Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:15, доклад
Жизнь и деятельность человека в современном обществе неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.
Психологический стресс
Жизнь и деятельность человека в современном обществе неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.
Термин стресс
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать». Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы. Этим термином объединяют большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды.
Исследования канадского физиолога Ганса Селье (1936 )показали что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление «адаптационным синдромом» и выяснил, что он протекает в три стадии,три основные стадии развития стресса.
Первая стадия — аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто проходят психосоматические заболевания. Правда, к третьей стадии они возвращаются с утроенной силой. Это — хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели — настолько они были внутренне мобилизованы, зато после окончания войны заболевания так и посыпались на них.
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза — стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Человек развивает оптимальную энергию, приспособляясь к изменяющимся обстоятельствам. Чувствует себя он вполне сносно, хотя уже без душевного подъема. Он как бы "вработался" и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей. Однако иногда чувствуется, накопившаяся усталость. Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия — стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. Состояние третьей стадии похоже на "призыв о помощи", которая может прийти только извне — либо в виде поддержки, либо в виде устранения стрессора.
Тоесть определенная степень стресса может быть даже полезной, так как играет мобилизующую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим "поломкам" в организме.
Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено наименование «психологический стресс» - что сделал Р. Лазарус и его коллеги. Они определяли психологический стресс как комплексную реакцию человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Впоследствии это определение было уточнено, и психологический стресс стал определяться как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию. Это состояние — в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения в экстремальных условиях, их адекватному выбору.
Одинаковые внешние события могут являться или не быть стрессовыми для разных людей, — личностные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессорного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут одно и то же событие в одном случае воспринимать как стрессорное, а в другом — как обычное, нормальное. Эти различия могут быть связаны с изменениями в физиологическом состоянии или в психическом статусе субъекта.
Особенности стресса и его преодоления обусловливаются не только типом стрессогенных ситуаций, но и зависят от возраста, социально-экономических условий, характера работы и личностных характеристик человека.
Механизм
развития психологического стресса
можно продемонстрировать на примере
студента, готовящегося к защите дипломного
проекта. Степень выраженности признаков
стресса будет зависеть от ряда факторов:
его ожиданий, мотивации, установок, прошлого
опыта и т. д. Ожидаемый прогноз развития
событий модифицируется в соответствии
с уже имеющейся информацией и установками,
после чего происходит итоговая оценка
ситуации. Если сознание (или подсознание)
оценивает ситуацию, как опасную, то развивается
стресс. Параллельно этому процессу происходит
эмоциональная оценка события. Первичный
запуск эмоциональной реакции развивается
на подсознательном уровне, а затем к нему
прибавляется еще эмоциональная реакция,
сделанная на основании рационального
анализа. В данном примере (ожидание защиты
диплома) развивающийся психологический
стресс будет модифицироваться в сторону
усиления или уменьшения интенсивности
в зависимости от следующих внутренних
факторов
Субъективные факторы | Усиление уровня стресса | Уменьшение уровня стресса |
Память о прошлом | Наличие неудачных выступлений в прошлом, провалы публичных выступлений | Опыт успешных, выступлений, презентаций, публичных докладов |
Мотивации | «Для меня очень важно отлично выступить на защите и получить высшую оценку» | «Мне все равно, как я выступлю и какую оценку получу» |
Установки | «Все
зависит от меня»
«Во время публичных выступлений все волнуются, а я особенно» |
«От судьбы не
уйдешь»
«Подумаешь – защита диплома. Это всего лишь формальность, не стоящая особых переживаний» |
Ожидания | Неопределенность ситуации, непонятно отношение членов комиссии | Определенность ситуации (ожидание благожелательного отношения к себе членов комиссии) |
Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой (рис. 1) предложил Р.Т. Wong [508].
Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу.
Следующая область — внутриличностный стресс. Большинство наших требований к внешнему миру и его воздействия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире с самим с собой, то наше внутреннее смятение, переживание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, неадекватность оценки событий и т. п.
Область межличностного стресса взаимодействует с определенными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и явлениям внешнего мира. Большинство жизненных проблем являются проблемами отношений между людьми.
Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нарушает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.
Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней — работа по дому, супружеские проблемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.
Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации могут стать источником стресса.
Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — например, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация и т. п.
Экологический стресс обусловливается воздействием экстремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и воды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.
Финансовый
стресс не. Невозможность оплатить счета,
необеспечение расходов доходами, затруднения
в получении долга, несоответствие уровня
зарплаты результатам работы, возникновение
дополнительных финансово не обеспеченных
расходов — эти и другие обстоятельства
могут являться причиной стресса.
В связи с изложенным представляет интерес классификация методов преодоления стресса.
I. Превентивные стратегии: (профилактика)
1) избегание стрессоров (путем совершенствования организации жизни и деятельности);
II. Оперативные стратегии: (коррекция)