Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:10, контрольная работа
В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями как деятельность, созерцание, познание, общение. В психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью».
Психологические особенности подростков с девиантным поведением
В психологии термин «поведение»
широко используется для обозначения
вида и уровня активности человека,
наряду с такими ее проявлениями как
деятельность, созерцание, познание, общение.
В психологическом словаре
Выделяют внешние и внутренние составляющие поведения. Внешняя активность человека - это любые внешние проявления, действия, поступки, высказывания. Внутренние составляющие поведения - мотивация и целеполагание, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.
Все рассматриваемые характеристики понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как отклоняющееся поведение.
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым социальным нормам.
Несмотря на большой интерес ученых к проблеме отклоняющегося поведения, ни у зарубежных, ни у отечественных авторов нет единого взгляда на содержание понятия «отклоняющееся поведение». Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушение правовых норм, третьи - различные виды социальной патологии (наркотики, алкоголь и т.д.), четвертые - социальное творчество.
По мнению М.М. Потатник, «Отклоняющееся поведение подростка как диагностическая категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативам».
В.Э. Зисг считает, что отклоняющееся от принятых в обществе норм поведение наиболее соответствует понятию «педагогически вакуумный» подросток, так как включает в себя дисциплинарные, аморальные и противоправные поступки, которые совершаются этой категорией подростков.
В качестве распространенных
элементов структуры
поступки, связанные с
невыполнением подростками
поступки, связанные с нарушением Уголовного Кодекса.
Сходное определение изучаемому феномену дает и В.В. Ковалев, который определяет девиантное поведение как отклонение от нравственных норм данного общества. По его мнению, проявления антиобщественного поведения отличаются многообразием и не всегда легко поддаются систематизации.
В.В. Ковалевым было выделено 10 основных вариантов отклоняющегося поведения:
. Уклонение от учебной
и трудовой деятельности. У школьников
отказ от учебы,
. Систематическое пребывание в антиобщественно настроенных неформальных группах.
. Антиобщественные
. Антиобщественные корыстные действия, выражаются в основном в мелких кражах, мелкой спекуляции, вымогательстве.
. Антиобщественные действия
сексуального характера. Этот
вариант отклоняющегося
. Злоупотребление алкоголем.
. Употребление наркотических и токсических веществ.
. Уходы из дома, бродяжничество.
. Азартные игры.
. Прочие виды отклоняющегося поведения.
Подростковый возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. Одновременное присутствие черт детскости и взрослости с очевидностью выступает в типичных для подросткового возраста психологических реакциях, возникающих при взаимодействии с окружающей средой и нередко участвующих в формировании поведения в этот период. Это могут быть как реакции эмансипации, реакции «отрицательной имитации», увеличения отказа, оппозиции, протеста, компенсации, гиперкомпенсации, так и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.
Вышеперечисленные реакции могут быть представлены в вариантах поведения, как нормальных для данного возрастного периода, так и патологических, не только приводящих к школьной и социальной дезадаптации, но и требующих нередко лечебной коррекции.
В.В. Ковалев критериями патологичности поведенческих реакций, свойственных детскому возрасту, считает распространенность этих реакций за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, присоединение невротических расстройств, нарушения социальной адаптации.
Следует заметить, что в
отечественной психолого-
В науке существует несколько понятий, характеризующих эту социальную группу подростков: «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «асоциальные», «дезадаптивные» и др. Принято считать, что поведение подростков отличается рядом особенностей: недостаточностью жизненного опыта и низким уровнем самокритичности, повышенной эмоциональной возбудимостью, внушаемостью, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, импульсивностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе. Эти особенности встречаются как у нормально развивающихся подростков, так и для подростков с задержкой психического развития.
При оптимальных условиях
воспитания указанные особенности
подростков могут быть нейтрализованы
соответствующей социально-
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально позитивных, так и в сторону социально-негативных влияния.
Известно, что подростковый возраст - это возраст повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию (Д. Миллер, С. Смит).
Первичная девиация - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка, стремление самореализации). Вторичная девиация - подтверждение того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.
На поведение подростка
оказывает влияние и
На значимость для подростка принадлежности к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям указывают Я.Л. Коломинский (1986) и другие авторы. По данным А.В. Мудрика и И.С. Кона, типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося).
Понятно, что отклоняющееся
поведение может быть следствием
духовных проблем, оно может быть
связано с внутренне
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами.
И. Трус в статье «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» выделяет биологические, психологические и социально-психологические факторы, обуславливающие девиантное поведение:
биологические - это неблагоприятные
физиологические или
психологические факторы - это психологические патологии или акцентрации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатиях, невростении, пограничных состояниях - повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;
социально-психологические факторы - выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации;
социально-экономические факторы - включают социальное неравенство, расслоение общества, безработицу и как следствие социальную напряженность;
морально-этические факторы
- проявляются в понижении
Общеизвестно, что за понятием «девиантное поведение» скрываются вполне реальные и различные социальные явления, проявляющиеся в разных видах и формах: преступность, наркотизм, пьянство, бродяжничество и т.д. В подростковом возрасте наиболее распространены такие виды отклонения поведения: автономизация от взрослых и конфликтность со взрослыми, уходы из дома, бродяжничество, отказ от учебы, пропуски уроков, конфликты с учителями, ложь, агрессивное поведение, отсутствие мотивов в обучении, употребление алкоголя, табака, наркотических и токсикологических средств, вымогательство, попрошайничество и т.д..
К девиантному поведению подростков приводят следующие факторы: а) культ насилия, утвердившийся в современной поп-культуре (песни, книги, фильмы, пресса и т.д.), который формирует духовный мир молодежи; б) состояние аномии, свойственное кризисному обществу; в) плохая организация досуга; г) отсутствие жизненных перспектив, в то же время у некоторых - завышенные ожидания в материальном плане; д) неудовлетворенность социальных потребностей; е) отсутствие наказания за противоправные действия.
Таким образом, девиантное поведение обусловлено сложным взаимодействием биологических, социальных, экономических и других факторов.
Причины педагогической запущенности кроются не только в недостаточном управлении процессом психического развития подростка со стороны школы и семьи, в неправильном поведении родителей, подающих детям отрицательный пример, в отсутствии контроля за их поведением.
Усиленное опекание родителями детей приводит к тому, что подросток, не умеющий самостоятельно принимать решения, может оказаться неспособным в полной мере руководить своими действиями, если на него оказывают даже несильное психологическое давление, предлагают готовые планы действий и т.п.
Резко выраженные особенности подросткового возраста получили название подросткового комплекса, который включает в себя:
Суть «подросткового комплекса», по мнению известного исследователя этого возраста А.Е.Личко, составляют свойственные этому возрасту определенные психологические особенности, поведенческие модели, специфически-подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся:
- реакция эмансипации
- стремление освободиться от
оценки, контроля, покровительства
старших (родственников,
- реакция группирования
со сверстниками - предпочтение общаться
со сверстниками (подростковые группы
известны в истории
Информация о работе Психологические особенности девиантного поведения