Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:10, контрольная работа
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Введение
Основные пути совершенствования урока в современной школе.
Типология и структура современного урока.
Наблюдение за уроком
Общие требования к современному уроку
Современные теории и концепции обучения
Список использованной литературы
Содержание.
Введение
Основные пути совершенствования урока в современной школе.
Типология и структура современного урока.
Наблюдение за уроком
Общие требования к современному уроку
Современные теории и концепции обучения
Список
использованной литературы
Введение
Подготовка
учащихся к жизни, труду и творчеству
закладывается в
Классно-урочная
система предусматривает
I. Основные пути совершенствования урока в современной школе.
Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.
Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя - мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.
Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого, возможно, поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки - тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.
Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.
Оптимизация
учебно-воспитательного
Интенсификация
учебно-воспитательного
Осуществление
межпредметных и
II. Типология и структура современного урока.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Примерная типология уроков в современной школе:
урок усвоения новых знаний;
урок усвоения навыков и умений;
урок комплексного применения знаний;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.
Классификация уроков рациональна и позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать учащихся на успешное их решение. Так, если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. На уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении различных жизненных проблем и задач. На уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
III. Наблюдение за уроком.
Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке
При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландреса (Flanderes №, 1970). Она очень распространена и часто используется для анализа взаимодействия педагога (любого взрослого - руководителя) и учащихся во время всевозможных как классных, так и внеклассных занятиях. Ниже эта схема приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям нашей школы.
Удобство этой схемы, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей на разных уровнях.
Учитель
Реакция на действия ученика |
Понятие
и анализ отношения ученика к
занятию, уроку.
Выявляет отношение (позитивное или негативное) учащегося к уроку, настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, прогнозирование его. |
|
Похвал, одобрение или порицание ответа учащегося, его поведение - одобрительное покачивание головой. Слова: “Так …”, “Продолжай …”. | ||
Шутки,
использование юмора.
Доброжелательны, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбление. |
||
Принятие,
отвержение или использование ответов,
высказывание ученика.
Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений учащегося. |
||
Учитель.
Самостоятельные действия.
Реакция на действия ученика |
Оценка ответа, работы школьника. | |
Вопросы
учителя.
Характер вопроса, обращенность, форма. |
||
Рассказ
учителя.
Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников. |
||
Распоряжения,
указания, приказы.
Форма. |
||
Критика,
замечания.
Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение учащегося, объяснение, почему учитель этого требует |
||
Пауза,
молчание.
Цель, продолжительность, результативность. |
||
Ученик.. Действия, побуждаемые учителем | Ответ
на вопрос учителя.
Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей. |
|
Реакция на шутки учителя. | ||
Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя | ||
Реакция на замечания учителя | ||
Реакция на оценку | ||
Ученик.
Самостоятельные действия. |
Разговор
с учителем по собственной инициативе.
Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом на уроке. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога. |
|
Вопросы
задаваемы учителю.
Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока. |
||
Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя. Форма, манера обращения детей друг к другу. | ||
Форма выражения своего отношения к уроку и учителя. | ||
Молчание или замешательство ученика, чем вызвано. Продолжительность. | ||
Другие формы поведения высказываний взрослых и детей. | ||
IV Общие требования к современному уроку.
Общие требования кратко можно сформулировать так:
вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;
формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;
повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;
осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.
вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;
формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Эти требования условно можно поделить на четыре группы.
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.
Информация о работе Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей