Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:38, реферат
1. Периодизация психического развития отечественных
психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,
А. В. Петровский)
2. Периодизация психического развития
психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)
3. Нравственное развитие личности Л. Колберга
Реферат: Психологическое развитие личности
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
ПЛАН:
1. Периодизация психического развития отечественных
психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,
А. В. Петровский)
2. Периодизация психического развития
психоаналитического направления (Э. Эриксон, З. Фрейд)
3. Нравственное развитие личности Л. Колберга
1. Периодизация психического развития отечественных
психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,
А. В. Петровский)
Выделение этапов психического развития основывается на внутренних
закономерностях самого этого развития и составляет психологическую возрастную
периодизацию. Прежде всего, необходимо дать определение основных понятий – это
возраст и развитие.
Возраст – категория, служащая для обозначения характеристик
индивидуального развития. Различают 2 понятия возраста: хронологический и
психологический. Хронологический характеризует индивида с момента рождения,
психологический – закономерности развития организма, условия жизни, обучения и
воспитания.
Развитие может быть биологическим, психическим и личностным.
Биологическое – это созревание
анатомо-физиологических
закономерное изменение
количественных и качественных
личности в результате социализации и воспитания.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского
1. Кризис новорожденности – самый яркий и несомненный кризис в развитии
ребенка, т.к. происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю
среду.
2. Младенческий возраст (2 мес.-1 год).
3. Кризис одного года - имеет позитивное содержание: здесь негативные
симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивным приобретениями,
которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью.
4. Раннее детство (1год–3года).
5. Кризис 3-х лет – называется также фазой строптивости или упрямства. В этот
период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка
претерпевает резкие и внезапные
изменения. Ребенок проявляет
упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Позитивное значение:
возникают новые характерные черты личности ребенка.
6. Дошкольный возраст (3-7 лет).
7. Кризис 7 лет – был открыт
и описан раньше других
стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и
т.д. Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его
отношение к другим детям.
8. Школьный возраст (8-12лет).
9. Кризис 13 лет – негативная
фаза возраста полового
успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем
строении личности, свертывание и отмирание прежде установившейся системы
интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что
здесь происходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к
высшей форме интеллектуальной деятельности сопровождается временным снижением
работоспособности.
10. Пубертатный возраст (14-18 лет).
11. Кризис 17 лет.
Периодизация развития индивида по критерию ведущей
деятельности Д.Б. Эльконина
В настоящее время периодизация психического развития в детском возрасте
принадлежит Д. Б. Эльконину. Опираясь на идеи Л. С. Выготского и А. Н.
Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности,
ведущего отношения ребенка к действительности, Эльконин предлагает следующую
схему периодизации.
Схема периодизации описывает психическое развитие, а не развитие личности.
Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на
основе следующих критериев:
1. Социальная ситуация развития. Это система отношений, в которую ребенок
вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных
отношений, в какие области общественной жизни входит.
2. Основой, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период.
3. Основные новообразования развития. Важно показать как новые достижения
в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее "взрыву" – кризису.
4. Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития,
отделяющие один возраст от другого.
Ребенок – целостная личность,
которая активно познает
предметов и отношений. Д.Б.Эльконин выделил 2 системы отношений:
1) человек – человек
2) человек – вещь.
В связи с этим существуют 2 группы деятельности, в которых эти системы
отношений осваиваются:
1. Социальная (человек – человек): ориентирована на нормы отношений между
людьми, т.е. главным образом развивается мотивационно-потребностная сфера.
2. Культурная (человек – вещь): человек осваивает способы действия с вещью,
т.е. акцент на развитии интеллектуально-познавательной сферы.
Стадии психического развития по Д.Б. Эльконину
Возраст |
Ведущая деятельность |
Тип деятельности |
1 |
2 |
3 |
Младенчество |
Эмоциональное общение с матерью |
Социальная |
Младший дошкольный (1-3 года) |
Предметно-манипулятивная (освоение предметов культуры) |
Культурная |
Старший дошкольный |
Ролевая игра |
Социальная |
Младший школьный |
Учебная |
Культурная |
Средний школьный |
Интимно-личностная |
Социальная |
Старший школьный |
Учебно-профессиональная |
Культурная |
17- 30 лет |
Освоение социальных позиций – профессиональная группа и семья |
Социальная |
30-40 |
Самореализация и творчество |
Культурная |
Больше 40 |
Сохранение социального статуса и уход на заслуженный отдых |
Социальная |
Каждая из сторон подготавливает развитие другой стороны. Границами возрастов
являются кризисы – переломные моменты в развитии. Гипотеза Д.Б. Эльконина: по
закону периодичности в
кризисов развития. Так, 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними
возникает ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет – кризисы
мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
Периодизация психического развития по А. В. Петровском.
