Психологические типы личности по Э. Берну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 23:39, контрольная работа

Описание

Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое - трансакционную реакцию.

Содержание

Введение
1.1 Биография
1.2 Основные положения теории Э. Берна
1.3 Структурный анализ
1.4 Характеристика Я – состояний
1.5 Виды трансакций
1.6 Сценарий
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Трансактный анализ Берна.docx

— 128.75 Кб (Скачать документ)

В двойной скрытой трансакции участвуют четыре состояния Я. Она часто присутствует при флирте.

 

Скрытые трансакции.

 

Ковбой: Не хотите ли посмотреть конюшню? Девушка: Ах, я с детства  обожаю конюшни! На видно, что на социальном уровне происходит разговор о конюшнях между Взрослыми, в то время как  на психологическом уровне это разговор Ребенка с Ребенком и его содержание - сексуальные взаимоотношения (заигрывание). На поверхности инициатива принадлежит  Взрослому, но исход большинства  подобных игр на самом деле предопределяет Ребенок, так что участников игры может ждать сюрприз.

Таким образом, трансакции подразделяют на дополнительные и пересекающиеся, на простые и скрытые, а последние - на угловые и двойные.

Более подробно содержание Эго-состояния и способа функционирования Эго-состояния представлено в следующей  таблице:

 

Эго-состояние

Структурный анализ (содержание Эго-состояния)

Функциональный анализ (способ функционирования эго-состояния)

Ребенок (Дитя)

Ребенок в Ребенке

Изначальное ощущение себя младенцем

   

Позитивный: поддержка.

Негативный: игнорирование желаний другого, отсутствие доверия.

 
Взрослый в Родителе  
Контролирующий Родитель

Функции: контроль, критика, запрет, доминирование.

Позитивный: защита и покровительство.

Негативный: игнорирование, деструктивная критика.

 

1.6 Сценарий

Каждый человек еще  в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение  человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком  будет его супруг (супруга), сколько  в их семье будет детей и  т.п. В жизни, однако, может случиться  не так, как человек хочет, но главное  в том, что он очень желает, чтобы  его мечты сбылись.

Сценарий - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное  развитие;

3) решение в детском  возрасте;

4) действительную "включенность" в какой-то особенный метод,  несущий успех или неудачу;

5) убеждающую установку  или, как принято говорить, вызывающую  доверие убежденность.

Театральные сценарии в основном интуитивно выводятся из жизненных  сценариев. Лучший способ это осмыслить - рассмотреть связи и сходство между ними.

1. Оба сценария базируются, как это ни странно, на ограниченном  количестве тем. Наверное, наиболее  известная из них - трагедия  Эдипа. Большинство других сценариев  также можно найти в греческой  драме и мифологии. Позже люди  выделили и записали более  домашние, узнаваемые нами модели  человеческой жизни.

2. Определенное течение  жизни в основном имеет предсказуемый  результат, если, конечно, на жизненном  пути нет помех и препятствий.  Но для диалога, произнесенного  определенным образом, необходимо, чтобы выработалась соответствующая  этому диалогу мотивация. Как  в театре, так и в реальной  жизни реплики заучиваются и  произносятся именно так, чтобы  реакция их оправдывала и дальше  развивала действие. Если герой  заменит текст и состояния  Я, то партнеры будут реагировать  иначе. Например, если во время  представления Гамлет вдруг начнет  читать строки из другой пьесы,  тогда и Офелия тоже должна  будет заменить свой текст,  чтобы сделать происходящее осмысленным.  Но ведь все представление  пойдет иначе. Они могут, скажем, сбежать вдвоем, вместо того чтобы  бродить вокруг замка. Это будет,  наверное, плохая пьеса, но, возможно, лучший вариант жизни.

