Психологическое сопровождение семей имеющих ребенка инвалида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 00:02, творческая работа

Описание

Цель программы :
Оказание помощи и поддержки в создании условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
Задачи программы:
- изучить личность ребенка и его родителей, тип межличностных взаимоотношений.
- формировать и стимулировать сенсорно – перцептивные, интеллектуальные процессы у детей;

Работа состоит из  1 файл

грамма по д.и..doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  СЕМЕЙ ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА ИНВАЛИДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

Психолог ОППП(ТЭПП)

Сантева Н.М.

 

 

 

г. Берёзовский

 

 

 

 

 

 

 

 

В современных  социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации детей инвалидов. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания, семья воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

Дети–инвалиды часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы.

Задержка психического развития характеризуется :

-низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем, образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала (если ребенок обучается).

- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.

          Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП) практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями. Выраженность речевых нарушений различна - от легких стертых форм до совершенно неразборчивой речи. Для таких детей характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера, снижение познавательной активности. Это связано с ранним осознанием физического дефекта и переживанием своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием - гиперопекой, ограничением активности и самостоятельности.

Недостаточное  развитие психической  и двигательной деятельности ведет к отставанию ребенка в целом.

В подростковом возрасте на первый план выходят проблемы пубертатного периода. На этом этапе личностного развития социальное одобрение необходимо для развития чувство собственной значимости и собственного достоинства. Ребенок-инвалид не получает в полной мере от окружающих поддержки и заинтересованного внимания, не обладает всем репертуаром навыков социального поведения, который необходим для успешной социальной адаптации. У большинства подростков отмечается неадекватная самооценка, завышенный уровень притязаний, переоценка или недооценка своих возможностей. Многим инвалидам свойственна поверхностность чувств, моральное иждивенчество или осознание своей ущербности.

  У детей инвалидов могут проявляться разнообразные психопатические черты характера – агрессивность, истерические реакции, эмоциональная лабильность.

Переходя к вопросу о формировании межличностных отношений, нельзя не упомянуть об их своеобразии у детей с умственной отсталостью. У данной категории детей отмечается эмоциональное безразличие, инертность к своим действиям и действиям сверстника. Дети мало заинтересованы в своей деятельности, обычно они просто манипулируют предметом, не соотнося смысла действия назначению.

   Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и реабилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и реабилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

Для родителей, воспитывающих детей с особыми нуждами сотрудничество с психологом  расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка. Активное участие в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

 

Цель  программы :

Оказание помощи и поддержки в создании условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.

 

Задачи  программы:

- изучить личность ребенка и его родителей, тип межличностных взаимоотношений.

- формировать  и стимулировать сенсорно – перцептивные, интеллектуальные процессы у детей;

- развивать  и совершенствовать коммуникативные  навыки, эмоционально -  волевую регуляцию  поведения;

- снижение мышечного напряжения;

- стимулирование личностного роста ребенка и родителя;

-  привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу;

- формирование эффективной родительской позиции, оказание психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;

- Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;

 

Основными методами при работе с «особыми» детьми является психологическое сопровождение  личности направленное на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка, включает в себя :

  1. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психокоррекции, психологической поддержки;
  2. психологическая помощь родителям ( или их законным представителям) детей с проблемами в развитии в виде: консультирования, бесед, обсуждений, лекции, тренинговые занятия  при клубе « Точка опоры»;
  3. посещение семей имеющих ребенка с ограниченными возможностями нуждающихся в психологической помощи, коррекционной работе и реабилитации на дому.

 

Временная организация

 Индивидуальные  и групповые занятия с ребенком проводятся два раза в неделю,

 продолжительность зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Консультирование проводится по запросу родителей и по необходимости при проведении реабилитационных мероприятий  с ребенком.

Психологическая поддержка родителей осуществляется   при клубе « Точка опоры» по плану.

