Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:02, творческая работа
Цель программы :
Оказание помощи и поддержки в создании условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
Задачи программы:
- изучить личность ребенка и его родителей, тип межличностных взаимоотношений.
- формировать и стимулировать сенсорно – перцептивные, интеллектуальные процессы у детей;
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА
Составила:
Психолог ОППП(ТЭПП)
Сантева Н.М.
г. Берёзовский
В современных
социально-экономических
Дети–инвалиды часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы.
Задержка психического развития характеризуется :
-низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем, образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала (если ребенок обучается).
- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.
Дети с нарушениями опорно-
Недостаточное развитие психической и двигательной деятельности ведет к отставанию ребенка в целом.
В подростковом возрасте на первый план выходят проблемы пубертатного периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувство собственной значимости и собственного достоинства. Ребенок-инвалид не получает в полной мере от окружающих поддержки и заинтересованного внимания, не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. У большинства подростков отмечается неадекватная самооценка, завышенный уровень притязаний, переоценка или недооценка своих возможностей. Многим инвалидам свойственна поверхностность чувств, моральное иждивенчество или осознание своей ущербности.
У детей инвалидов могут проявляться разнообразные психопатические черты характера – агрессивность, истерические реакции, эмоциональная лабильность.
Переходя к вопросу о формировании межличностных отношений, нельзя не упомянуть об их своеобразии у детей с умственной отсталостью. У данной категории детей отмечается эмоциональное безразличие, инертность к своим действиям и действиям сверстника. Дети мало заинтересованы в своей деятельности, обычно они просто манипулируют предметом, не соотнося смысла действия назначению.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и реабилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и реабилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Для родителей, воспитывающих детей с особыми нуждами сотрудничество с психологом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка. Активное участие в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
Цель программы :
Оказание помощи и поддержки в создании условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
Задачи программы:
- изучить личность ребенка и его родителей, тип межличностных взаимоотношений.
- формировать и стимулировать сенсорно – перцептивные, интеллектуальные процессы у детей;
- развивать
и совершенствовать
- снижение мышечного напряжения;
- стимулирование личностного роста ребенка и родителя;
- привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу;
- формирование эффективной родительской позиции, оказание психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
- Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;
Основными методами при работе с «особыми» детьми является психологическое сопровождение личности направленное на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка, включает в себя :
Временная организация
Индивидуальные и групповые занятия с ребенком проводятся два раза в неделю,
продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка.
Консультирование проводится по запросу родителей и по необходимости при проведении реабилитационных мероприятий с ребенком.
Психологическая поддержка родителей осуществляется при клубе « Точка опоры» по плану.
Принципы работы
Работа с « особыми детьми» и их родителями построена на принципах:
- Личностно – ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий;
- гуманно –
личностный подход –
- принцип деятельного
подхода – психологическая
Основные этапы психологического сопровождения
1 этап
- устновление
доверительного контакта с
- психологическая
диагностика особенностей
2 этап
- Реализация
индивидуальной программы
- Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультировние, беседы, обсуждения).
- Проведение совместных занятий родителей и детей.
- Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
- Проведение профилактических мероприятий направленных на сохранение и укрепление психического здоровья семьи.
3 этап.
Анализ проведенных реабилитационных мероприятий.
Формы и методы работы с детьми :
В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы при центре « Берегиня» и по необходимости на дому.
Реабилитационные мероприятия варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, возраста ребенка, от характера и степени нарушений развития ребенка.
Они включают в себя: развитие познавательной сферы ( внимания, памяти, мышления и т.д.), эмоционально – волевой сферы и коммуникативных навыков.(для работы по этим направлениям разработаны программы в отделении)
Используемые методы:
- Сказкатерапия, где используется психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать помимо психолога: ребенок, родитель, так и группа детей. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
- Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально – волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно – ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр – драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.
- Арт-терапия – Это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития но и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.
- Песочная терапия – метод базируется на сочетании невербальной ( процесс построения композиции) и вербальной ( рассказ о готовой композиции, сочинении истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиента. Цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Включений этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественного нового взаимодействия. В результате происходит значительное усиление способности человека к самодетерминации и саморазвитию.
- Психогимнастика – включат в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально – личностной сферы.
- Релаксация – не просто расслабление, а путь к здоровью! Расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Спектр применения релаксационных методик достаточно широк: это и снятие мышечных зажимов, и проработка эмоциональных травм, и лечение психосоматических заболеваний и многое другое. Кроме того, обучение различным релаксационным техникам доступно как взрослым, так и детям, в зависимости от состояния используется спокойная и классическая музыка, звуки природы.
- Проведение профилактических занятий о здоровом образе жизни.
Формы и методы работы с родителями :
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье;
- Открытое занятие – родители посещают индивидуальные занятия вместе с ребенком, наблюдают за работой психолога для включения в коррекционный и реабилитационный процесс;
- Семенары практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;
- тренинговые занятия при клубе « Точка опоры».
- выпуск брошюр на значимые темы.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышения
уровня познавательных
- повышение коммуникативных навыков;
- стабилизация эмоционально - волевой сферы;
- личностный рост;
-повышение уровня знаний о психологическом состоянии и развитие детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
-Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
-формирование адекватной самооценки как ребенка так и взрослого;
-сформированность эффективной родительской позиции с осознанием роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА
Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
Информация о работе Психологическое сопровождение семей имеющих ребенка инвалида