Психологические особенности девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:10, контрольная работа

Описание

В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями как деятельность, созерцание, познание, общение. В психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью».

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психологии.docx

— 31.49 Кб (Скачать документ)

Психологические особенности подростков с девиантным поведением

 

  1. Содержание понятий «поведение», «поступок», «отклонения в поведении»

 

В психологии термин «поведение»  широко используется для обозначения  вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями как  деятельность, созерцание, познание, общение. В психологическом словаре поведение  определяется как «присущее живым  существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней  и внутренней активностью».

Выделяют внешние и  внутренние составляющие поведения. Внешняя  активность человека - это любые  внешние проявления, действия, поступки, высказывания. Внутренние составляющие поведения - мотивация и целеполагание, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Все рассматриваемые характеристики понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую  его разновидность, как отклоняющееся  поведение.

Общество всегда уделяет  особое внимание проблеме поведения  людей, которое не соответствует  общепринятым социальным нормам.

Несмотря на большой интерес  ученых к проблеме отклоняющегося поведения, ни у зарубежных, ни у отечественных  авторов нет единого взгляда  на содержание понятия «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (наркотики, алкоголь и т.д.), четвертые - социальное творчество.

По мнению М.М. Потатник, «Отклоняющееся поведение подростка как диагностическая категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам».

В.Э. Зисг считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков.

В качестве распространенных элементов структуры отклоняющегося поведения ученый выделяет:

поступки, связанные с  невыполнением подростками своих  основных социальных обязанностей;

поступки, связанные с  нарушением Уголовного Кодекса.

Сходное определение изучаемому феномену дает и В.В. Ковалев, который  определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации.

В.В. Ковалевым было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:

. Уклонение от учебной  и трудовой деятельности. У школьников  отказ от учебы, систематическое  невыполнение заданий, прогулы  частично объяснялись пробелами  в знаниях, которые делали невозможным  дальнейшее продолжение учебы.

. Систематическое пребывание  в антиобщественно настроенных  неформальных группах.

. Антиобщественные насильственные  действия, которые выражаются в  агрессии, драках, совершении мелких  грабежей, порче и уничтожении  имущества и тому подобных  действиях.

. Антиобщественные корыстные  действия, выражаются в основном  в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.

. Антиобщественные действия  сексуального характера. Этот  вариант отклоняющегося поведения  выражается в совершении циничных, непристойных действий сексуального  характера, направленных обычно  на лиц противоположного пола.

. Злоупотребление алкоголем.

. Употребление наркотических  и токсических веществ.

. Уходы из дома, бродяжничество.

. Азартные игры.

. Прочие виды отклоняющегося поведения.

Подростковый возраст  характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. Одновременное присутствие черт детскости и взрослости с очевидностью выступает в типичных для подросткового  возраста психологических реакциях, возникающих при взаимодействии с окружающей средой и нередко  участвующих в формировании поведения  в этот период. Это могут быть как реакции эмансипации, реакции  «отрицательной имитации», увеличения отказа, оппозиции, протеста, компенсации, гиперкомпенсации, так и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

Вышеперечисленные реакции  могут быть представлены в вариантах  поведения, как нормальных для данного  возрастного периода, так и патологических, не только приводящих к школьной и  социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.

В.В. Ковалев критериями патологичности поведенческих реакций, свойственных детскому возрасту, считает распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации.

Следует заметить, что в  отечественной психолого-педагогической литературе, проблемы, посвященные  девиантному поведению, связаны главным образом с трудными детьми и подростками, представляющими собой группу повышенного социального риска.

В науке существует несколько  понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «асоциальные», «дезадаптивные» и др. Принято считать, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритичности, повышенной эмоциональной возбудимостью, внушаемостью, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, импульсивностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе. Эти особенности встречаются как у нормально развивающихся подростков, так и для подростков с задержкой психического развития.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности  подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально-положительной  деятельностью. При неблагоприятных  социальных условиях эти особенности  катализируют вредные влияния, приобретают  негативную направленность.

Динамизм психической  деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в  сторону социально позитивных, так и в сторону социально-негативных влияния.

Известно, что подростковый возраст - это возраст повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В  силу этих обстоятельств ряд авторов  предлагают различать «первичную»  и «вторичную» девиацию (Д. Миллер, С. Смит).

Первичная девиация - это  собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка, стремление самореализации). Вторичная девиация - подтверждение  того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

На поведение подростка  оказывает влияние и складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений  с учителями, положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям.

На значимость для подростка  принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям указывают Я.Л. Коломинский (1986) и другие авторы. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося).

