Психологический конфликт и пути его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:04, доклад

Описание

Активность человека в процессе взаимодействия с окружающей средой называется поведением. Два основных типа поведения человека – это внешнее, которое может быть замечено наблюдателем, и внутреннее, т.е. мыслительные процессы, известные только самому человеку.

Под внешне проявляемым поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя.

Работа состоит из  1 файл

семинар1.docx

— 19.39 Кб (Скачать документ)

Семинар 1

  1. Внутреннее и внешнее поведение человека.

Активность  человека в процессе взаимодействия с окружающей средой называется поведением. Два  основных типа поведения человека –  это внешнее, которое может  быть замечено наблюдателем, и внутреннее, т.е. мыслительные процессы, известные  только самому человеку.

Под внешне проявляемым  поведением понимаем действия, речь, физиологические реакции, явные для стороннего наблюдателя.

Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки восприятия, эмоциональные и волевые привычки. В отличие от внешнего, явного, поведения, внутреннее поведение человека – предполагаемое. О его наличии мы можем судить исходя из изменений во внешнем поведении: замечая какие-то перемены во внешнем поведении человека, мы догадываемся о том, что и внутри человека тоже что-то изменилось. Таким образом, внутреннее поведение можно распознать только посредством внешнего поведения, а, значит, и влиять на внутреннее поведение можно только через внешне проявляемое поведение. В этом процессе большое значение приобретает умение правильно толковать мыслительное поведение, чтобы избежать ошибок в понимании того или иного поступка человека.

Социальная  роль – это определенное положение, которое занимает индивид в системе социальных (общественных) отношений.

 Если  более конкретно, то социальная  роль, это функция, некий одобренный  и общепринятый образец поведения,  который ожидается от каждой  личности занимающей определенную  позицию. 

Социальная  роль личности всегда оценивается со стороны общества, она может быть одобрена или не одобрена обществом, например такая роль как «преступник» не имеет общественного одобрения, иногда одобрение и неодобрение может дифференцироваться у различных социальных групп. При этом следует заметить, что получает оценку не само лицо, а тот вид деятельности, которым оно занимается. Исходя из этого в зависимости от того какую роль играет человек мы относим его к той или иной социальной группе. Каждый индивид на самом деле выполняет не одну роль, а несколько. Например, один человек может быть и водителем и отцом и инженером.

Социальные  роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это  стандартизированные безличные  роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

  1. Общение и личность. Психологическая совместимость людей.

Совместимость психологическая – соотношение  личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

 Различают  несколько необходимых слоев  (или уровней) психологической  совместимости. Один из них  обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

 Еще  один слой (или уровень) –  согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

  Исходя из этого,  можно сказать,  что человеческая  несовместимость  появляется тогда,  когда отсутствуют  необходимые слои  психологической  совместимости в  процессе межличностного  взаимодействия. 

При комплектовании любой группы необходимо учитывать  не только индивидуально-психологические  качества человека, но и возможные  результаты совместной деятельности, обусловленные процессы соединения этих людей. Уровень психологической  совместимости определяется как  сходством каких-либо одних качеств членов коллектива, так и различием других.

 Наличие  высокой психологической совместимости  коллектива способствует их лучшей  срабатываемости, а итоге – высокой эффективности труда. Выделяются следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 

 Результаты совместной деятельности

 Эмоционально-энергетические затраты деятельностью

 Удовлетворенность участников этой деятельностью

 Эксперименты, проводимые с целью изучения  психологической совместимости,  свидетельствует о необходимости  выделения четырех типов коммуникативного  поведения людей в группах, решающих совместные задачи:

 Индивид,  стремящиеся к лидерству, способные  решать задачи, только подчиняя себе других членов группы

 Индивидуалисты, пытающиеся решать задачу в одиночку

 Коллективисты,  стремящиеся решать задачи совместными  усилиями, поэтому они не только  принимают предложения других  членов группы, но и сами выступают с инициативой. 

Высокий уровень совместимости является важнейшим фактором, оказывающим  благоприятное влияние на социально-психологичский климат коллектива. Психологический климат – это складывающаяся в группе нравственная (эмоциональная) атмосфера, комфортная или дискомфортная для членов группы. 

 Значительную  роль играют возрастные и половые  различия. Особенности мужской и  женской психологии накладывают  свой отпечаток на характер  внутригрупповых взаимоотношений.  Женские коллективы более динамичны  и адаптивны к изменяющимся  внешним условиям. Они более эмоциональны, в них чаще возникает ролевые  конфликты, соперничество. Мужские  группы более жестки, рациональны,  ригидны (инертны), имеют тенденцию к деловым конфликтам, конкуренции. Поэтому сочетание мужчин и женщин в коллективе часто являются благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата. 
 

Информация о работе Психологический конфликт и пути его разрешения