Психологические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:13, реферат

Описание

Психологические особенности подросткового возраста. Физическое развитие в подростковом возрасте. Когнитивное развитие в подростковом возрасте. Психическое и социокультурное развитие в подростковом возрасте. Переживание одиночества подростками.

Работа состоит из  1 файл

Глава 2.docx

— 26.19 Кб (Скачать документ)

 Глава 2 Психологические особенности подросткового возраста 
 

    Подростковый  возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым  созреванием. И, хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода  значительно варьируются. Начинаясь  с кризиса, весь период обычно протекает  трудно и для ребенка, и для  близких ему взрослых. Поэтому  подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.[1,с.146] 
 

    2.1 Физическое развитие в подростковом возрасте 
 

    Биологическими  признаками подросткового периода  являются заметное ускорение темпов роста, быстрое развитие репродуктивных  органов и появление вторичных  половых признаков, таких как  волосяной покров на теле, увеличение мышечной и жировой массы тела, гениталий. Интенсивный рост обычно сопровождается неуклюжестью и неловкостью, когда дети учатся управлять “новыми” телами. В некоторой степени неуклюжесть  вызвана тем, что интенсивный  рост не всегда симметричен.[9,с.495] В связи с быстрым развитием возникают трудности в трудности в функционировании сердце, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Таким образом, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.[10,с.281]

    Пубертат  указывает на наступление половой  зрелости и способности иметь  детей.[9,с.497] Биологические изменения, переживаемые подростками в пубертате, обычно сопровождаются интересом к представителям противоположного пола и потребностью интегрировать свою сексуальность с другими аспектами личности. Поэтому в подростковом периоде молодёжь начинает формировать отношения, в которых основную роль играет пол.[9,с.504] По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален. Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. [10,с.282]  Культура, в которой воспитывается подросток, формирует различные психосексуальные и социальные установки.[22,с.343]

    Благодаря бурному росту и перестройке  организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей  внешности. Формируется новый образ физического «Я».[10,с.282] Многие подростки чрезвычайно чувствительны к своей внешности, расхождение между не вполне совершенными образами их Я и ослепительными идеалами, которые они видят в средствах массовой информации, создают ощутимую тревогу и сомнения в себе.[9,с.500] Взаимосвязь субъективных оценок своей физической привлекательности и «Я»-концепции проявляется в том, что у обоих полов стереотипы тела влияют на субъективную оценку своей привлекательности. [22,с.343]  На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания.[10,с.283]  Дети с ранним развитием более адаптивны, больше уверены в себе, держатся спокойнее, легче строят отношения со сверстниками, они вызывают отношение к себе как к более взрослому. К детям с поздним созреванием относятся чаще как к ребенку, что провоцирует их протест или раздражение, такие дети менее популярны среди сверстников, у них чаще формируется низкая самооценка и появляется чувство отверженности.[1,с.146] 
 

    2.2 Когнитивное развитие в подростковом возрасте 
 

    В подростковом возрасте происходит развитие способностей, процессов мышления, приводящие к росту сознания, воображения, суждений и интуиции. Происходит  активное накопление знаний, открывающих  ряд вопросов и проблем, которые  как  обогащают, так и усложняют жизнь подростков.[9,с.513] Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими.[10,с.284] Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления.[20,с.319]

      Подростки начинают рассуждать  об идеалах, о будущем, приобретают  новый, более глубокий и обобщенный  взгляд на мир, то есть у  них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.[20,с.321] В интеллектуальной развитии у подростка характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) более контролируемой и управляемой становится речь; 3) интеллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установки на размышление. [22,с.336] 
 

    2.3 Психическое и социокультурное развитие в подростковом возрасте 
 

    В подростничестве формируется чувство  взрослости – особая форма самосознания. Чувство взрослости у подростка  – специфическое новообразование  самосознания, стержневая особенность  личности, ее структурный цент. Это  чувство выражает новую жизненную  позицию подростка по отношению  к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и  содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных  реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей  восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.[1,с.149] Иногда подростки сталкиваются со значительным сопротивлением родителей, которое может привести к конфликту. Переход во взрослость совершается постепенно. Он требует одновременно независимости и взаимозависимости.[9,с.525] Отрочество характеризуется заметными изменениями в представлениях о самом себе. Во многом психологи связывают это со становлением «Я»-идентичности. В отрочестве как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я»-идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями. Дж. Марсиа определяет подростковую идентичность как внутреннюю структуру влечений, привычек, верований и предыдущих идентификаций. Она охватывает половую идентификацию, становление определенной мировоззренческой позиции и выбор той или иной профессиональной ориентации.[9,с.530]

      В этот период подросток экспансивен,  энергичен, общителен, уверен  в себе. Одновременно у него  растет интерес к другим людям  и их внутреннему миру и  появляется склонность сравнивать  себя с другими. Им свойственно  неосознанная, но резко повышенная самооценка: подростку хочется самоутвердиться и обогнать своего сверстника.[6,с.268] Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предмет его постоянного внимания — такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Проявляя интерес к волевым качествам других, он постоянно стремится обнаружить их у себя. Для этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней прямотой.[6,с.269] Любая действительность может показаться ему мрачной, и это подавляет деятельность, рождая пессимизм и отчаяние.[6,с.270] 
 

