Психологические аспекты семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:17, контрольная работа

Описание

Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители.

Работа состоит из  1 файл

Основа.docx

— 50.21 Кб (Скачать документ)

Как видно  из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые  «осмысливают» воспитание.

Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является потребность  эмоционального контакта, или потребность  достижения, или потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной  дистанции и ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При  реализации определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается о ребенка, дистанция  может быть любой, это определяется уже не столько личностными установками  родителей или особенностями  детей, сколько рекомендациями избранной  системы. Но проблема независимости  отчетливо проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы  ребенка в проявлении присущих ему  индивидуальных качеств. Подобно этому  регулирующие воспитание сверхценные  мотивы родителей ограничивают свободу  развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его  гармонию, а иногда и искажая его  ход.

 

4. Основы формирования  гармоничных взаимоотношений в  семье

 

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как  учимся быть мужьями и женами, как  постигаем секреты мастерства и  профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные  неудачи, поражения, которые сменяются  победами. Воспитание в семье - это  та же жизнь, и наше поведение и  даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К  тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как  и с каждым человеком, глубоко  индивидуальны и неповторимы. Связь  воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности. Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

Очень важную роль в воспитании ребенка играют диалог с ним и принятие его  как полноценной, полноправной личности.

Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к  общим целям, совместное видение  ситуаций, общность в направлении  совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и  детей различна, что вполне естественно  при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в  общении с ним. Ребенок, даже в  самом малом возрасте, должен становиться  не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок  участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.

Наиболее  существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается  в установлении равенства позиций  ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении  с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той  мере, в какой им удается пробудить  в ребенке потребность в собственных  достижениях, собственном совершенствовании.

Требование  равенства позиций в диалоге  опирается на тот неоспоримый  факт, что дети оказывают несомненное  воспитывающее воздействие и  на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь  в разнообразные формы общения  с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в  значительной степени изменяются в  своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно  трансформируется.

По этому  поводу обращаясь к родителям, Я.Корчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».

Равенство позиций отнюдь не означает, что  родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться  до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге  состоит в необходимости для  родителей постоянно учиться  видеть мир в самых разных его  формах глазами своих детей. Контакт  с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие  его индивидуальности. Постоянное тактичное  всматривание, вчувствование в эмоциональное  состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного  строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания  между детьми и родителями в любом  возрасте.

Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку  ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно  важное правило. На психологическом  языке эта сторона общения  между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание  права ребенка на присущую ему  индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование  именно этого человека, со всеми  свойственными ему качествами. Как  можно осуществлять принятие ребенка  в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным  вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают  родители в общении с детьми. Следует  категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали  привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял  бы, как поступить!».

Всем  будущим и нынешним родителям  следует очень хорошо понять, что  каждое такое высказывание, каким  бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность  в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать  негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов  и достижений. Формула истиной  родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю  такого, какой есть».

Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии, как же хвалить, если знаешь, сколько  у него недостатков? Во-первых, воспитывает  ребенка ни одно только принятие, похвала  или порицание, воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и несовершенствами. Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых открытий.

Оценку  не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или  иной поступок при полном признании  личности ребенка и утверждении  любви к нему, гораздо легче  сделать так, что сам ребенок  оценит свое поведение и сделает  правильные выводы. Он может ошибиться  и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому  пути, но рано или поздно «высота  будет взята», а ваш контакт  с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.

Контроль  за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным  поведением, раздражительность или  усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения  в мир глубоко личностных переживаний  детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие  воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Информация о работе Психологические аспекты семейного воспитания