Психологические особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:07, реферат

Описание

Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической деятельности, которая опирается на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности).
Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятельности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию.

Содержание

Введение...................................................................................................................3 Психологические особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД…………………………………......................................................................5
Заключение.............................................................................................................22
Список литературы................................................................................................23

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................................3 Психологические  особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД…………………………………......................................................................5

Заключение.............................................................................................................22

Список литературы................................................................................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями  своего предмета. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом зависит от мировоззрения, которого придерживаются люди, сталкивающиеся с необходимостью постигнуть психологическую науку.

На современном  этапе общественного развития психология все настойчивее занимает ключевую позицию в системе наук. В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач.

В деятельности юриста главное - работа с людьми. В  нее входит ряд взаимосвязанных  аспектов: изучение и оценка людей, установление и развитие с ними психологических контактов, оказание на них определенного влияния, обучения, воспитания и т.д. Приобретение психологических знаний становится просто необходимостью для работников любого юридического труда, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Глубокое исследование указанных аспектов требует психологического анализа личности и юридической  деятельности, которая опирается  на изучение основных психологических  явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности).

Психологическая культура юриста предполагает наличие  у всех работников юридических органов  системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивали бы им высокую культуру общения. Психологические знания повышают эффективность юридической деятельности, способствуют ее гуманизации и постоянному совершенствованию.

В практике существует два способа применения психологических знаний: непосредственное и опосредованное. В первом случае познанные закономерности непосредственно используются при осуществлении той или иной деятельности. В частности, непосредственно применяется и используется знание законов восприятия, воображения, мышления, адаптации и т.д.

Чаще психологические  знания применяются опосредованно, так как познанные закономерности не могут быть применены и использованы сразу. Требуется сначала выявить, как видоизменяются эти общие  закономерности в особых условиях определенной деятельности, при выполнении ее задач. В прикладной психологии мы имеем дело преимущественно с опосредствованным применением психологических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Психологические особенности выполнения

служебных задач сотрудниками ОВД

 

Юридический труд весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд  черт, которые отличают его от труда  большинства других профессий. Правоохранительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя, судьи, прокурора, адвоката представляет собой новую задачу и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный исход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование  всей профессиональной деятельности отличает юридический труд от других профессий  и постепенно накладывает свой отпечаток на личность каждого юриста. Вся деятельность следователя, прокурора, судьи, адвоката, нотариуса и т.д. при всей ее сложности и разнообразии всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий  характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка очень часто бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

 Профессиональная юридическая  деятельность – в основном, деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных и судебных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всех членов общества повышаются как по отношению ко всей правоохранительной системе, так и каждому ее звену, к каждому ее работнику.

Труд многих юридических профессий (прокурора, судьи, следователя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличия права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Основная задача психологии юридического труда – выявление рациональных соотношений между требованиями, которые ей предъявляются профессией. В познании этих закономерностей психология юридического труда опирается на методы, теоретические положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной психологии, психологии труда, юридической социологии, права и т.д. Системный подход предполагает центральным аспектом исследования процесс деятельности и позволяет дать достаточно точное описание этого процесса с учетом всех участвующих в нем элементов.

Ответственный и сложный труд работников юридических профессий предъявляет  к ним повышенные требования. Большинство  этих профессий в настоящее время  считается престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, они не представляют, какие требования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность – это  деятельность, связанная с нормами  права, и отдельные ее виды в самом  названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства юридических профессий  характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта:

1) организация собственной работы  в течение рабочего дня, недели; организация работы по конкретному делу в условиях ненормированного рабочего дня;

2) организация совместной работы  с другими должностными лицами, правоохранительными органами и  т.д.

 В судопроизводстве поиск  истины – это творческий процесс,  поэтому следователю, прокурору,  судье, адвокату всегда необходимы чуткость, внимание, человечность, умение проникнуть во внутренний мир человека и т.д.

Психологический анализ профессиональной юридической деятельности позволяет  выделить ряд этапов, через которые  происходило движение к конечной цели – установлению истины. В этой деятельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, организационная, удостоверительная, воспитательная.

