Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, контрольная работа

Описание

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов.

Работа состоит из  1 файл

контрольная психология несовершеннолетних.docx

— 37.52 Кб (Скачать документ)
  1. Проблема  несовершеннолетних в юридической  психологии.

         Преступность  несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней  среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают  так называемые «трудные», педагогически  «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка  чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие  опыт антисоциального поведения. У  большинства таких подростков в  структуре личности доминируют отрицательные  качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность  и т. п.

         Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев  являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды  в семье очень часто воспитывает  эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение  нравственной атмосферы бывает связано  с алкоголизмом родителей или  родственников, их аморальным поведением и т. д. Однако нередки случаи, когда  искаженную нравственную атмосферу  вокруг несовершеннолетнего создают  любящие его и желающие ему  всякого добра, но не обладающие достаточной  педагогической культурой родители.

         Как правило, для трудновоспитуемых  подростков характерно отрицательное  отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т. п.

         В подавляющем большинстве случаев  в число подростков-правонарушителей попадают те, кто не сумел найти  свое место в школьном коллективе в связи с отрицательным отношением к нему.

         Подростковый, отроческий возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным, главным образом, в биологическом  смысле, поскольку это возраст  полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и  другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной  социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся  на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка  мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны диспропорции в  формировании и темпах развития, обусловленные  в значительной мере биологически. Важнейшее из появившихся чувств — чувство взрослости - представляет собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток фактически еще не достиг

         Промежуточность общественного положения и статуса  юношества определяет и особенности  его психики. Многих юношей еще остро  волнуют проблемы, унаследованные из подросткового этапа, — собственная  возрастная специфика, право на автономию  от старших и т. п.

         В нормальных условиях процесс усвоения моральных и правовых норм заканчивается в подростковом возрасте (к 14-16 годам). Это обстоятельство учитывается законом, который установил частичную уголовную ответственность (за убийство, кражи, грабежи, разбои, изнасилования и другие опасные преступления) с 14 лет и полную уголовную ответственность за все преступления, предусмотренные уголовными законами, — с 16 лет.

         Личность  «трудного» подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (ПТУ) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного подростка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью».

         Скачкообразное, резкое появление качественно новых  свойств психики подростка, в свою очередь, требует от взрослых, родителей и учителей как перестройки характера отношений, общения с ребенком, так и изменений системы воспитательных мер и воздействий

         Повышенная  конфликтность, особенно в отношениях со взрослыми, родителями и учителями, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и тем, что меняется вся система отношений подростка и со взрослыми, и со сверстниками.

         С рождения начинается процесс социализации человеческой личности. Это активный процесс усвоения навыков социального  поведения.

         Большинство родителей, конечно же, любят своих  детей, особенно когда они маленькие. Но в этой любви не хватает уважения к ребенку. Свобода маленьких  детей с самого начала ограничивается, их познавательная активность не находит  выхода, притупляется.

         В литературе выделяют несколько типов неправильного воспитания:

         ·     безнадзорность и бесконтрольность, приводящие к тому, что дети предоставлены  самим себе, проводят время в поиске увеселений и попадают под влияние  уличных компаний и противоправных группировок.

         ·     гиперопека, выражающаяся в постоянном надзоре за поведением ребенка, многочисленных запретах со стороны воспитателей и строгих приказаниях;

         ·     воспитание по типу Золушки, т.е. в обстановке безразличия, холодности, бесчувствия;

         ·     жесткое воспитание, когда за малейшую провинность ребенка наказывают, и он растет в постоянном страхе перед наказаниями;

         ·     воспитание в условиях повышенной моральной  ответственности – с малых  лет ребенку внушают мысль, что  он должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей, или  на него возлагаются недетские, непосильные  заботы.

         Школа принимает эстафету от родителей  и детского сада. Процесс обучения и воспитания в ней в настоящее  время не способствует творческой активности. Это проявляется в учебных  программах и в общей атмосфере, ориентированной на воспитание пассивности, исполнительности.

         Феминизация школьного педагогического корпуса  привела и к выдвижению на все  «ответственные» общественные посты  в школьном самоуправлении девочек: «они послушнее и исполнительнее». Мальчикам все чаще достается  роль пассивной оппозиции. Не желая  принять эту роль, многие мальчики «выходят» из семьи и школы  в подворотню, где между ними стихийно складываются группы «трудных» ребят  с отклонениями в поведении.

