Психологические особенности речевого развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:38, доклад

Описание

Особенности развития речи в раннем возрасте; Особенности развития речи дошкольника.
К концу дошкольного возраста самостоятельная деятельность ребёнка состоит из 2 этапов:
1. Этап – принятие решения и планирование в речевой форме.
2. Этап – практическое выполнение деятельности в соответствии с принятыми решением и планом.

Работа состоит из  1 файл

Консультация для педагогов.doc

— 58.50 Кб (Скачать документ)


Муниципальное дошкольное учреждение

«Детский сад № 65»

Управление образования администрации г. Чебоксары

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на консультации для педагогов

на тему «Психологические особенности речевого

развития дошкольников».

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             Подготовила и провела:

Педагог-психолог МДОУ

                                                                                               Козырева О. К.

                                                                                                   Дата проведения:

 

 

 

 

Чебоксары 2011

    Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Развитие речи у ребёнка есть процесс овладения родным языком.

    Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими. Родившийся ребёнок застаёт в готовом виде родной язык. Но он не только усваивает слова и грамматические формы родного языка. Усваивая очень рано разные слова, дети относят их именно к тому содержанию, которое составляет значение слова, закреплённое за ним в родном языке. Однако  на каждом этапе развития ребёнок понимает содержание слова различно. Ведь слово всегда обозначает что-то, какой-то факт, явление, предмет, признак или отношения, существующие в действительности. Глубина, полнота и правильность отражения таких фактов, признаков или связей изменяется в процессе развития ребёнка. Слово ребёнок осваивает  очень рано вместе с присущим ему значением. Понятие же, обозначённое данным словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, ширится и углубляется по мере развития ребёнка.

Особенности развития речи в раннем возрасте:

1.       Важнейшей психическое  новообразование в этом возрасте.

2.       Происходит интенсивное развитие активной речи, которое идёт в процессе совместной деятельности со взрослым.

3.       Развивается понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребёнка, учить говорить о своих желаниях.

4.       Речь становится средством познания действительности, становится способом регуляции поведения и деятельности со стороны взрослого.

 

Особенности развития речи дошкольника:

1.       Речь теряет ситуативность, превращается в универсальное средство общения.

2.       Появляются связные формы речи, возрастает её выразительность.

3.       Ребёнок усваивает родной язык активно в процессе действия со словом.

4.       Ребёнок учится излагать свои мысли связанно, логично рассуждает и таким образом решает интеллектуальные задачи. Речь становится орудием мысли, средством познания.

5.       Развивается регулирование функции (коммуникативная, знаковая, планирующая: речь средство планирования и регуляции практического поведения) речи. Это выражается в понимании литературных произведений и подчинение инструкциям взрослого.

6.       Слово выделяется как абстрактная  единица и становится объектом познания.

7.       Речь превращается в особую деятельность со своими формами (слушание, беседа, рассказ, обсуждение).

8.       Завершается развитие фонематического слуха. Ребёнок правильно слышит и произносит звуки родного языка.

9.       Возникают предпосылки для освоения грамоты.

 

    В дошкольном детстве (3—7 лет) речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи — развернутое монологическое высказывание.

    На протяжении дошкольного возраста речь ребёнка превращается в средство планирования и регуляции его практического поведения. Эту функцию речь начинает выполнять в связи с тем, что она сливается с мышлением ребёнка. В раннем детстве мышление ребёнка включено в его предметно-практическую деятельность. Речь  ребёнка в этом процессе выступает в виде обращения ко взрослому за помощью. К концу раннего возраста появляется много слов, как будто ни  к кому не адресованы: это может быть восклицание, слова, обозначающие действия и результаты. Речь ребёнка, возникающая во время деятельности и обращённая к самому себе называется эгоцентрической речью. Факт наличия в дошкольном возрасте эгоцентрической речи отметил Ж. Пиаже. Появление эгоцентрической речи связано с тенденцией младшего дошкольника к совместной деятельности со взрослым, то есть эгоцентрическая речь является как бы заместителем реального сотрудничества со взрослым, она выступает как призыв к сотрудничеству к общей деятельности ( по мнению отечественных психологов, Выготский Л. С.).

К концу дошкольного возраста самостоятельная деятельность ребёнка состоит из 2 этапов:

1.       Этап – принятие решения и планирование в речевой форме.

