Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:41, реферат
Для ребёнка, семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Введение ……………………………………………………………………….3
1.Роль семьи в развитии личности. Цели воспитания. Задачи семьи……….4
2.Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование
его личностных особенностей………………………………………………...5
3.Ошибки семейного воспитания………………………………………………...6
4. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания……………………………………………………………………..10
Заключение ……………………………………………………………………13
Литература………………………………………………………………….....16
Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но «не замечают» его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать.
Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью.
Если ребёнку в детстве родители постоянно внушали, что он: « тюфяк, разгильдяй, оболтус», то рано или поздно в это начинаешь верить. Но сначала внутри ребёнка происходит конфликт, потому, что он знает, что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они этого не замечают, стараясь подогнать ребёнка под свои мерки. Из этого конфликта «вытекает» нервное напряжение, с которым ребёнок под час не может справиться. Возможно два варианта решения ребёнком этой проблемы: либо он приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного «Я» доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою «воспитательную политику», то у ребёнка возникнет нервное расстройство, невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.
Нерешённые психологические проблемы родителей, проецируясь на ребёнка, могут повториться у него в усугублённом виде. Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: «Когда же ты наконец поумнеешь?», «Да что ты бьёшься, у тебя всё равно не получится, да вай лучше я...» или «Эх ты, моё горе луковое». Всё это и многие другие родительское внушение, принято называть «родительскими директивами». (Термин введён Р. и М. Гулдингами в книге «Психотерапия нового решения» ) и означает скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим эту директиву.
Истинные причины
своей вины ребёнок (и даже
взрослый) не может осознать без
посторонней помощи. Именно директивы
ответственны за живущую уже
во взрослых людях зависимость
от кого-то из родителей,
«Не живи» - «Мне не нужна такая плохая девочка», «Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...». Скрытым смыслом передачи такой директивы является облегчение управления ребёнком посредством возбуждения в нём хронического чувства вины, связанного с фактом самого его присутствия в жизни родителя. Известно, что наказание смягчает чувство вины, поэтому такие дети могут искать такие ситуации, где они могут быть наказаны, при том за что-то реальное (типа драки или разбитого окна), а не за фикцию.
«Не будь ребёнком» - «Пора тебе думать своей головой». Такая директива достаётся единственным или старшим детям и соединена с подавлением детских, невинных желаний, которые сами связаны со способностью к творчеству, самопроявлению.
«Не расти» - «Ты ещё мала, чтобы краситься», «Не торопись взрослеть». Чаще всего достаётся младшим или единственным детям. Такую директиву ребёнку дают родители, боящиеся взросления своего ребёнка и наступления того момента, когда он, покинув их семью, оставит их опять лицом к лицу друг с другом, как в начале супружества.
«Не думай» - выражается в требованиях не умничать, не рассуждать. Например, желая отвлечь ребёнка от травмирующей ситуации, мама отвечает на его вопросы так: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возможности решить вставшую перед ним проблему рациональными средствами.
«Не чувствуй» - «Как ты смеешь злиться на учительницу, она же тебе годится в матери», «Не сахарный – не растаешь». Ребёнок с такой директивой, запрещающей ему проявлять агрессивность по отношению к учительнице, может начать разряжаться на младших или более слабых по отношению к нему детях. Ребёнок, научившийся игнорировать телесные ощущения, легко может утратить чувство физической безопасности и стать склонным к травматизму.
«Не достигай успеха» - «Я сама не смогла закончить институт, но отказываю себе во всём, чтобы ты смогла получить образование». Увы, в основе подобных директив лежит бессознательная зависть родителя к успеху ребёнка.
«Не будь лидером» - «Будь как все», «ну и зачем ты высовывался, вышло хуже для тебя». Родители, дающие ребёнку такую директиву из лучших побуждений, могут быть обеспокоены чувством зависти, которое они, по их глубокому убеждению, обречены вызывать у других людей.
“Не принадлежи” – её передают детям родители, сами имеющие проблемы в общении и видящие в ребёнке “единственного друга”. В общении с ребёнком такие родители могут всячески подчёркивать его исключительность, непохожесть на других (в положительном смысле).
«Не будь близким» . Эта директива по смыслу напоминает предыдущую, но если та проявляется в группе, то эта – в отношениях с одним близким человеком. Родители, передающие эту директиву, внушают тем самым ребёнку, что никому (кроме них) доверять нельзя. Вред этого подспудного указания в бессознательном убеждении, «что любая близость опасна».
«Не делай» – то есть не делай сам, я буду делать это за тебя. Родители дают её ребёнку, говоря: «Не делай сам, подожди меня». Вырастая, эти дети будут откладывать начало своих действий, не догадываясь, что действуют по инерции родительской директивы.
«Не будь самим собой». Выражается в выражениях типа «Почему Вася это может, а ты нет?», «Стремись к идеалу»; бывает также , что родители хотели девочку, а получился мальчик. Скрытый смысл данной директивы – вызвать неудовлетворённость своим нынешним состояние и пустить его в непрерывную беготню по замкнутому кругу. Будучи постоянно неудовлетворённым и мотивируемым завистью, человек убегает от самого себя.
«Не чувствуй себя хорошо» - «Хоть у него была высокая температура, он написал контрольную на пять». Ребёнок, получивший такую директиву, приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия.
Следование директивам помогает маленькому и зависимому ребёнку приспособиться к требованиям больших и свободных людей (которые решают свои собственные проблемы). Практически воспитывать ребёнка, избегая директив, не очень-то и возможно – для этого требуется как минимум принципиально иной уровень психологической и педагогической грамотности, нежели имеющийся у среднего обывателя, а как максимум – семейная пара, решившая свои личные проблемы и свободная от создания новых.
Заключение.
Таким образом, анализируя
роль семьи в жизни человека, можно
сделать вывод, что семья является
тем социальным институтом, в котором
происходит формирование вступившего
в жизнь человека, она становится
тем первым домом, в котором человек
вырастает и получает первые жизненные
уроки, в котором он получает поддержку
и помощь, в котором учится любви
к окружающему миру и к людям,
и о котором у него сохраняются
на всю жизнь самые добрые и
светлые воспоминания, согревающие
его сердце и укрепляющие волю
в самые трудные моменты жизни.
Конечно, роль семейного воспитания
в формировании характера, взглядов,
привычек не абсолютна – большую
роль играют самовоспитание, жизненный
опыт и вне семейное воздействие
со стороны общества. Но семья может
расширить положительные
Процесс воспитания
в семье носит характер обратной
связи, и воспитывая своих детей,
родители воспитывают тем самым
и самих себя. В зависимости
от характера воспитания и отношения
родителей к ребенку, происходит
формирование определенных взаимоотношений
между ними. И если деспотичное, авторитарное
поведение родителей и
Таким образом, для
того, чтобы максимизировать
- принимать активное участие в жизни семьи;
- всегда находить время на разговор с ребенком;
- интересоваться
проблемами ребенка, вникать
- не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- личным примером доказывать, что теория не должна расходиться с практикой;
- иметь представление
о возрастных особенностях
- уважать право ребенка на собственное мнение;
- научиться относиться
к ребенку как к равноправному
партнеру, который просто пока
еще обладает меньшим
- совместно с
детьми стремиться к
Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова: «Искренне любите дитя свое – остальное приложится».
Литература.
Информация о работе Психологические факторы внутрисемейного воспитания