждение личности в раннем детском возрасте вследствие невыполнения семьей своей основной функции — включения ребенка в структуру общества по механизму подражания родителям — может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды — семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.
3)
Отчуждение личности может
4)
Отчуждение человека, изоляция от
социально-позитивной
5)
Разрыв связей человека с
6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений. Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них — алкоголики. Другая категория отчужденных — осужденные к длительным срокам лишения свободы. (Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается).
Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое, парадоксальное, на первый взгляд, явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в "зону".
Итак,
как видно из вышесказанного, отчуждение
может рассматриваться в
Еще
одной психологической
Крайней формой выражения тревожности является страх смерти, который, как и тревожность, развивается в случае неприятия ребенка родителями. Отверженность как крайняя форма неприятия ведет к отсутствию чувства безопасности, к развитию невротической личности, для которой характерен страх смерти.
Выделяют следующие фазы в развитии психологической отчужденности:
3)
состояние, истощения,
Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуждые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой.
Таким образом, наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, страх смерти качественно отличают преступника от непреступника и выступают основными психологическими причинами некоторых форм преступного поведения. Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие.
Мотивация преступного поведения
В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побуждений. Какие же глубинные психологические факторы отражают эти мотивы, в чем их субъективный смысл?
В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться аморальное и даже преступное поведение. Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, том числе и преступное, в основном направляется не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Так, в большинстве случаев в основе хищений лежат не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения личности в глазах престижной (референтной) группы.
Кроме
того, как установлено
Обобщая результаты исследований последних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.
Мотивы самоутверждения
Потребность в самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.
Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т. е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ.
Утверждение на социально-психологическом уровне, связано со стремлением завоевать ,личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне — семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Наиболее характерно это для подростков, молодых людей.
Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.
Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессознательно. Оно характерно, например, для расхитителей так называемого престижного типа, которые стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Недостижение его, а тем более его утрата означает для них жизненную катастрофу.
Информация о работе Психологическая сущность преступного поведения