Психологические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:15, реферат

Описание

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений, тем стремительнее росла неудовлетворенность версий о том, что уникальным предметом этой науки служит сознание, а методом – интроспекция. Это усугублялось успехами новой биологии. Она изменила взгляд на все жизненные функции, в том числе психические. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства трактуются отныне как «инструменты», работающие на решение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

Работа состоит из  1 файл

история психологии.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 

Формирование  естественно-научных предпосылок

выделения психологии в самостоятельную науку

В начале XIX в. стали складываться новые подходы к психике. Теперь уже не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Психология заимствовала у физиологии эксперимент. Большое влияние на нее оказало развитие естествознания, особенно открытия в области биологии (эволюционное учение Ч. Дарвина) и физики. Стремление выразить те или иные психические явления количественно привело к формированию новых направлений – психофизики и психометрии.

Развитие  психофизиологии и первые психологические эксперименты

Имея своим  предметом живой организм, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим  принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от анатомии органа. Умозрительные  воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

Так, фантастическая по своей  эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта оказалась правдоподобной благодаря обнаружению различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие, которое позволило объяснить механизм связи нервов через  рефлекторную дугу, принадлежало врачам и натуралистам – чеху Й. Прохазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу. Наряду с научным и практическим это открытие имело важное методологическое значение. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не от сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

Другое открытие было сделано  при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Оказалось, что  какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект, например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801–1858) сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает. Выводы Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.

Наконец, еще одно открытие подтвердило зависимость психики  от анатомии центральной нервной  системы и легло в основу приобретшей  огромную популярность френологии. Его  автор – австрийский анатом Франц Галль (1758–1828) – предложил «карту головного мозга», согласно которой различные способности «размещены» в определенных участках, мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по «шишкам», насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному, изучению локализации психических функций в головном мозге.

Англичанин Чарльз Белл (1774–1842) путем экспериментов установил различия между передними и задними корешками спинного мозга по функциям: передние – моторные нервы с двигательной функцией, задние – моторные нервы с чувствительной функцией. Данное открытие раскрывало анатомическую основу рефлекторной дуги. Ч. Белл выделил регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении движения – нашел нервы, которые ведут от мышц в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения, что явилось основой идеи «нервного кольца»: раздражение – мозг – мышца – мозг. Нарушения в «круге» ведут к нарушениям движения, координации и параличу. Эта идея была сформулирована Беллом в 1826 г., но введена в оборот лишь в середине ХХ века в виде понятия обратной связи в кибернетике.

Старая психофизиология  с ее анатомическим началом расшатывалась  самими физиологами еще с одной стороны. В частности, голландский физиолог Франс Дондерс (1818–1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву, это открытие относилось к процессу в организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможно более быстрой реакции на один из нескольких раздражителей, выбора различных ответов на разные раздражители и т.п. Эти опыты разрушали веру в мгновенно действующую душу, доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. 

Достижениями  в естественных науках было подготовлено становление психологии в качестве самостоятельной науки, В XIX в. произошли революционные изменения в физиологии, которые привели к радикальной перемене взглядов на природу живых организмов. Важнейшую роль в этом сыграли исследования, позволившие распространить закон сохранения энергии на живую природу. У исследователей живой природы появилась возможность объяснять сложнейшие явления жизни с помощью принципов, применяемых в физике и химии. Усилиями выдающихся ученых, таких как Г. Гельмгольц, Э. Брюкке, К. Людвиг, была создана физико-химическая школа в биологии и физиологии. Их последователи и ученики, опираясь на утвердившиеся в науке новые идеи и принципы, превратили психологию в опытную науку.

 

 

 


Информация о работе Психологические школы