Становление личности определяется особенностями взаимоотношений ребенка с
членами референтной группы. Для любой группы свойственна своя деятельность и
свой стиль общения. Причем в разные возрастные периоды ребенок входит
одновременно в разные группы. Становление сопровождается адаптацией,
индивидуализацией, интеграцией.
Адаптация – процесс вхождения в новую группу, приспособление к ней. Ребенку
необходимо быть как все, т.е. эта фаза предполагает утрату инд. черт
(конформность, робость, неуверенность в себе).
Индивидуализация – появляется как противоречие между результатом адаптации и
неудовлетворенной потребностью (негативизм, агрессивность, неадекватная
самооценка).
Интеграция – ребенок
потребностям группы (изоляция или вытеснение)
А.В.Петровский выделяет следующие возрастные периоды:
1. Эпоха детства 3-7лет –
приспосабливается к социальной среде.
2. Эпоха отрочества 11-15 – доминирует индивидуализация, человек проявляет
свою индивидуальность.
3. Эпоха юности (старший школьный возраст) – должна произойти интеграция в
общество.
2. Периодизация психического развития
психоаналитического
Эпигенетическая периодизация развития личности Э. Эриксона.
Человек, по мнению Э.Эриксона, в течение жизни проходит через несколько
универсальных для всего человечества стадий. Полноценно функционирующая
личность формируется только путем прохождения в своем развитии
последовательно всех стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается
кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как
следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и
социальных требований. Каждый кризис содержит и позитивный, и негативный
компонент. Если конфликт разрешен удовлетворительно (т.е. на предыдущей
стадии эго обогатилось новыми положительными качествами), то теперь эго
вбирает в себя новый позитивный компонент (например, базальное доверие и
автономию), то это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Если
конфликт остается неразрешенным, то этим наносится вред и встраивается
негативный компонент (базальное недоверие, стыд). Задача состоит в том, чтобы
человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность
подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Все 8 стадий
в психологической теории Эриксона представлены в следующей таблице:
Восемь стадий
Возраст |
Психосоциальный кризис |
Сильная сторона |
1. Рождение- 1 год |
Базальное доверие – базальное недоверие |
Надежда |
2. 1-3 год |
Автономия - стыд |
Сила воли |
3. 3-6 лет |
Инициативность - вина |
Цель |
4. 6-12 лет |
Трудолюбие - неполноценность |
Компетентность |
5. 12-19 лет |
Становление индивидуальности – ролевое смешение |
Верность |
6. 20-25 лет |
Интимность - одиночество |
Любовь |
7. 26-64 года |
Продуктивность - застой |
Забота |
8. 65 лет - смерть |
Умиротворение - отчаяние |
Мудрость |
1. Доверие – недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия
к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
Чувство доверия связано со способностью матери передать ребенку чувство
узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Причиной кризиса является
ненадежность, несостоятельность и отвергание ею ребенка. Это способствует
появлению у ребенка психосоциальной установки страха, подозрительности и
опасений за свое благополучие. Также чувство недоверия, по мнению Эриксона,
может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром
внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время
беременности (например, возобновляет прерванную карьеру, рожает следующего
ребенка). В результате положительного разрешения конфликта приобретается, по
Эриксону, надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца
надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры,
основу мировоззрения человека.
2. Автономия – стыд и сомнение. Приобретение чувства базального доверия
подготавливает почву для
избегания чувства стыда, сомнения и унижения. Удовлетворительное разрешение
психосоциального конфликта на этой стадии зависит от готовности родителей
постепенно предоставлять
действиями. В то же время родители, по Эриксону, должны ненавязчиво, но четко
ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально представляются
опасными как для самих детей, так и для окружающих. Стыд может появиться, если
родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те
могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то,
чего они сами сделать еще не в состоянии. В результате формируются такие черты,
как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.
3. Инициатива – чувство вины. В это время социальный мир ребенка требует
от него активности, решения новых задачи и приобретения новых навыков; похвала
является наградой за успехи. Также у детей появляется дополнительная
ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние
животные и, возможно, братья и сестры). Это возраст, когда дети начинают
чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что их жизнь
имеет для них цель. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют
поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и