Психологические особенности творческой личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 21:12, реферат

Описание

Проблема данного исследования носит чрезвычайно актуальный характер. На данном этапе развития психологии вопрос творчества является наиболее спорным и неоднозначным. В современной когнитивной науке - за последнюю четверть века не возникло ни одной крупной теории (как это было с памятью), которая смогла объединить конфликтующие исследования творчества. Отсутствие общей теории указывает как на многогранность этой темы, так и на недостаток внимание к ней со стороны широкой научной общественности. И все же эт

Содержание

Вступление
Творчество
Этапы творчества
Творческая личность
Эмоциональное развитие
Творчество как источник психического спокойствия
Освобождение от тщеславия и демократичность
Заключение и выводы

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности творческой личности.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Развитие  сверхчувствительности к проблемам, либо подавление ее многие исследователи  связывают, в первую очередь, с характером обучения. Догматичное содержание, сочетающееся с доминированием репродуктивных методов обучения, является основным фактором, подавляющим детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив — проблемное обучение, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, развивает как эту способность, так и другие необходимые для творчества качества. Здесь принципиальную роль играет не количество накопленных знаний, а способность благодаря ним видеть многогранность явлений и объектов.

Основу психологического механизма творческой деятельности человека составляет взаимосвязь внешнего (предметного) и внутреннего (модельного) планов действий. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от одного понятийного аппарата к другому, от одной системы к другой принципиально иной, часто далекой по содержанию, называют гибкостью мышления. С другой стороны — инертность, ригидность мышления. 
Высокий уровень «гибкости мышления» — явление редкое, как и крайнее выражение его противоположности — «инертности мышления». Поэтому наличие первого свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.
 

Легкость  ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе выявления скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. 
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его «нормальные» сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями и даже концепциями. Эти связи, в силу наличия данной и вышеописанных способностей, могут быть нетрадиционны и непривычны, что, как известно, и составляет основу творчества. Физик и философ Дэвид Бом утверждал, что гении способны развивать одновременно несколько разных мыслей, поскольку они умеют смягчать противоречия между несочетающимися явлениями. У гуманитариев она чаще видна в метафоричности мышления. Аристотель считал метафоричность признаком гения. Он был убежден, что человек, способный находить соответствие между двумя различными сферами существования и связывать их между собой, — особо одарен. 
Гибкость мышления тесно связана с богатством и разнообразием прошлого опыта ребенка (объем знаний, умений, навыков и т.п.), однако полностью им не определяется. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что связь между ними имеет очень сложный характер. Так, в некоторых ситуациях объем знаний не только не содействует генерированию новых идей и стратегий, но выступает как сдерживающий фактор. То есть ассоциативные барьеры для творческой личности исчерпываются многогранностью образов и неоднозначностью способов решения различных проблем, так как происходит понимание возможности выбора. Отсюда повышенный интерес к дивергентным задачам. Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. Люди, не склонные к творчеству, к исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ, где ясность и однозначность выступают главным приоритетом, что соответственно легче дается на осмысления и следовательно более привлекательно для незаинтересованных. Способность решать дивергентные задачи, которая многим оказывается недоступной— важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, предпринимательстве. В связи этим творчески одаренным людям в значительно большей степени, чем обычным, свойственна способность к прогнозированию. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу. Для основной массы людей характерен так называемый презентизм мышления — они не могут представить себе будущее и прошлое качественно отличным от настоящего.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 
 Так же необходимо выделить  эмоциональные особенности развития. Большинство исследователей отмечает повышенную уязвимость в качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы ребенка. Источником ее является сверхчувствительность, уходящая корнями в особенности интеллектуального развития. Способность выявлять причинно-следственные связи, сочетающаяся с опережением в количестве и силе восприятия внешних явлений и событий, переходит в более глубокое и тонкое их понимание. Талантливые дети не только больше видят, глубже чувствуют, они способны улавливать несколько явлений сразу, тонко и точно подмечая их единство и различие. 
Способность улавливать то, что осталось незамеченным другими, сочетаясь со свойственным им эгоцентризмом и внутренней замкнутости, приводит к тому, что они всё неосознанно принимают на свой счет. Поэтому внешне нейтральные замечания, реплики, поступки могут оказывать сильное воздействие на одаренную личность, в то время как его обычные сверстники относятся к ним безразлично и даже равнодушно. Несоразмерно повышенная эмоциональная чувствительность вполне может рассматриваться как результат более высокого развития наблюдательных, исследовательских способностей. С точки зрения совершенствования гораздо более важной является другая особенность творческих людей — способность наслаждаться, захлебываться, отдаваясь полностью и до последней капли, творчеством. Именно это отличает гения от всех остальных людей. Действительно, звание гения присваивалось лишь тому, кто испытывал особое наслаждение от процесса творчества, и продолжает работать, несмотря на преграды.(3)
 