3. Сценарий должен быть  доработан и отрепетирован, прежде  чем будет готов для драматического  представления. В театре существуют  чтения, прослушивания, репетиции  и прогоны перед премьерой.  А жизненный сценарий запускается  еще в детском возрасте в  той примитивной форме, которую  мы называем "протоколом". Здесь  уже другие исполнители. Они  ограничены в семье кругом  родителей, братьев, сестер, а  в интернате или детском доме - кругом товарищей или воспитателей. Все они играют свои роли, ибо  каждая семья (интернат или  детский дом) представляет собой  институт, в котором ребенок чаще  всего не получает уроков особой  гибкости. В период отрочества  он встречается с большим числом  людей. Он интуитивно ищет тех  партнеров, которые сыграли бы  роли, требуемые его сценарием  (они это делают, ибо ребенок  играет роль, предполагаемую 2000 их  сценариями). В это время подросток  дорабатывает свой сценарий с  учетом своего окружения. Интрига  остается той же самой, но  действие слегка меняется. В большинстве  случаев это нечто вроде пробного  представления. Благодаря ряду  таких адаптаций сценарий приобретает  определенную форму. Он уже  как бы готов для самой "большой  сцены" - финального акта. Если  это был так называемый хороший  сценарий, то все благополучно  заканчивается "прощальным обедом". Если же то был плохой сценарий, то "прощание" может звучать  с больничной койки, с порога  тюремной камеры или из психиатрической  больницы.

4. Почти в каждом жизненном  и театральном сценариях есть  роли хороших людей и злодеев,  счастливцев и неудачников. Кого  считать хорошим или плохим, кого  счастливцем, а кого неудачником,  определяется весьма специфично  для каждого сценария. Но совершенно  ясно, что в каждом из них  присутствуют эти четыре типа, объединенные иногда в две  роли. Например, в ковбойском сценарии  хороший парень почти всегда  бывает победителем, а злодей - неудачником. Хороший - это храбрый,  решительный, честный, чистый  человек. Плохой - это трусливый,  колеблющийся, хитрый, развратный человек.  Победитель обычно выживает, а  неудачник погибает или наказывается. В музыкальных водевилях чаще  всего победителем бывает та  женщина, которая завоевывает  мужчину, а неудачницей - женщина,  теряющая партнера.

В сценарном анализе психотерапевты называют победителей Принцами и  Принцессами, а неудачников зовут  Лягушками. Задача анализа состоит  в превращении Лягушек в Принцев  и Принцесс. Чтобы это осуществить, психотерапевт должен выяснить, кто  представляет в сценарии пациента хороших  людей и злодеев. Далее надо уяснить, какого рода победителем способен быть пациент. Он может сопротивляться превращению  в победителя, так как, возможно, идет к психотерапевту совсем не для  этого. Может быть, он хочет стать  храбрым неудачником. Это вполне допустимо, ибо, став бравым неудачником, он почувствует себя удобнее в  своем сценарии, тогда как, превратившись  в победителя, он должен будет отказываться от сценария частично или полностью  и начинать все сначала. Этого  люди обычно опасаются.

5. Все сценарии, театральные  или из реальной жизни, в  сущности, представляют собой ответы  на фундаментальный вопрос человеческих  взаимодействий: что вы говорите  после приветственных слов? Например, драма Эдипа и вся его жизнь  вращаются вокруг этого вопроса.  Встречая любого человека старше  себя, Эдип первым делом его  приветствовал. Следующее, что  он чаще всего делал, будучи  движим своим сценарием, это  задавал вопрос: "Померяемся силой?" Если встречный отвечал "нет", то Эдипу оставалось гадать: говорить  ли о погоде, о ходе военных  действий или о том, кто победит  на будущих Олимпийских играх.  Проще всего он выходил из  затруднения, пробормотав что-нибудь  вроде "рад был познакомиться", и отправлялся своей дорогой.  Но если встречный говорил  "да", то Эдип отвечал "отлично!", ибо теперь он нашел того  человека, с которым знает, как  вести себя дальше.

6. Сцены в жизненном  сценарии человека обычно определяются  и мотивируются заранее, точно  так же как и театральные.  Простейший пример: ситуация, когда  кончается бензин в бензобаке  автомобиля. Его владелец это  всегда определяет за день-два  вперед, по показаниям счетчика. Человек соображает: "Надо заправиться", - но. этого не делает. Фактически не бывает так, чтобы бензин кончился мгновенно, если в машине все исправлено. Однако в сценарии Неудачника это почти всегда постепенно надвигающееся событие и как бы запланированная сцена. Многие Победители проходят весь свой жизненный путь, ни разу "не оставшись без бензина".

