1)направленность
на цель, которая связывается
с каким-либо объектом или ситуацией;
2) используемые
средства для достижения цели;
3) избирательность
средств, обусловленная ситуацией
или индивидуальными особенностями.
Эти признаки поведения выделяются как
М. Я. Басовым, так и Э. Толменом.[3,c.115] Данная
общая характеристика поведения как бы
создает контекст наблюдения
за теми признаками
поведения, которые являются выразителями
психической жизни: движения туловища,движения
руки, выразительные движения
лица, автоконтакты различных частей тела,
положение тела по отношению к собственной
оси и по отношению к различным объектам.
Многие из перечисленных выше признаков
описаны как проявления невербального
поведения человека. Это не случайно, поскольку
за многими из них закрепились особые
значения, часто имеющие общечеловеческий
смысл или смысл, понятный для какой-то
группы людей: профессиональной,
социальной, этнической и др. Например,
улыбка у всех народов читается как признак
расположения, доброжелательного
отношения, а кивок
головы вперед может означать согласие
( у русских) и несогласие (у болгар).
Другим внешним проявлением психической
жизни человека являются речь и голос.
Объектом наблюдения при этом могут быть
следующие особенности речи: содержание,
темп, ритм, интонации, паузы, скорость,
экспрессия, характер голосовых
реакций - крик, вопль, стон, визг и т. п.;
характеристики голоса: скрипучий, мягкий,
колючий, высокий — низкий, молодой —
старческий, звонкий — глухой и т. п.
У человека, включенного в деятельность,
объектом наблюдения может стать система
движений и действий с присущими им характеристиками:
скорость, темп, координация,
последовательность, точность, правильность,
автоматизм, уверенность и др. В зависимости
от видов деятельности могут быть выделены
специфические для того или иного вида
деятельности качества движений и действий.
Например, во многих видах спорта — амплитуда
движений, антиципация движений и действий,
напряженность — легкость и т. п.
Внешним выразителем психической
жизни человека является
его внешность (внешний облик). Через одежду,
обувь, косметику, украшения, состояние
кожи, волос, прическу можно многое узнать
о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях,
самооценке, отношении к себе и т. п.
Для становления наблюдения как метода
исследования важным явилось не только
описание набора признаков, доступных
восприятию и репрезентирующих психику,
но и следующие их характеристики[5, c.17]:
а) многозначность
одного и того же признака, заключающаяся
в том, что он может быть выразителем
многих и разных психических состояний
и свойств. Одна и та же поза может
выражать и сожаление, и пренебрежение,
и доброжелательное отношение, и неодобрение.
В восприятии позы
все зависит от контекста
наблюдения, о котором упоминалось выше;
б) индивидуальность
внешнего выражения одних и тех
же психических особенностей.
Например, застенчивость
может выражаться и как опущенные
веки, полузакрытые глаза, и как поза,
отражающая желание быть
меньше, и как напряженность
взгляда.
Быстрый темп речи у флегматика значит
нечто иное, чем такой же темп речи у холерика;
в)
ситуационный характер внешних
проявлений (поведения, речи, деятельности,
внешнего облика), поскольку именно
ситуация выступает одной
из детерминант, влияющих
на их качественные характеристики.
Наблюдателю необходимо учитывать диалектику
ситуационного и устойчивого проявления
психики при организации своего наблюдения.
Все рассмотренные внешние
проявления психической
жизни обычно составляют содержание той
или иной деятельности человека: игровой,
учебной, профессиональной. Эти общие
виды деятельности распадаются на свои
структурные элементы, например на процесс
решения учебных или профессиональных
задач, на различные виды игр. Поэтому
наблюдение, как правило, осуществляется
за человеком, включенным
в реальную жизнедеятельность.
Наблюдатель только выделяет те или иные
ее виды и определяет, через какие признаки
можно судить о психических особенностях
человека.
Таким образом, не отождествляя внешние
проявления и психическую жизнь человека,
психология видит возможности в выделении
ряда показателей (объектов наблюдения),
через которые достаточно адекватно выражается
истинная картина психической сущности
человека. К таким объектам относятся:
выразительные движения тела, рук, мимика;
система движений и действий, обеспечивающих
деятельность, а также речь, голос и внешний
облик.
Заключение
Учитывая все вышеизложенное
можно говорить о том, что личность человека
– одна из наиболее сложных категорий,
а проблема ее изучения – область, в которой,
несмотря на длительный период изучения
(от античности до наших дней) больше вопросов,
чем ответов.
Тем не менее,
имеющиеся в настоящее время теории и
методы изучения личности позволяют выделить
определенные устойчивые конструкты для
описания наиболее характерных черт. Это
дает нам возможность говорить о личности,
как о прижизненно формирующейся своеобразной
совокупности психофизиологических черт,
которыми определяются своеобразное для
данного человека мышление и поведение,
с одной стороны, а с другой, позволяет
постигать проявление этих черт и поиски
форм и методов психокоррекционной работы
в случае необходимости их применения.
Развитие личности
– это признание и реализация уникальных
возможностей, имеющихся у каждого человека.
Чем шире, разнообразнее виды деятельности,
в которые включена личность, чем они более
развиты и упорядочены, тем богаче сама
личность.
Список
литературы:
1. Абрамова, Г. С. Практическая
психология: учебное пособие / Г.
С. Абрамова М.: Академический
Проект, 2003г. - 496 с.
2. Дружинин, В. Н. Экспериментальная
психология: учебное пособие / В.Н Дружинин
- СПб: Издательство «Питер», 2000г. - 320 с.
3. Кудряшова С.В. Юнина
Е.А. Психология: учебно-методические
материалы для самостоятельной
работы студентов: Часть 1, 2. - Пермь:
Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.
4. Немов Р.С. Психология.
Книга 1. Общие основы психологии.
- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. – 688 с.
5. Регуш, Л. А. Практикум
по наблюдению и наблюдательности
2-е изд., переработанное и дополненное
/ Л. А. Регуш - СПб.: Издательство
«Питер», 2008г. - 208 с.
6. Тутушкина, М. К. Практическая
психология: учебное пособие / М. К. Тутушкина
- СПб.: Издательство «Дидактика Плюс»,
2001г. - 368 с.