Психологический портрет врача

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 18:29, реферат

Описание

Профессия врача предъявляет требования, связанные с эмоциональными перегрузками, частыми стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. По роду профессиональной деятельности врач сталкивается со страданием, болью, умиранием смертью.

Работа состоит из  1 файл

Профессия врача предъявляет требования.docx

— 24.39 Кб (Скачать документ)

     Профессия врача предъявляет требования, связанные  с эмоциональными перегрузками, частыми  стрессовыми ситуациями, с дефицитом времени, необходимостью принимать решения при ограниченном объеме информации, с высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия. По роду профессиональной деятельности врач сталкивается со страданием, болью, умиранием смертью. Работа врача - особый вид деятельности, характеризующийся состоянием постоянной психологической готовности, эмоциональной вовлеченности в проблемы окружающих, связанные с состоянием их здоровья, практически в любых ситуациях, предполагающих межличностное взаимодействие. С психологической точки зрения болезнь может рассматриваться как ситуация неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом - одна из наиболее трудных психологических ситуаций в жизни, частой эмоциональной реакцией на которую является страх. Эту ситуацию переживает больной, в нее «входит» врач, который может уменьшить степень информационной неопределенности путем тщательной диагностики, но контролировать в полной мере «человеческий фактор» он не может. Существование в подобных условиях требует от специалиста медицинского учреждения высокой эмоциональной устойчивости, стабильности, психологической надежности, умения противостоять стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам, а также сформированных коммуникативных навыков, развитых механизмов психологической адаптации и компенсации, в частности, конструктивных копинг - стратегий.

     Среди коммуникативных копинг - ресурсов, значимых для формирования профессиональной деятельности врача, выделяют, прежде всего, эмпатию, аффилиацию, сенситивность  к отвержению, адекватное взаимодействие которых позволяет личности эффективнее  осуществлять разрешение проблемных и  стрессовых ситуаций.

     Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений  «врач - больной», является эмпатия - способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Современное понятие эмпатии как постижение эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии (познавательной) эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии), и предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, его состоянии, внушить уверенность в компетентности врача, в адекватности осуществляемого им лечебно - диагностического процесса, вселить веру в выздоровление. Эмпатические качества врача могут быть полезны в случаях несоответствия предъявляемых больных субъективных признаков тех или иных симптомов объективной клинической картине заболевания: при аггравации, диссимуляции и анозогнозии, а также в случаях симулятивного поведения. Однако, при очень высоком уровне эмпатии врачу часто свойственно болезненно развитое сопереживание, тонкое реагирование на настроение собеседника, чувство вины из-за опасения причинить другим людям беспокойство, повышенная психологическая уязвимость и ранимость - качества, препятствующие выполнению профессионального ролевого поведения, с недостаточной выраженностью таких свойств, как решительность, настойчивость, целеустремленность, ориентация на перспективу. Избыточное эмпатическое вовлечение в переживания больного приводит к эмоциональным перегрузкам, эмоциональному и физическому истощению.

     В основе психологического портрета врача  лежит такая психологическая  характеристика личности, как стремление находится вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В психологической литературе эта психологическая черта обозначается термином «аффилиация». В работе врача, которая отличается длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.

     Другая  важная психологическая характеристика, составляющая психологический портрет  врача, - эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больным  избегать «психологических» срывов, конфликтов. Интенсивные эмоциональные  реакции не только разрушают доверие  больного, пугают и настораживают  его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная  доброжелательность, эмоциональная  стабильность вызывает у пациента чувство  надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень  тревоги, приводящей к усилению эмоциональной  неустойчивости, что проявляется  в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости и агрессивности. В большинстве случаев наблюдается  также астения в качестве одной  из наиболее распространенных и неспецифических  форм психического реагирования на разнообразные  внутренние и внешние психогенные  факторы. Больные, с их нестабильной психикой, тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных  реакций нуждаются в стабилизирующей  уверенности врача.

     Психологической характеристикой, участвующей в  формировании коммуникативных копинг - ресурсов врача, является и сенситивность  к отвержению. Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в  частности пациентов, которое может  возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему  корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больными. В тоже время сенситивность  к отвержению не должна быть слишком  высокой. В противном случае она  способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилятивную потребность  и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая  чувствительность к негативному  отношению со стороны больного заставляет врача сомневаться в своей  профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально  отразиться на качестве работы.

     С точки зрения больного, наиболее значимыми  в образе врача являются такие  черты, как уверенность поведения  и способность к эмпатии. Уверенный  стиль поведения, демонстрируемый  в самых безнадежных, шокирующих ситуациях, помогает сформировать у  больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности врача, в частности, определяющей способность контролировать текущие события с построением  реалистичного прогноза, что способствует появлению веры и надежды на благополучный  исход событий.

     Помимо  исполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей, врач должен уметь оказывать необходимую  психологическую помощь как больным, так и коллегам. Главным в предоставлении данного вида помощи должно являться повышение способности самостоятельно разрешать свои проблемы, в том  числе, за счет активизации внутренних психологических резервов. Важная роль психотерапевтического потенциала врача является бесспорной.

     Имеет значение сформированность приемов  и методов психической саморегуляции  врача, которые помогают в сохранении собственной эмоциональной стабильности, психологической надежности профессионального «имиджа», устойчивого перед лицом таких разрушительных факторов, как периодические сомнения в правильности выбранного решения, отвержение со стороны коллег и многих других, которые в определенной степени обусловлены ограниченными возможностями современной медицины и невозможностью учесть и предусмотреть воздействие на организм пациента всех факторов - внешних и внутренних, органической и психологической природы.

     Итак, успешная деятельность врача определяется такими психологическими особенностями, как высокий уровень коммуникативной  компетентности, реализуемой в отношении  пациентов, их родственников, а также  медицинского персонала; важную роль играют независимость и автономность врача, его уверенность в собственных  силах и устойчивость в различного рода ситуациях, в сочетании с гибкостью и пластичностью поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях, высокая степень устойчивости к стрессу, к эмоциональным и информационным перегрузкам, наличие развитых механизмов адаптации и компенсации с высокой значимостью экзистенциально - гуманистических ценностей.

 

     

     Заключение. 

     В настоящее время остро встал  вопрос о необходимости включения  психологической подготовки в курсы  обучения и повышения квалификации медицинских работников. Эта проблема мотивирована тем, что профессия  врача предполагает в той или  иной степени выраженное интенсивное  и продолжительное общение: с  пациентами, их родственниками, медицинским  персоналом. От степени коммуникативной  компетентности врача во многом зависит  его успешная профессиональная деятельность.

Информация о работе Психологический портрет врача