Психологическое консультирование в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности работы психологического консультирования в детском саду
Задачи исследования:
1. Изучить работу психолога консультанта с родителями
2. Изучить работу психолога консультанта с дошкольниками.
3. Рассмотреть организацию и проведение индивидуальных обследований детей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности работы дошкольного психолога консультанта------4
1.2 Психологическое консультирование родителей-----------------------------6
1.3 Организация и проведение индивидуальных обследований
и диагностики------------------------------------------------------------------------14
2 Артметоды в консультировании детей в детском саду----------------23
2.1 Изотерапия-------------------------------------------------------------------------25
2.2 Игротерапия – игры с песком--------------------------------------------------30
2.3 Сказкотерапия-------------------------------------------------------------32
Заключение-----------------------------------------------------------------------37
Список литературы------------------------------------------------------------------39

Работа состоит из  1 файл

338 рабочая.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Как пишет Вачков И.В. «Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. «

Как сочинить лечебную сказку? Прежде чем порекомендовать заниматься сказкотерапией, родителям следует почитать книги по этой методике, или пройти курс психологического консультирования, где научат, как правильно самим сочинять сказки. Если у ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, и скоректировать  проблемы характер ребенка, а родителям - лучше понять своего ребенка.

Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать. А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения детей. Обычно их пять [

 

Пять причин плохого поведения ребенка

 

1. Желание привлечь к себе внимание.

 

2. Желание властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками.

 

3.Желание за что-то отомстить взрослому.

 

4. Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.

 

5. У ребенка не сформировано чувство меры.

 

 

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, психолог консультант даст ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторга по поводу сказки, она все равно запала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. Чех Е.В. можно выделить несколько методов сказкотерапии.:

«Рассказывание сказки.

Рисование сказки.

Сказкотерапевтическая диагностика.

Сочинение сказки.

Изготовление кукол.

Постановка сказки.»( Чех Е.В. «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку»)

Для индивидуальной или групповой работы может быть предложена любая сказка, ее необходимо прочитать вслух

.Психотерапевтические сказки -Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать  как русские народные сказки, так и сказки русских  и зарубежных авторов, Формы работы со сказкой также разнообразны Абсолютно всё, что ребенка окружает, может быть описано языком сказок при психолгическом консультировании детей и родителей в детском "

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»

А. Пушкин. "Сказка о золотом петушке»

 

Заключение

 

В психологическом консультировании  в детском дошкольном учреждение как с детьми так и с родителями в арсенале психолога консультанта большое количество методов  и средств ,чтобы помочь взрослым и детям   справиться с их проблемами так например  терапия искусством преследует множество целей и обладает преимуществами перед другими формами работы психолога Арт-терапия предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, лепка сказки ,игра являются безопасными способами разрядки напряжения; Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, Развивается мелкая и крупная моторика, пространственное воображение, формируется образное мышление, чувство цвета, композиции и ритма.

Через творчество ребенок учится концентрации и расслаблению; прорабатывает сложные ситуации, находит выходы из них, избавляется от навязчивых страхов. Арт-терапия для ребенка - простой способ создать образ здоровья, силы, радости и закрепить его. Для начала на бумаге, потом - в своем теле..

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей – СПб, Речь, Сфера, 2000.

2. Копытин А. И. Системная арт-терапия – СПб, Питер, 2001.

3. Киселева М. Арт-терапия в работе с детьми – СПб, Речь, Сфера 2005.

4. Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии - СПБ, Питер, 2002.

5. Оклендер В. Окна в мир ребенка- М, Класс 2005 .

6. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- СПб, Питер,2004..             7. Суркова Е.Г.   Проективные методы диагностики  -. М, АспектПресс2008.

8.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М, Ось 2007.

9.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб, Речь, 2008.

10.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб,Речь,Сфера, 2008.

 

11.  Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб, Речь; 2009.

12.МарцинковскаяТ.Д. Детская практическая психология - М. - Воронеж, 1996

13.Франкл В Человек в поисках смысла. –М, Просвещение, 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Психологическое консультирование в дошкольном учреждении