         Таким образом, накопилось достаточное количество поводов для возникновения острых конфликтов и столкновений между  взрослыми и подростками как в семье, так и в школе, на улице, в общественных местах. Немалую роль при этом играет и несдержанность, педагогическая несостоятельность взрослых, не желающих уважать личное достоинство подростка, считаться с его возрастными психологическими особенностями и стремящихся действовать сугубо авторитарными методами, которые порой выражают неоправданно оскорбительное отношение к формирующейся личности.

         Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростков существенно перестраиваются отношения со сверстниками.

         Особое  место среди неблагоприятных  характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитии, олигофрения, обусловленная органической отягощенностью врожденного, наследственного  характера либо наступившая в  результате черепно-мозговых травм  и заболеваний центральной нервной  системы, перенесенных в возрасте до двух-трех лет. Социальная адаптация  детей с отставанием в умственном развитии, равно как и профилактика асоциальных отклонений у этих детей, должны осуществляться по особым программам во вспомогательных учебно-воспитательных учреждениях.

         Извращенные биологические потребности как  психобиологические предпосылки асоциального поведения встречаются у несовершеннолетних значительно реже, чем у взрослых преступников, но, тем не менее, и они не должны выпадать из поля зрения криминологического анализа. Сюда можно отнести юношескую гиперсексуальность, не сублимированную в социально активные формы деятельности, закрепившуюся на уровне дурных привычек (потребность в алкоголе, наркотиках).  

     
  1. Психологический портрет несовершеннолетних преступников.

         Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники  – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами асоциального поведения. Для них характерны:

         · постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);

         ·  следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;

         · бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

         ·   ранние половые связи, половая распущенность;

         ·  частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;

         ·   умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

         · культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе;

         ·    привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека

         Асоциальное поведение несовершеннолетних обусловлено  влиянием факторов в первую очередь  внешней социальной среды, а также  индивидуальными особенностями  личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

         Девиантное поведение подростков (14-17 лет) и молодежи (18-29 лет) имеет общие для всех девиантных проявлений причины. Прежде всего, это противоречие между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения.

         Возможности человека определяются в основном его  социальным статусом, местом, занимаемым в социальной структуре. Иначе говоря, источником девиантного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам.

         Помимо  общих причин девиантного поведения и их действия в молодежной среде можно назвать и некоторые факторы, определяющие большую вероятность реализации тех или иных форм отклонений.

         Есть  факторы, усиливающие тягу молодежи к алкоголю и объясняющие выбор  именно этой формы девиантного поведения. Если алкоголь, вообще, облегчает общение между людьми, то для подростков и молодежи данное его свойство становится особенно значимым: в силу недостаточности социального опыта, робости, неискушенности в общении между полами, некоторые пытаются с помощью алкоголя приобрести большую уверенность в себе, преодолеть чувство (обоснованное или необоснованное) собственной неполноценности и т. п. Посредством злоупотребления алкоголем, подростки демонстрируют свою «взрослость», принадлежность к миру взрослых (так называемое «статусное» потребление алкоголя).

         Если  для одной части подростков и  молодежи средством активного самоутверждения  служат иногда преступления, то для  других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, непонимаемого мира в алкоголь, наркотики или же добровольный уход из жизни. Потребление алкоголя и наркотиков, суицидальное поведение — это формы ухода как результата неприятия (сознательного или несознательного) социальной действительности и неумения (нежелания) приспособиться к ней одобряемыми обществом способами.

         Вообще  сообщества с преобладанием норм, ценностей, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно-нормативные субкультуры (преступную, ретристскую, подростковую, богемную и др.)

         Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ  жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе, а потому им отвергаются.

         Подростки и молодежь чаще интегрированы в  субкультурные группы, чем взрослые. Это объясняется и естественным стремлением объединиться в условиях «заброшенности» и недружелюбия мира взрослых, и поисками столь значимых для молодежи дружеских и сексуальных контактов и привязанностей, и пониманием ровесников при непонимании взрослыми и т. п.

Информация о работе Психологические особенности следствия по делам несовершеннолетних