ТВОРЧЕСТВО  КАК ИСТОЧНИК ПСИХИЧЕСКОГО СПОКОЙСТВИЯ

 
Сильные эмоции после Вдохновения, сталкиваясь с нервной, суетливой  жизнью угашаются в ней, но тем  не менее производят свое действие. Восторг быстро проходит после прозрений; состояние внутренней гармонии сохраняется дольше, оно проявляется, в частности, в спокойствии. Если в сложной ситуации есть внутренний источник радости, счастья, гармонии, отпадения проблем, даже пульсирующий иногда, есть источник, который периодически излучает подобные чувства и переживания, это уже «кое что». Вдохновение может проявляться на сенсорно-эмоциональном уровне, например в восприятии природы. Яр реки, вода, медленно плавающая по кругу пена, небо, облака, мостик... и все это может объединяться в восприятии в одно целое, наподобие того, как это бывает в художественном произведении. Нарисовать такое может художник, но видеть - и ребенок. Подобные состояния, по-видимому, доступны и детям. Если это так, то дети, периодически переживающие соответствующие состояния, будущие творческие личности должны дарить окружающим состояние спокойствия. Возможно, это признак, по которому можно распознавать творческие способности в раннем возрасте? Рассматривая данную сферу творчества классическим примером является избавление от алкоголизма или наркомании. Алкоголь, как и другие психотропные вещества, обладают способностью выплескивать подсознательное (отключаются лобные доли, повышение чувствительности) и часто алкоголизма это и есть следствие нерешенности внутренних проблем, а возможность высказаться, излить облегчает душу и разум. Так многим начинающим алкоголикам предлагали замену виде ручки и бумаги.  Творческая деятельность, возможность перевода из бессознательного в сознательное приносило облегчение и умиротворенность, которую прежде искали на дне стакана.(4)

ОСВОБОЖДЕНИЕ  ОТ ТЩЕСЛАВИЯ И  ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ

Тщеславная  мысль аналитична,эгоцентризм, замкнутость и нежеланиея принятие отвлекает, а главное поглащает растворяя рамки реальности и предоставляя человку лишь частичную картину, либо искоженную, а в ряде случаев, привознося себя, начинает развиваться апатичность к индивидуальным признакам остальных, то есть обощение и стереотипная типизпция, в рамках собственной «оригинальности» и «неповторимости», а у всякой общей мысли есть тенденция к еще большему обобщению; тщеславная мысль приятна, ее обобщение с отвлечением от реальности еще более приятно. Поэтому при ее возникновении легко образуется замкнутый круг: тщеславная идея , детальное или полное абстрагирование, порождает аффекты самодовольстваи честолюбия, самодовольство порождает тщеславную мысль и способствует ее обобщению и так сказать обогащению, самонасыщению.