Психологическое изучение профессий  является необходимым условием научной  организации труда. Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Повышение качества труда юриста невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии.

Одним из главных результатов психологического анализа юридической деятельности должно явиться создание юридической  профессиограммы, представляющей собой  комплексное отражение основных сторон этой деятельности, а также качеств личности, которые в ней реализуются.

 Деятельность каждой юридической  специальности в той или иной  мере включает в себя следующие  стороны: социальную, поисковую,  реконструктивную, коммуникативную, организационную и удостоверительную.

1. Социальная деятельность. Охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя исправительного учреждения и т.д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника для возвращения его к социальной норме поведения.

2. Поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника,судьи.

3. Реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4. Коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов, оперативных работников, воспитателей исправительных учреждений.

5. Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

6. Удостоверительная  деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.).

В основе профессиограммы следователя  лежит поисковая сторона деятельности, которая реализует стремление к раскрытию преступления и заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач. Поисковая сторона деятельности следователя имеет особое значение на первом этапе расследования и заключается в вычленении из окружающей среды криминалистически значимой информации (следов, оставленных преступлением, орудий преступником и т.п.), которая дает следователю возможность с достоверностью представить событие преступления с такой степенью точности как этого требует закон. Язык и речь, т.е. коммуникативная сторона деятельности – главные инструменты в следственной работе, которая представляет собой систему сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в деле лицами, чтобы получить необходимую для раскрытия преступления информацию от людей путем общения с ними. На допросах нередко решается судьба допрашиваемого, а также судьбы других людей. Победить в этой борьбе следователю помогают специальные научные знания в области психологии и тактики допроса, его профессиональное мастерство.

Следователю постоянно приходится испытывать на себе массу посторонних влияний, противостоять различным, в том числе и неправомерным воздействиям, противодействию заинтересованных лиц, действовать иногда в неблагоприятной обстановке, в условиях перегрузки и крайнего напряжения нервных и физических сил. Поэтому следователь должен уметь организовать свое психическое состояние. Он должен стремиться обладать навыками управления своей волевой и эмоциональной сферой. Настойчивость – стержневое качество воли – выражается в постоянной готовности преодолевать препятствия, способности длительное время удерживать в сознании определенную цель, мобилизуя все свои силы для ее достижения.

Следователь – организатор расследования, принимает ответственные решения, он добивается их реализации и при  этом выступает в качестве организатора деятельности многих людей. Практическая работа постоянно требует от него собранности, точности и организованности.

Реконструктивная сторона деятельности следователя проявляется в переработке информации и принятии решений. Следователь в настоящее время должен очень много знать: уголовное право, уголовный процесс, криминалистику, криминологию и психологию, бухгалтерский учет, судебную баллистику и.д. От следователя требуется разносторонняя образованность, но прежде всего ему необходима общая культура.

В структуре профессиограммы  следователя имеется еще социальная сто-рена, в которой он предстает как организатор борьбы с преступлениями на своем участке или в своем районе. В борьбе с преступностью его действия направляются на выяснение причин, условий и принятия мер к их ликвидации.

Работа следователя требует  разностороннего развития его внимания. Он должен воспитывать в себе целенаправленное, произвольное внимание. Это связано  с интересом к своей работе. При отсутствии же такого интереса все усилия, направленные на развитие внимания, могут оказаться безрезультатными.

Криминалистическая наблюдательность – при осмотре места происшествия – это планомерное, целенаправленное, продуманное восприятие обстановки. Такое восприятие в психологии называется наблюдением. Оно предполагает активную работу всех органов чувств. Чтобы наблюдение было максимально эффективным, до начала осмотра всегда важно получить общее представление о случившемся. Первоначальная информация нередко весьма противоречива и впоследствии может не подтвердиться, однако она, тем не менее, дает возможность следователю наметить план осмотра, приступить к построению мысленной модели случившегося.

Информация о работе Психологические особенности выполнения служебных задач сотрудниками ОВД