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок  воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в  противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (то есть приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или  иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться  на своих ошибках. Человек едва ли станет хорошим пилотом, если разобьет несколько аэропланов, предполагая, что выучится на своих ошибках. Хирургу, например, нужен наставник, а не возможность удалять аппендиксы один за другим, пока, наконец, не выяснится, что он делал все неправильно. Родители, программируя жизнь своих детей, передают им свой опыт, все то, чему они научились (или думают, что научились). Если они Неудачники, то передают свою программу неудачников. Если же они Победители, то соответственно программируют и судьбу своего ребенка. Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет.

Таким образом, всё выше сказанное  говорит о том, что теория личности, созданная Э. Берном может применятся обывателями. Используя основные положения теории можно прогнозировать возможные решения того или иного вопроса, избежать конфликтной ситуации, добиться поставленной цели.

Заключение

 

Идеи Берна сочетаются с психоанализом, но отнюдь не сводятся к нему.

Каждое состояние Я  имеет свою ценность для человеческого  организма.

Ребенок - источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и  радости.

Взрослый необходим для  выживания. Он обрабатывает данные и  оценивает вероятности, что очень  важно для эффективного взаимодействия с окружающим миром. У него собственные  прблемы и способы достигнуть удовлетворения. Например, чтобы перейти улицы с сильным движением, придется произвести множество мгновенных расчетов скорости автомобилей и человека; Взрослый будет стоять на тротуаре, пока расчет не покажет высокую вероятность безопасного достижения противоположной стороны.

У Родителя две основные функции. Во-первых, он позволяет взрослому  человеку вести себя как родитель по отношению к собственным детям, таким образом способствуя сохранению человечества. Его ценность в этом отношении подтверждается тем, что дети, выросшие сиротами, став взрослыми, испытывают большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, кто вырос в семье. Во-вторых, Родитель делает многие наши реакции автоматическими, что сберегает энергию и время. Многое делается так, "потому что так принято". Это освобождает Взрослого от необходимости принимать тривиальные решения, так что он может посвятить себя более важным делам, оставив рутинные проблемы Родителю. Таким образом, все три состояния Я чрезвычайно важны для выживания. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие. В обычной ситуации каждый из них: Родитель, Взрослый и Ребенок - достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни.

Учитыавая Я - состояние партнёров по общению мы можем выбрать наиболее мудрое решение для данной ситуации. Понять других нам помогает осознание своей личности, её особенностей, анализ поступков и их причин. Осознанно воспринимать свою личность нам помогает общение.

Таким образом, основной принцип  теории игр состоит в следующем: любое общение (по сравнению с  его отсутствием) полезно и выгодно  для людей.

Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит  из игр, не хотим этим сказать, будто  они очень забавны и их участники  не относятся к ним серьезно. Употребление термина "игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием. Существенной чертой игр людей считается  не проявление неискреннего характера  эмоций, а их управляемость. Это становится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданное проявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может  быть опасной для ее участников. Однако только нарушение ее правил чревато социальн 5ef7 ым осуждением.

Эрик Берн до самой смерти вел активную психотерапевтическую практику. Его жизнь оборвалась на взлете научной карьеры, когда наряду с массовым признанием стала таять  настороженность коллег, когда началась активная и плодотворная деятельность основанной им Международной ассоциации ТА, появились его последователи  во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 г., не дожив полгода  до своего шестидесятилетия.

"Искусство жизни состоит  в том, чтобы идти по земле  принцем, разбрасывая яблоки на  своем пути. Искусство умирания  состоит в том, чтобы доесть  свое собственное яблоко и  сказать: "Я доволен, остальное  - вам, наслаждайтесь в мою честь".

Список использованной литературы

1. Берн Э. Игры, в которые  играют люди. Люди, которые играют  в игры. Изд.: Университетская книга.  М., 1998, 397с.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2. Изд.: Мир, М., 1992, 376 с.

3. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского, М.: Изд.: Академия, 1996,496 с.

4. Степанов С.С. Психология  в лицах. Изд.: ЭКСМО - Пресс, 2001, 384 с.


Информация о работе Психологические типы личности по Э. Берну