Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:01, курсовая работа
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Они являются важнейшими компонентами человеческой деятельности. Но что мы понимаем под деятельностью? Под действием мы понимаем понятие, характеризующее функцию субъекта в пространстве, его взаимодействие с объектом. Мы знаем, что деятельность побуждается потребностью. Направлена она на предмет ее удовлетворения.
5.1
Запоминание
Запоминание
начинается с запечатления, которое первоначально
совершается непроизвольно в той или иной
деятельности, не ставящей себе непосредственно
цель что-либо запомнить. Многое запечатлевается
у нас непреднамеренно. Учитывая необходимость
сохранения в интересах своей практической
и теоретической деятельности, человек,
как существо сознательное, начинает специально
– сознательно и преднамеренно запечатлевать
особенно для него значительный материал:
запечатление тогда переходит в сознательное
запоминание и выделяется в особую сознательную
целенаправленную деятельность. Основное
значение приобретает поэтому зависимости
запоминания от характера деятельности,
в ходе которой оно совершается. Можно
выделить несколько факторов влияющих
на запоминание. Это, во-первых, особенности
самого материала, подлежащего запоминанию.
Во-вторых, контекст, в котором находится
запоминаемый материал. Указанные факты,
в свою очередь, являются следствием специфичности
структуры памяти, представляющей собой
деятельности человека.
5.2
Сохранение
Сохранение
является сложным динамическим процессом,
который совершается в условиях
определенным образом организованного
усвоения и включает прогообразные
процессы переработки материала. Сохранение
тесно связано с забыванием. Возможны
две точки зрения на сохранение.
Первая – узкая и хронологически более
ранняя – рассматривает сохранение как
достаточно пассивный процесс хранения,
следа впечатления. Вторая трактует сохранение
более широко – как сложный, динамический
и активный процесс, включающий в себя
наряду с собственно хранением, многообразные
операции по переработке материала.
5.3
Забывание
Процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала. Забывание особенно интенсивно происходит в первое время после заучивания. Эта закономерность является общей.
Наиболее
распространенные объяснения забывания
связаны с двумя гипотезами, впервые
сформулированными немецкими
5.4
Восстановление
Различают
восстановление непроизвольное и произвольное.
В первом случае прошлые впечатления
восстанавливаются без
5.5
Уровни памяти
Отличая
уровни памяти от ее видов, мы в качестве
основных уровней можем выделить следующие:
1) Элементарные процессы, когда воспроизведенные
данные прошлого опыта не осознаются в
своем отношении к прошлому как их воспроизведение.
2) Такое воспроизведение прошлого опыта,
которое осознается как его воспроизведение.
На основе такого осознания впервые становится
возможным сознательное регулирование
процессов памяти.
5.6
Типы
памяти
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей.
Первая
дифференциация типов связана с тем, как
сенсорная область служит наилучшей основой
для воспроизведения. Одни люди лучше
запоминают зрительные, другие – слуховые,
третьи – двигательные данные. У большинства
людей господствующим является зрительный
тип запоминания предметов. Память у людей
различается: 1) по быстроте запоминания,
2) по его прочности или длительности, 3)
по количеству или объему запоминаемого
и 4) по точности. Говоря о типах памяти,
необходимо иметь в виду, что особенности
процессов запоминания зависят от того,
кто и что запоминает, от конкретного отношения
данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
6
Воображение
Воображение – это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение – это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделяется из «царства» животных. В психологии существует традиция рассматривать воображение в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И. Канта понимание воображения, как всеобщего свойства сознания. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и других процессов, констатируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов. Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете. Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотношение всеобщего и идентичного на чувственном опыте уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Воображение не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов воображения состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. Ведущим механизмом воображения служит перенос какого либо свойства объекта. В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Иногда выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности.
Образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, чего он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего в такой именно конкретной форме в действительности и быть не может. Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики, реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность.
В
своих высших творческих формах воображение
совершает отлет от действительности,
чтобы глубже проникнуть в нее. Мощь творческого
воображения и его уровень определяются
соотношением двух показателей: 1) тем,
насколько воображение придерживается
ограничительных условий, от которых зависит
осмысленность и объективная значимость
его творений; 2) тем, насколько новы и оригинальны,
отличны от непосредственного данного
его порождения. Деятельность воображения
естественно и закономерно порождается
преобразующим воздействием направленности
личности на образы сознания, опережающие
действительность. Воображение не абстрактная
функция, а закономерно выступающая сторона
сознательной деятельности.
6.1
Виды
воображения
В
воображении проявляются все
виды и уровни направленности личности;
они порождают и различные
уровни воображения. Различие этих уровней
определяется прежде всего тем, насколько
сознательно и активно
Так же выделяются несколько путей построения образов воображения: агглютинация – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, элементов действительности; гиперболизация – значительное преувеличение свойств реальных объектов; заострение – выделение тех или иных признаков реальности как особо значимых; схематизация – сглаживание различий между объектами и произвольное наделение его конкретным образом; типизация – выделение существенного признака в однородных явлениях и наделение его конкретным образом.
Воображение
является в психологическом
7
Мышление
Мышление - это психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой деятельности человека. Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей. Мышление – это есть целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно лишь в том случае, если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли. В генезе мышления важнейшую роль играет понимание: понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.
Мышление – это процесс целе- и планообразования, т. е. идеального преобразования способов предметно-чувственной деятельности, способов целесообразного отношения к объективной реальности, процесс, происходящий как во время, так и до практического изменения этих способов, своей исторической сути.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий – сопоставляет, сравнивает, различает, раскрывает отношения, опосредования и через отношения между непосредственно чувственно данными свойствами вещей и явлений, раскрывает новые, непосредственно чувственно не данные абстрактные их свойства. Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделить их от случайных совпадений по слаженности в той или иной частной ситуации. Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идет от единичного к общему и то общего к единичному. Мышление, как познавательная теоретическая деятельность, теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на него, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождает действие или действие – мышление; действие – это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления – это мышление в действии, мышление которое совершается в действии и в действии выявляется. Все мыслительные операции возникли сначала как практические операции и лишь затем стали операциями теоретического мышления. Мышление зародилось в трудовой деятельности, как практическая операция, как момент или компонент практической деятельности и лишь затем выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность. Специфическим содержанием мышления является понятие. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
Всякий
мыслительный процесс является по своему
внутреннему строению действием или актом
деятельности, направленным на разрешение
определенной задачи. Мышление обычно
начинается с проблемы или вопроса, с удивления
или недоумения, с противоречия. С динамикой
мыслительного процесса связано эмоциональное
самочувствие мыслящего субъекта. Мыслительный
процесс обычно включает в себя, в единстве
и взаимопроникновении с понятиями, во-первых,
более или менее обобщенные образы – представления.
Мыслительный процесс, сохраняя специфику
мышления, существенно, качественно отличающую
его то всех других процессов, вместе с
тем всегда вплетен в общую ткань целостной
психической жизни.
7.1
Фазы
мыслительного процесса
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-нибудь задачи можно различить несколько основных этапов или фаз.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начинаться с чувства удивления, вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.
От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи совершается различными и очень многообразными способами – в зависимости, прежде всего, от характера самой задачи.
По мере протекания мыслительной деятельности, строение мыслительных процессов и их динамика изменяются.
Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи. Существует несколько операций проводимых мыслительной деятельностью.