    2.4 Переживание одиночества подростками 
 

    Одна  из серьезных проблем подросткового  возраста – одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Когда молодым людям кажется, что они отвергнуты или обойдены вниманием, когда они ощущают неуверенность в собственных силах, они склонны считать, что одиноки.[19,с.62] Главная особенность этого возраста - это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. [6,с.270]

    В процессе формирования идентичности важную роль играют близкие друзья. Чтобы  принять свою идентичность, подросток  должен почувствовать принятие и  одобрение ее другими. Особо возрастает в подростковом периоде значение групп сверстников. Тинэйджеры ищут поддержки от других, чтобы справляться  с физическими, эмоциональными и  социальными изменениями подросткового возраста.[9,с.533] Общество сверстников необходимо для развития социальных навыков.[9,с.534] Существуют два основных типа групп сверстников: компании и клики. Примерно 80% подростков принадлежат к определенным группам, оставшиеся 20% не остаются из-за этого «одиночками». Иногда подростки оказываются одинокими потому, что они чувствуют себя другими, посторонними и действительно не могут «принадлежать» к группе. Это может происходить по многим причинам, но одна из них особенно драматична – когда ребенок вырастает в существенно иной среде: соседстве, городе или регионе страны. Кроме того, одиночество без добровольного согласия, также может вызвать сильные переживания изоляции и депрессию.[9,с.537]

    Некоторые подростки считали себя одинокими (субъективный фактор), а объективных  показаний к этому не было. Иначе  говоря, субъективные и объективные  факторы одиночества не совпадают. У людей, считавших себя одинокими  и не стремившихся избежать одиночества, обнаружились такие чувства: спокойствие  – 57 %, скука – 52 %, тревога – 42 %, равнодушие и безразличие – 36 %, смирение – 33 %. Если же они хотели избежать одиночества, то актуальными были такие чувства: тревога – почти у 63 %, скука – 50 %, жалость и сочувствие к себе – 47 %, плохое настроение – почти у 42 %, тоска – 35,5 %. Как видно тревога и скука являются главными спутниками одиночества.[8,с.142] Также чувство одиночества является одним из основных мотивов суицидального поведения подростков.[16,с.18]

    Причины, по которым подростки испытывают чувство одиночества.

    1.Трудно  разобраться, как следует вести  себя с окружающими, приемлемо  ли то или иное поведение,  как реагировать на различные  ситуации.

    2.Заниженное  представление о собственной  персоне и очень болезненное  реагирование на критику в  свой адрес. 

    3.Боязнь быть отвергнутыми.

    4.Привычка  никому не доверять и не  ждать от окружающих ничего  хорошего.[19,с.62]

    Значимость  одиночества должна рассматриваться  и в возрастном аспекте: известно, что в раннем юношеском (от 15 лет) возрасте стремление к общению и  исповедальность являются главными психическими новообразованиями. Значит, удовлетворение потребности иметь  друга, с которым устанавливается  взаимопонимание, одновременно решает вопрос о непонятности и одиночестве подростка.[8,с.142]

    Одиночество можно классифицировать по уровням  взаимодействия подростка с окружающим миром, по временной протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим (одиночное плавание), коммуникативным (нахождение среди незнакомых людей), эмоциональным (при отсутствии близких людей, при переезде на новое место жительства), духовным (при отсутствии единства взглядов, несмотря на контакты с людьми).

      Были определены следующие типы  одиночества у подростков.

    ♦ У «холодных, аутичных» подростков отмечено низкое стремление к принятию и высокий страх отвержения. Эти  подростки уходят от реального общения, не умеют себя выразить.

    ♦ «Застенчивые, робкие» с высоким  стремлением к принятию и высоким  уровнем отвержения стремятся к  общению и боятся его. Эти подростки  переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.

    ♦ «Вредные подростки» скрывают свою враждебность.[8,с.143]

    Подростки, как правило, острее чувствуют одиночества, чем взрослые люди. Частично это  обусловлено социально, поскольку  в молодежной культуре считается, что  если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете.[19,с.63] 
 

    Вывод 

    Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Иногда этот возраст называют затянувшимся кризисом. Для подростков характерно неуклюжесть, нестабильный и неровный эмоциональный фон, агрессивность, тревожность и скука. В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности, формируется новый образ физического «Я», формируется самосознание и Я-концепция, возникает интерес к своему внутреннему миру. Чувство одиночества сильнее всего переживается в подростковом возрасте. Чаще всего причинами этого является трудность разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации, заниженная самооценка, боязнь быть отвергнутыми, привычка никому не доверять и не ждать от окружающих ничего хорошего. Симптомы одиночества   у подростков появляются, потому что они ищут свой путь в жизни, формируется их идентичность, продолжается самовоспитание и поиск идеалов. Эти симптомы свидетельствуют о невозможности личности быть активной, взросление проходит по лабиринтам изоляции, что отчуждает подростка от участия в своем мироустройстве.  

Информация о работе Психологические особенности подросткового возраста