Понятно, что отклоняющееся  поведение может быть следствием духовных проблем, оно может быть связано с внутренне личностными  конфликтами и неадекватными  психологическими защитами, но может  быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение  может быть просто привычкой, действием, которое неоднократно повторялось  и вознаграждалось внешней и  внутренней выгодой.

Отклоняющееся поведение  имеет сложную природу, обусловлено  разнообразными взаимодействующими факторами.

И. Трус в статье «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» выделяет биологические, психологические и социально-психологические факторы, обуславливающие девиантное поведение:

биологические - это неблагоприятные  физиологические или анатомические  особенности организма ребенка (нарушение  умственного развития, дефекты слуха  и зрения, повреждение нервной  системы, дефекты речи и др.);

психологические факторы - это  психологические патологии или  акцентрации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатиях, невростении, пограничных состояниях - повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

социально-психологические  факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного  воспитания, в их основе игнорирование  половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации;

социально-экономические  факторы - включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и  как следствие социальную напряженность;

морально-этические факторы - проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая  оказывала бы влияние на социализацию личности.

Общеизвестно, что за понятием «девиантное поведение» скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в разных видах и формах: преступность, наркотизм, пьянство, бродяжничество и т.д. В подростковом возрасте наиболее распространены такие виды отклонения поведения: автономизация от взрослых и конфликтность со взрослыми, уходы из дома, бродяжничество, отказ от учебы, пропуски уроков, конфликты с учителями, ложь, агрессивное поведение, отсутствие мотивов в обучении, употребление алкоголя, табака, наркотических и токсикологических средств, вымогательство, попрошайничество и т.д..

К девиантному поведению подростков приводят следующие факторы: а) культ насилия, утвердившийся в современной поп-культуре (песни, книги, фильмы, пресса и т.д.), который формирует духовный мир молодежи; б) состояние аномии, свойственное кризисному обществу; в) плохая организация досуга; г) отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане; д) неудовлетворенность социальных потребностей; е) отсутствие наказания за противоправные действия.

Таким образом, девиантное поведение обусловлено сложным взаимодействием биологических, социальных, экономических и других факторов.

 

 

 

 

  1. Причины педагогической запущенности.

 

Причины педагогической запущенности кроются не только в недостаточном  управлении процессом психического развития подростка со стороны школы  и семьи, в неправильном поведении  родителей, подающих детям отрицательный  пример, в отсутствии контроля за их поведением.

Усиленное опекание родителями детей приводит к тому, что подросток, не умеющий самостоятельно принимать решения, может оказаться неспособным в полной мере руководить своими действиями, если на него оказывают даже несильное психологическое давление, предлагают готовые планы действий и т.п.

Резко выраженные особенности  подросткового возраста получили название подросткового комплекса, который  включает в себя:

  • перепады настроения от веселья к унынию без достаточных причин;
  • высокая чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений в сочетании с излишней самонадеянностью и категоричными оценками окружающих, черствость может сочетаться с сентиментальностью;
  • застенчивость - с развязностью; показание независимости - с желанием признания и получения одобрения со стороны окружающих;
  • отрицание признанных авторитетов, правил, идеалов - с обожествлением сомнительных кумиров и т.п., т.е. этот подростковый комплекс, включает в себя ряд полярных качеств проявляющихся попеременно.

Суть «подросткового комплекса», по мнению известного исследователя  этого возраста А.Е.Личко, составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся:

- реакция эмансипации  - стремление освободиться от  оценки, контроля, покровительства  старших (родственников, учителей  и т.д.); может проявляться в  поведении, желании поступать  «по-своему», в высказываниях;  в крайних случаях возможны  побеги из дома, бродяжничество  как желание пожить «на свободе»;

- реакция группирования  со сверстниками - предпочтение общаться  со сверстниками (подростковые группы  известны в истории человечества  от первобытного общества и  древней Спарты до настоящего  времени); степень организованности  этих групп может быть различной,  она зависит от постоянства  состава, жесткости ролей и  иерархичности в их распределении;  наличия лидера, его «адъютанта»,  «шестерок»; наличие «своей территории», обрядов, кличек, но группа может быть и не стабильной, минимально регламентированной; реакцией группирования может быть объяснен известный факт, что большинство правонарушений у подростков совершается в группе, когда неудачливость в одной области пытаться компенсировать успехом в другой; слабое здоровье - успехом в учебе, эрудированностью; трудности в учебе - развитием физической силы, озорством или хулиганством и т.п.;

Информация о работе Психологические особенности девиантного поведения