Принципы  работы

Работа с « особыми  детьми» и их родителями построена  на принципах:

- Личностно – ориентированный  подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий;

- гуманно –  личностный подход – всестороннее  уважение к ребенку, к каждому  члену семьи, формирование позитивной «Я - концепции» ребенка, его представления о себе ( необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха);

- принцип деятельного  подхода – психологическая помощь  осуществляется с учетом ведущего  вида деятельности, который является личностно – значимым для ребенка.

 

Основные  этапы психологического сопровождения

1 этап

- устновление  доверительного контакта с родителями, или их законными представителями,  и ребенком;

- психологическая  диагностика особенностей развития  ребенка (по запросу);

2 этап

- Реализация  индивидуальной программы реабилитации  ( групповые, индивидуальные занятия, психологическая поддержка).

- Оказание необходимой  помощи родителям ребенка с  ограниченными возможностями (консультировние, беседы, обсуждения).

- Проведение совместных занятий родителей и детей.

- Разработка  рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки  с учетом психофизических особенностей.

- Проведение  профилактических мероприятий направленных на сохранение и укрепление психического здоровья семьи.

 

3 этап.

 Анализ проведенных реабилитационных мероприятий.

 

Формы и методы работы с детьми :

В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы при центре « Берегиня» и по необходимости на дому.

Реабилитационные мероприятия варьируются в зависимости от типа семейного воспитания, возраста ребенка, от характера и степени нарушений развития ребенка.

Они включают в  себя: развитие познавательной сферы ( внимания, памяти, мышления и т.д.), эмоционально – волевой сферы и коммуникативных навыков.(для работы по этим направлениям разработаны программы в отделении)

Используемые  методы:

- Сказкатерапия, где используется психологическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать помимо психолога: ребенок, родитель, так и группа детей. Процесс самовыражения через сказку напрямую связан укреплением психического здоровья человека и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование сказкотерапевтических технологий дает психологу возможность помочь клиенту справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.

- Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения психолога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально – волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно – ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр – драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

- Арт-терапия – Это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития но и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

-  Песочная терапия – метод базируется на сочетании невербальной ( процесс построения композиции) и вербальной ( рассказ о готовой композиции, сочинении истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиента. Цель песочной терапии – достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения содержаний личного и коллективного бессознательного. Включений этих содержаний в сознание, укрепление Эго и установление качественного нового взаимодействия. В результате происходит значительное усиление способности человека к самодетерминации и саморазвитию.

- Психогимнастика – включат в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально – личностной сферы.

- Релаксация –   не просто расслабление, а путь к здоровью! Расслабление мышц помогает снять состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановить равновесие. Спектр применения релаксационных методик достаточно широк: это и снятие мышечных зажимов, и проработка эмоциональных травм, и лечение психосоматических заболеваний и многое другое. Кроме того, обучение различным релаксационным техникам доступно как взрослым, так и детям, в зависимости от состояния используется спокойная и классическая музыка, звуки природы.

- Проведение профилактических занятий о здоровом образе жизни.

 

Формы и методы работы с родителями :

- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье;

- Открытое занятие – родители посещают индивидуальные занятия вместе с ребенком, наблюдают за работой психолога для включения в коррекционный и реабилитационный процесс;

- Семенары практикумы  – где родители знакомятся  с литературой, играми, учатся  применять полученные знания на практике;

- тренинговые занятия при клубе « Точка опоры».

- выпуск брошюр  на значимые темы.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

- Повышения  уровня познавательных процессов ребенка инвалида;

- повышение  коммуникативных  навыков;

- стабилизация эмоционально -   волевой сферы;

- личностный рост;

-повышение уровня знаний о психологическом состоянии и развитие детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.

-Овладение навыками  коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.

-формирование адекватной  самооценки как ребенка так и взрослого;

-сформированность эффективной родительской позиции с осознанием роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Психологическая помощь родителям в воспитании детей  с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.

Развитие навыков общения  у детей с умеренной и тяжелой  умственной отсталостью / Пособие для  учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.

Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум –  Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.

Маллер А.Р. Новое в  оказании помощи детям-инвалидам –  Дефектология № 1, 1996.

Смирнова Е.Р. Толерантность  как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.

Информация о работе Психологическое сопровождение семей имеющих ребенка инвалида