Психологическое просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, реферат

Описание

Психологическое просвещение (П.П.) - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
П.П. - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение,

Работа состоит из  1 файл

психологического просвещения в системе психологической работы.docx

— 20.84 Кб (Скачать документ)

    Роль  и значение психологического просвещения в  системе психологической  работы.

Психологическое просвещение (П.П.) - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

П.П. - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:

1) формирование  научных установок и представлений  о психологической науке и  практической психологии в частности  (психологизация социума);

2) информирование  населения по вопросам психологического  знания;

3) формирование  устойчивой потребности в применении  и использовании психологических  знаний в целях эффективной  социализации подрастающего поколения  и в целях собственного развития;

4) профилактика  дидактогений (ятрогений).

Одной из разновидностей П.П. являются публицистические выступления практического психолога системы образования в средствах массовой информации (СМИ), включая Интернет. Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя, в том числе и психолога, особую ценность по сравнению с таковыми, но устными, выступлениями включая даже трансляцию беседы или лекции по теле- и видеоканалу. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анализировать и изучать. Преимущества печатных, электронных (радио, видео и телевидение) СМИ и Интернета перед устными выступлениями в том, что опубликованная в них информация всегда найдет своего адресата из-за большого охвата читательской аудитории. В то же время особенность этих информационных систем - отсутствие непосредственного контакта индуктора (коммуникатора) и реципиента в печатных СМИ и в определенной степени в Интернете.

Публицистическое  выступление в СМИ/Интернете имеет  свои плюсы:

- любое сообщение в конце концов находит своего адресата, поскольку читательская (зрительская, слушательская, читательская) аудитория намного шире, чем класс или актовый зал школы;

- любое выступление  в СМИ фиксируется, а, следовательно,  это облегчает отчетность;

- при работе  в СМИ по письмам читателей  (слушателей) или по запросу редакции  фактически расширяются границы  видения психологической проблематики: психолог уже не замыкается  в рамках конкретной школы. 

 
См. так же:
 

    В нашем обществе существует дефицит  психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

    Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными      и однообразными                сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.

    В педагогических коллективах, как и  в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей,

    неумение  и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

    Поэтому практическому психологу очень  важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

    Психологическое просвещение это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл  психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить  воспитателей,

учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического 

развития ребенка

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических  

исследований;

3) формировать  потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

    Характеристика  форм и методов  психопросвещения.

    Просветительская  работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения.

    Наряду  с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической  литературы.

    Индивидуальным  форма работы с родителями и воспитателями представлена в виде консультации.

    Особенности организации психологического просвещения педагогов  и родителей.

Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам  

родителей и  воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых 

проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные 

с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным 

познанием и  половой идентификацией, техническими информационными и игровыми 

средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, 

пейджеры, «томагочи»). Для воспитателей — развивающие программы для детей, 

симптоматика  нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности

(детская одаренность)

    Для родителей это темы, связанные  с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»).Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

    Принципы  отбора психологической  информации для работы по психологическому просвещению.

    - Актуальность.

    - Доступность.

    - Практическая  ориентированность.

    - Наглядность. 

Информация о работе Психологическое просвещения