Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 01:32, курсовая работа
цель курсовой работы: Понять каким образом осуществляется процесс личностного роста в консультирования клиента, какие факторы на это влияют.
Предметом исследования является взаимосвязь психологического консультирования и личностного роста – их свойства, характеристики.
Исходя из сформулированной цели, проблемы и предмета исследования, в работе решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия психологического консультирования и его основные свойства;
2) Рассмотреть понятия личностного роста, его основные свойства, факторы и этапы;
3) Определить, как идёт процесс личностного роста в консультировании;
4) Определить, как личность консультанта влияет на процесс личностного роста в психологическом консультировании;
5) Определить роль психологического консультирования в процессе личностного роста и становления человека.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Теоретические проблемы психологического консультирования и личностного роста……………………………………………………………..5-20
Понятие и цели психологического консультирования………………5-11
Понятие личностного роста…………………………………………..11-16
1.3 Личность консультанта как фактор личностного роста в психологическом консультировании. ……………………………………...16-20
Глава II. Подходы, методика и построение отношений в психологическом консультировании по проблеме личностного роста……………………….21-30
Методика и содержание психологического консультирования…………………………………………………..…21-27
2.2 Отношения между консультантом и клиентом содействующие ЛР в консультировании …………………………………………………………...27-30
Заключение……………………………………………………………….......31-32
Список литературы…………………………………………………………..33-35
Курсовая работа
Психологическое консультирование
по вопросам
личностного роста
Москва, 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические проблемы психологического
консультирования и личностного роста……………………………………………………………..
1.3 Личность консультанта как фактор личностного роста в психологическом консультировании. ……………………………………...16-20
Глава II. Подходы, методика и построение отношений в психологическом консультировании по проблеме личностного роста……………………….21-30
2.2 Отношения между консультантом и клиентом содействующие ЛР в консультировании …………………………………………………………...27-30
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Психологическое консультирование, как профессиональная деятельность появилось сравнительно недавно и до сих пор находится на стадии развития. Однако степень его влияния на людей и общество стремительно увеличивается. Увеличивается количество людей, обращающихся за помощью к психологу-консультанту. Проблематика, с которой обращаются люди, чрезвычайно разнообразна. Это проблемы взаимоотношений, это трудности во взаимодействии с миром, людьми, это трудности с самим собой, а также проблемы связанные с развитием карьеры. Таким образом, востребованность и потенциальные возможности консультанта сегодня охватывают все сферы человеческой жизни и становятся практически неисчерпаемыми. – Это и обуславливает социальный аспект актуальности выбранной темы.
Теоретической основой психологического консультирования является психология развития. Однако сама идея развития прослеживается менее явно, поскольку трудно, а порой невозможно выделить универсальные жизненные события, которые приведут к существенным изменениям в жизни человека и могут рассматриваться как проявления процесса развития. Чаще всего происходящие жизненно важные изменения относят к четырем сферам: семья, работа, состояние здоровья, брак. Для целей психологического консультирования важны выделение и анализ таких событий, которые оказывают воздействие на психологическое здоровье человека, т. е. существенно меняют его в ту или иную сторону.
Анализ практики показывает, что нет достаточного понимания важности процесса личностного роста. Различные авторы уделяют внимание разным составляющим психотехнической практики. Однако, как правило, авторы упускают методологическое обоснование предложенных методов воздействия. Т.е. методология практики, без которой невозможно развитие практической психологии, в частности психотехнической практики личностного роста, остается без внимания у большинства авторов.
На сегодняшний день сложилось противоречие между обширными теоретическими и практическими знаниями в области психологического консультирования и реальным пониманием роли психолога и психологического консультирования для процесса личностного роста.
Из этого строится проблема постановки правильных отношений с клиентом, которые он смог бы использовать для своего собственного личностного развития и как правильно выявить факторы, которые должны на это повлиять.
Исходя из этого выявляется цель курсовой работы: Понять каким образом осуществляется процесс личностного роста в консультирования клиента, какие факторы на это влияют.
Предметом исследования является взаимосвязь психологического консультирования и личностного роста – их свойства, характеристики.
Исходя из сформулированной цели, проблемы и предмета исследования, в работе решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть понятия
психологического
2) Рассмотреть понятия личностного роста, его основные свойства, факторы и этапы;
3) Определить, как идёт процесс личностного роста в консультировании;
4) Определить, как личность консультанта влияет на процесс личностного роста в психологическом консультировании;
5) Определить роль психологического консультирования в процессе личностного роста и становления человека.
Практическая значимость данной работы заключается в том, чтобы выяснить, насколько важна роль психологического консультирования для личностного роста человека; какова методика и содержание использующиеся в консультировании и каковы факторы оказывающие влияние на этот процесс консультирования; какие отношения содействуют личностному росту в процессе консультирования .
Глава I. Теоретические проблемы психологического консультирования и личностного роста.
Психологическое консультирование
- это относительно новая область
профессиональной деятельности психолога,
которая сравнительно недавно в
нашей стране выделилась в качестве
самостоятельной сферы деятельн
Психологическим консультированием
называется особая область практической
психологии, связанная с оказанием
со стороны специалиста-психолога
Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: «Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».3 Н. Burks и В. Steffire предложили несколько более широкое определение консультирования: «Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».4
Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
1)Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2)Консультирование помогает обучаться новому поведению.
3)Консультирование способствует развитию личности.
4)В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. 5)Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент-центрированной» терапии.5
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.6
«Психологическое консультирование – это ориентированный на научение процесс, осуществляемый двумя участниками в простой социальной обстановке, один на один, когда консультант, профессионально компетентный в отношении соответствующих психологических умений и знаний, стремится помочь клиенту способами, обусловленными потребностями последнего, и в контексте общей программы работы с клиентурой: лучше узнать самого себя, научиться пользоваться этими знаниями для достижения более ясно очерченных и реалистичных целей, с тем чтобы клиент мог почувствовать себя счастливее и стать более полезным членом общества».7
Американская ассоциация консультирования даёт более сжатое, но не менее чёткое определение психологическому консультированию:
«Это применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение патологии».8
Британская ассоциация консультирующих психологов: «Психологическое консультирование есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий».9
Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи.10
Каковы же основные цели психологического консультирования, обозначаемые специалистами?
Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели, жить в гармонии с собой и окружающим миром.11
Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, основными , как правило являются:
1)Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
2)Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3)Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.
4)Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношения детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.
5)Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Blocher (1966), в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.12
Р.Кочунас систематизировал цели консультирования в зависимости от приверженности консультантов к той или иной школе в виде таблицы:
Таблица 1. Современные представления о целях консультирования13
Направление |
Цели консультирования |
Психоаналитическое направление |
Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление |
Трансформировать цели
жизни клиента; помочь ему сформировать
социально значимые цели и скорректировать
ошибочную мотивацию |
Терапия поведения |
Исправить неадекватное
поведение и обучить |
Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis) |
Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) |
Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия |
Помочь клиенту осознать
свою свободу и собственные |
Информация о работе Психологическое консультирование по вопросам личностного роста