Психологическое становление профессионализма в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:32, курсовая работа

Описание

Цель: Исследование уровня профессионализма в управленческой деятельности.
Объект: Менеджеры, тур агентств
Предмет: Психологическое становление профессионализма в управленческой деятельности.

Содержание

Введение
1.Формирование профессионализма в управленческой деятельности
1.1Особенности профессионализма
1.2 Этапы формирования профессионализма в управленческой деятельности
2.Характеристика уровней профессионализма в управленческой деятельности
3. Исследование уровня профессионализма в управленческой деятельности
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая оригинал.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

Рефлектироваться может как деятельность вся целиком, так и какие-то ее отдельные стороны. Существует определенный цикл смены акцентов в рефлексии:

с результативности деятельности на процесс ее осуществления;

с процесса на организацию процесса;

с организации  процесса на критериальность организации процесса.

Рефлексивные процессы могут проходить как бы в двух режимах: первый режим - консервирующий, обеспечивающийсохранение прежнего способа  действия; второй режим - расконсервирующий, направленный на изменение  прежнего способа действия.

При естественной рефлексии все акценты, как правило, перемешаны. Изменение акцентов не замечается, все рефлексивные процессы "склеены". Целенаправленное рефлектирование невозможно. Роль культуры состоит в придании рефлексивным процессам целенаправленного, оформленного, организованного характера.

При искусственной рефлексии все ее акценты подконтрольны. Такая рефлексия протекает в строгом соответствии с системой норм осуществления рефлексивного процесса. Культурные нормы рефлексии создаются на основанииценностных и интеллектуальных критериев, они не должны вести к разрушению психики человека, обязаны быть "экологичными" относительно человека. В  то же время они призваны оискусствлять психологические процессы. Совместить эти требования очень непросто. 

В профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня. Первый уровень: уровень решения управленческих задач. В него входят подуровни:

      Успешная реализация конкретного управленческого решения;

      Успешная реализация типового управленческого решения;

      Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий;

      Успешная реализация типового управленческого решения с его  тактической коррекцией.

      Второй уровень: уровень решения управленческих проблем. В него входят подуровни:

      Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими;

      Самостоятельная постановка и снятие проблем;

      Полная рефлексивная самоорганизация.

Способность к рефлексии как специальному типу анализа своей деятельности лежит в основании профессионализма управленца. Эта способность, как отмечалось, универсальна относительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур.

Деятельность и рефлексия находятся друг с другом в неразрывном  единстве: изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменению в рефлексии, изменения в рефлексии ведут к изменениям в деятельности. Чем культурнее рефлексия, тем эти изменения происходят быстрее, тем они более существенны, тем выше их значимость для социокультурной  среды. Вне развития рефлексивно-аналитических способностей управленца ставится под сомнение и рост профессионализма этого управленца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.         ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

 

 

Для достижения цели я провела исследование, проанализировала результаты и выявила психологию данных менеджеров в управленческой деятельности.

Мною была использована методика «Якоря карьеры»
методика диагностики ценностных ориентаций в карьере
(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) . В данной методике позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

В данном исследовании генеральной совокупностью являются все люди, чья деятельность так или иначе связана с управленческой деятельностью, вне зависимости от возраста и пола. 

Выборочная совокупность равна  15 человек, менеджеры. Стаж работы у всех от 5 до 7 лет.

Проведя тестирование я получила следующие данные: Профессиональная компетентность – 8,1%,Быть профессионалом, мастером в своем деле. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в управленческой области.

Менеджмент – 10,1%,Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п. Для этих людей первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации.

Автономия – 8,3%, Главное в работе – это свобода и независимость.

Стабильность работы – 11,4% , Стабильная, надежная работа на длительное время.

Стабильность места жительства – 7,3%,Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).

Служение – 9,1,4%, Воплощать в работе свои идеалы и ценности. Данная ценностная ориентация характерна для людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности.

Вызов – 8,9%, Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.

Интеграция стилей жизни – 9,1%, Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.

