Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:07, реферат
Психологическое просвещение (П.П.) - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
П.П. - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение,
Роль и значение психологического просвещения в системе психологической работы.
Психологическое просвещение (П.П.) - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
П.П. - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие четыре задачи:
1) формирование
научных установок и
2) информирование
населения по вопросам
3) формирование
устойчивой потребности в
4) профилактика дидактогений (ятрогений).
Одной из разновидностей П.П. являются публицистические выступления практического психолога системы образования в средствах массовой информации (СМИ), включая Интернет. Материалы, помещаемые специалистами в «печатных» СМИ, представляют для любого исследователя, в том числе и психолога, особую ценность по сравнению с таковыми, но устными, выступлениями включая даже трансляцию беседы или лекции по теле- и видеоканалу. Печатные материалы легко фиксируются, накапливаются, их можно легко анализировать и изучать. Преимущества печатных, электронных (радио, видео и телевидение) СМИ и Интернета перед устными выступлениями в том, что опубликованная в них информация всегда найдет своего адресата из-за большого охвата читательской аудитории. В то же время особенность этих информационных систем - отсутствие непосредственного контакта индуктора (коммуникатора) и реципиента в печатных СМИ и в определенной степени в Интернете.
Публицистическое
выступление в СМИ/Интернете
- любое сообщение в конце концов находит своего адресата, поскольку читательская (зрительская, слушательская, читательская) аудитория намного шире, чем класс или актовый зал школы;
- любое выступление
в СМИ фиксируется, а,
- при работе
в СМИ по письмам читателей
(слушателей) или по запросу редакции
фактически расширяются
См. так же:
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.
В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей,
неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.
Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
1) знакомить воспитателей,
учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического
развития ребенка
2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических
исследований;
3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.
Характеристика форм и методов психопросвещения.
Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения.
Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы.
Индивидуальным форма работы с родителями и воспитателями представлена в виде консультации.
Особенности организации психологического просвещения педагогов и родителей.
Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам
родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых
проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные
с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным
познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми
средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки,
пейджеры, «томагочи»). Для воспитателей — развивающие программы для детей,
симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности
(детская одаренность)
Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»).Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.
Принципы отбора психологической информации для работы по психологическому просвещению.
- Актуальность.
- Доступность.
- Практическая ориентированность.
- Наглядность.