2.       Этап – практическое выполнение деятельности в соответствии с принятыми решением и планом.

При этом эгоцентрическая речь постепенно свёртывается, интегрируется и превращается у детей 5-6 лет во внутренную речь. Т.е. является промежуточной степенью между внутренней и внешней речью.

Пользуясь речью и зная многие слова, ребенок еще долгое время не осознает слова как слова, что-то обозначающие, но существующие отдельно как системы символов. Например, многие младшие дошкольники и дети среднего дошкольного возраста на просьбу назвать и пересчитать, сколько слов в предложении, называют только существительные, как бы не замечая глаголов, прилагательных и других частей речи. С понятием «слово» они нередко идентифицируют целое предложение, что, по-видимому, свидетельствует о том, что слово для них — целая мысль. Если иметь в виду, что для многих детей раннего и дошкольного возраста в одном слове действительно часто выражено то, что взрослый человек с развитой речью обычно передает в целом предложении, а иногда и при помощи нескольких связанных предложений, то становится понятной такая особенность суждений детей данного возраста.

Следующий шаг в осознании и расчленении детьми речевого потока связан с выделением в предложении субъекта и предиката со всеми относящимися к ним словами и нерасчлененным восприятием того, что находится внутри их. Например, на вопрос: «Сколько слов в предложении «Маленькая девочка ест сладкую конфету»?» — ребенок-дошкольник может ответить: «Два». Когда его просят назвать первое слово, он произносит: «Маленькая девочка». На просьбу назвать второе слово отвечает: «Ест сладкую конфету».

Далее дети начинают постепенно выделять остальные члены предложения и части речи, кроме союзов и предлогов, и, наконец, многие из них к концу дошкольного детства оказываются в состоянии выделить и назвать все части речи и члены предложения.

К 4—5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений и без специального обучения. К 6 годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами составления предложений. Речь четырехлетнего ребенка уже включает сложные предложения.

Появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания. Между тремя и пятью годами возрастает частота правильных ответов на специальные вопросы. Слова «этот», «тот», «там» дети начинают употреблять еще на втором году жизни. Однако полное понимание этих слов приходит к ним лишь через несколько лет. Дети-дошкольники с трудом понимают разницу между словами «этот» и «тот», если отсутствует постоянная точка отсчета. Многие семилетние дети также не различают этих слов, если их собственное положение в пространстве не совпадает с положением говорящего.

В возрасте около 4—5 лет язык становится для самого ребенка предметом анализа, он пытается понять его, говорить о нем. Дети старшего дошкольного возраста отличают настоящие слова, имеющиеся в языке, от придуманных, искусственно созданных слов. Дети, которым меньше 7 лет, обычно считают, что у слова есть только одно значение, и не видят ничего смешного в шутках, основанных на игре слов. Лишь с 11—12 лет они способны понимать шутки, базирующиеся на неоднозначности грамматических структур или различных смысловых интерпретациях.

Следует заметить, что описанные процессы и результаты развития речи у детей дошкольного возраста не есть нечто неизменное. Они существенно меняются в зависимости от социокультурного уровня населения страны, от географической местности, от исторической эпохи, от многих других условий. Так, например, в современном обществе дети одного и того же возраста по сравнению с их сверстниками в прошлом представляются более развитыми в речевом и интеллектуальном отношении. Более того, эти различия заметны уже при сравнении между собой нынешних детей и их сверстников в начале XX в. Установлено, к примеру, что в 20-е годы текущего столетия средний активный словарный запас у детей нашей страны составлял около 400—600 слов, в то время как сейчас он равняется 1200 словам, т. е. увеличился почти в три раза. Примерно на 500 слов возрос словарь современного шестилетнего ребенка по сравнению с его сверстником в начале века.

В качестве общих закономерностей развития речи ребенка в дошкольном возрасте можно выделить следующие:

— появление слова как компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще говорить о формировании семиотической функции (появление и дальнейшее совершенствование способности ребенка к представлению (репрезентации) мира);

— отделение слова от ситуации, начало его функционирования по законам, присущим знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова (символическая функция);

— возникновение рефлексии на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.

 

 

 

 

Литература:

1.       Люблинская А. А. «Детская психология».

2.       Р. С. Немов «Психология» часть 2.

3.       В. С. Мухина «Психология дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Психологические особенности речевого развития дошкольников