Предпринимательство – 8,8%, Создавать новые организации, товары, услуги.

Исходя, по данным можно сделать вывод, что где они будут жить это менее важно, главное стабильная работа, управление людьми процессами и т.д, Воплощать в работу свои проекты и ценности, добится невозможного в данной карьере, но при этом у них не сильно развит профессионализм на данное время стажа работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                            В курсовой работе посвященной изучению психологической профессиональной деятельности мы рассмотрели теоретические подходы к исследованию психологической готовности определяя для себя что усешное формирование профессионализма личности и деятельности менеджеров специалистов базируется на их готовности к  труду. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

                            Под психологической готовностью традиционно понимают психический феномен,

посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в

полимотивированном пространстве.

                            Для моей работы выделяю мотивационно целевой аспект психологической готовности, предполагая что именно в мотивационной сфере отражается и проявляется наиболее значимые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности.

                            Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении менеджеров указывается на влияние мотивационных установок менеджеров на степень психологической

готовности к профессиональной деятельности.

                            Мною была проделан анализ изучения особенностей мотивационной сферы менеджеров в разной сферы деятельности.

                            В ходе данного исследования были так же изучены основные терминальные ценности менеджеров. Данные исследования выявили направленности в управленческой деятельности.

                            Таким образом, результаты моего исследования показали качества профессионализма менеджеров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ссылки:

[1] http://imp.rudn.ru/psychology/labour_psychology/progr.html

[2] http://de.ifmo.ru/--books/0062/index.htm

Литература:

1.      Психология труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

(Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова)

«Якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Тест позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

Инструкция. Пожалуйста, ответьте на вопросы теста.

Тестовый материал

Насколько важным для Вас является каждое из следующих утверждений?

Варианты ответов: 1 – абсолютно не важно, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – исключительно важно

  1. Строить свою карьеру в пределах конкретной научной или технической сферы.
  2. Осуществлять наблюдение и контроль над людьми, влиять на них на всех уровнях.
  3. Иметь возможность делать все по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации.
  4. Иметь постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью.
  5. Употреблять свое умение общаться на пользу людям, помогать другим.
  6. Работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми.
  7. Вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры взаимно уравновешивали друг друга.
  8. Создать и построить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей.
  9. Продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью.
  10. Быть первым руководителем в организации.
  11. Иметь работу, не связанную с режимом или другими организационными ограничениями.
  12. Работать в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени.
  13. Употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше.
  14. Соревноваться с другими и побеждать.
  15. Строить карьеру, которая позволит мне не изменять своему образу жизни.
  16. Создать новое коммерческое предприятие.
  17. Посвятить всю жизнь избранной профессии.
  18. Занять высокую руководящую должность.
  19. Иметь работу, которая представляет максимум свободы и автономии в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.
  20. Оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением.
  21. Иметь возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели.

Насколько Вы согласны с каждым из следующих утверждений?
Варианты ответов: 1 – совершенно не согласен, 2,3,4,5,6,7,8,9, 1 0 – полностью согласен

  1. Единственная действительная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли .
  2. Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание моей семье и моей карьере.
  3. Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дадут мне возможность начать и построить свое собственное дело.
  4. Я соглашусь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции.
  5. Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и интегрировать их деятельность.
  6. В моей профессиональной деятельности я более всего заботился о своей свободе и автономии.
  7. Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой деятельности.
  8. Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим.
  9. Соревнование и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры.
  10. Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет вести жизнь, которая мне нравится.
  11. Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры.
  12. Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией.
  13. Я буду считать, что достиг успеха в карьере только тогда, когда стану руководителем высокого уровня в солидной организации.
  14. Я не хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса.
  15. Я бы предпочел работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт.
  16. Я бы хотел посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели.
  17. Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования.
  18. Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успеха в карьере.
  19. Я всегда хотел основать и построить свой собственный бизнес.
  20. Я предпочитаю работу, которая не связана с командировками.

Информация о работе Психологическое становление профессионализма в управленческой деятельности