Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:01, курсовая работа
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Но что мы понимаем под деятельностью? Под действием мы понимаем понятие, характеризующее функцию субъекта в пространстве, его взаимодействие с объектом. Мы знаем, что деятельность побуждается потребностью. Направлена она на предмет ее удовлетворения.
5.1
 
Запоминание 
       Запоминание 
начинается с запечатления, которое первоначально 
совершается непроизвольно в той или иной 
деятельности, не ставящей себе непосредственно 
цель что-либо запомнить. Многое запечатлевается  
у нас непреднамеренно. Учитывая необходимость 
сохранения в интересах своей практической 
и теоретической деятельности, человек, 
как существо сознательное, начинает специально 
– сознательно и преднамеренно запечатлевать 
особенно для него значительный материал: 
запечатление тогда переходит в сознательное 
запоминание и выделяется в особую сознательную 
целенаправленную деятельность. Основное 
значение приобретает поэтому зависимости 
запоминания от характера деятельности, 
в ходе которой оно совершается. Можно 
выделить несколько факторов влияющих 
на запоминание.  Это, во-первых, особенности 
самого материала, подлежащего запоминанию. 
Во-вторых, контекст, в котором находится 
запоминаемый материал. Указанные факты, 
в свою очередь, являются следствием специфичности 
структуры памяти, представляющей собой 
деятельности человека. 
 
 
 
 
5.2
Сохранение 
       Сохранение 
является сложным динамическим процессом, 
который совершается в условиях 
определенным образом организованного 
усвоения и включает прогообразные 
процессы переработки материала. Сохранение 
тесно связано с забыванием. Возможны 
две точки зрения на сохранение. 
Первая – узкая и хронологически более 
ранняя – рассматривает сохранение как 
достаточно пассивный процесс хранения, 
следа впечатления. Вторая трактует сохранение 
более широко – как сложный, динамический 
и активный процесс, включающий в себя 
наряду с собственно хранением, многообразные 
операции по переработке материала. 
5.3
 
Забывание 
Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей.
       Наиболее 
распространенные объяснения забывания 
связаны с двумя гипотезами, впервые 
сформулированными немецкими 
5.4
Восстановление 
       Различают 
восстановление непроизвольное и произвольное. 
В первом случае прошлые впечатления 
восстанавливаются без 
5.5
 
Уровни памяти 
       Отличая 
уровни памяти от ее видов, мы в качестве 
основных уровней можем выделить следующие: 
1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные 
данные прошлого опыта не осознаются в 
своем отношении к прошлому как их воспроизведение. 
2) Такое воспроизведение прошлого опыта, 
которое осознается как его воспроизведение. 
На основе такого осознания впервые становится 
возможным сознательное регулирование 
процессов памяти. 
5.6
Типы 
памяти 
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.
       Первая 
дифференциация типов связана с тем, как 
сенсорная область служит наилучшей основой 
для воспроизведения. Одни люди лучше 
запоминают зрительные, другие – слуховые, 
третьи – двигательные данные. У большинства 
людей господствующим является зрительный 
тип запоминания предметов. Память у людей 
различается: 1) по быстроте запоминания, 
2) по его прочности или длительности, 3) 
по количеству или объему запоминаемого 
и 4) по точности. Говоря о типах памяти, 
необходимо иметь в виду, что особенности 
процессов запоминания зависят от того, 
кто и что запоминает, от конкретного отношения 
данной личности к тому, что подлежит запоминанию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6
       Воображение 
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных. В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения, как всеобщего свойства сознания. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого либо свойства объекта. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности.
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики, реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность.
       В 
своих высших творческих формах воображение 
совершает отлет от действительности, 
чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого 
воображения и его уровень определяются 
соотношением двух показателей: 1) тем, 
насколько воображение придерживается 
ограничительных условий, от которых зависит 
осмысленность и объективная значимость 
его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны, 
отличны от непосредственного данного 
его порождения. Деятельность воображения 
естественно и закономерно порождается 
преобразующим воздействием направленности 
личности на образы сознания, опережающие 
действительность. Воображение не абстрактная 
функция, а закономерно выступающая сторона 
сознательной деятельности. 
6.1
Виды 
воображения 
       В 
воображении проявляются все 
виды и уровни направленности личности; 
они порождают и различные 
уровни воображения. Различие этих уровней 
определяется прежде всего тем, насколько 
сознательно и активно 
Так же выделяются несколько путей построения образов воображения: агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности; гиперболизация – значительное преувеличение свойств реальных объектов; заострение – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых; схематизация – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение его конкретным образом; типизация – выделение существенного признака в однородных явлениях и наделение его конкретным образом.
       Воображение 
является в психологическом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
7
Мышление 
Мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей. Мышление – это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
Мышление – это процесс целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целесообразного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов, своей исторической сути.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений, раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по слаженности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и то общего к единичному. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на него, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождает действие или действие – мышление; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии, мышление которое совершается в действии и в действии выявляется. Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности, как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
       Всякий 
мыслительный процесс является по своему 
внутреннему строению действием или актом 
деятельности, направленным на разрешение 
определенной задачи. Мышление обычно 
начинается с проблемы или вопроса, с удивления 
или недоумения, с противоречия. С динамикой 
мыслительного процесса связано эмоциональное 
самочувствие мыслящего субъекта. Мыслительный 
процесс обычно включает в себя, в единстве 
и взаимопроникновении с понятиями, во-первых, 
более или менее обобщенные образы – представления. 
Мыслительный процесс, сохраняя специфику 
мышления, существенно, качественно отличающую 
его то всех других процессов, вместе с 
тем всегда вплетен в общую ткань целостной 
психической жизни. 
7.1
Фазы 
мыслительного процесса 
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи можно различить несколько основных этапов или фаз.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начинаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи.
По мере протекания мыслительной деятельности, строение мыслительных процессов и их динамика изменяются.
Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи. Существует несколько операций проводимых мыслительной деятельностью.