Иногда  все это кажется допустимым, однако, это состояние, в частности, уводит от сферы интуиции и от сферы интеграции разных оценок самого себя и в целом уводит от интуитивного поведения, от центра интеграции психики как такового. Погружение в собственное «я» провацирует перенос ценностей из реальности во внутренний мир. Поэтому оно представляет собой угрозу главному: интегративному ядру, тому, что Р. Ассаджоли называет «Высшим Я». Причем, если замкнутый круг, о котором идет речь, образуется, он может стать постоянным, характерным для личности, т. е. при всей, казалось бы, незначимости или «приятности» может создать постоянную блокировку внимания к интуиции, к подсознанию, к поиску нового.

Если  человек, вращаясь в этом круге, в  чем-то выигрывает, то это  «мажорная   болезнь»,  экзальтация  самодовольства  и переживания успеха, отчасти  действительного, отчасти мнимого, в его поведении будут проявляться черты нарциссической личности или он станет нарциссической личностью.

Все время  успех, все время гонка, периодически - эйфория. С точки зрения многих, это не расстройство, а стремление к успеху. Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990, с. 191) отмечают, что нарциссическое поведение может оказаться деструктивным для развития личности.

С другой стороны творческая личность- это  личность толерантная, восприимчивая  и способная понять многообразие мира и явлений в нем. Как и в дивергентных задачах она видит различные пути решения, отрицание догматичности ведет к принятию стороны, особенностей другого, даже будучи с ней несогласным.

Человек, овладевший творчеством, не одержим  идеей, не смотрит на реальность в  свете той или иной мысли, он может входить в состояние, когда его понятийно-логическое мышление становится «рецептивным». Это непосредственно связано с внедрением в структуру перевода осознанно, но опосредованно,  и неосознанно накопленной информации из подсознания в сознание, поэтому он без предвзятости, тактично, полно может воспринимать собеседника и любого другого человека или персонажа и его душевные порывы. «Восприятие» собеседника, восприятие аналитическое и при этом, что главное, синтетическое - становится полнее, чем при направлении на него анализирующего логического осознания, становится более адекватным. Это - путь к развитию эмпатии, путь развития способности постигать особенности человека рядом, которая многим представляется невозможной или чересчур легкой из-за собственной ограниченности или эгоцентризма.

Развитие  способностей полнее и адекватнее воспринимать собеседника может достигать таких степеней, что человек, владеющий творческим поведением, делится своей способностью  перевода  информации  из подсознания в сознание с человеком рядом, т. е. воспринимает его подсознательные движения и помогает ему осознавать их.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  И ВЫВОДЫ

Творческие  способности, в отличие от специальных  способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим. Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности. 
Однако общеизвестно, что при одной и той же системе воспитания и обучения у одних людей формируется шаблонное мышление, у других сохраняется или вырабатывается самостоятельный и творческий стиль мыслительной деятельности. Это заставляет думать, что у некоторых индивидуалов существует определенная сопротивляемость шаблону, которая проявляется не только в стиле мыслительной и исполнительской деятельности, но и в некоторых личностных характеристиках, таких как независимость, самостоятельность (отсутствие конформности соглашательства) и т.д. Проблемный характер подхода к изучаемым явлениям — это качество творческого мышления проявляется в умении найти вопросы, подлежащие выяснению, исследованию, найти проблемную ситуацию там, где многим кажется, что ее нет. 
Динамичность мышления — способность быстро, творчески ориентироваться в ситуации, выделить, на что именно нужно обратить больше внимания и от чего следует отвлечься, быстрота охватывания ситуации и определение оснований.

 

Список использованной литературы:

1. Пономарев Я. А. , Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1987.

2. Александр  Савенков, доктор психологических наук, Одаренные дети и творческие люди : особенности психического развития

3.А.Л. Галин,  Психологические особенности творческого  поведения, Новосибирск, 2001

4. Мясищев В.  Н. Личность и неврозы. Л., 1960

5. Пономарев  Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

Информация о работе Психологические особенности творческой личности