Психология безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:54, контрольная работа

Описание

Регулятивные процессы направлены непосредственно на построение и регуляцию деятельности. Любая деятельность невозможна без процессов целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, коррекции. Они все являются комплексными и синтетическими по своему строению, включая в свой состав основные когнитивные процессы, эмоциональные, волевые, мотивационные.

Работа состоит из  1 файл

психология безопасности труда.doc

— 52.50 Кб (Скачать документ)

Психология безопасности труда

Вопрос 13

Регулятивные процессы направлены непосредственно на построение и  регуляцию деятельности. Любая деятельность невозможна без процессов целеобразования, планирования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля, коррекции. Они все являются комплексными и синтетическими по своему строению, включая в свой состав основные когнитивные процессы, эмоциональные, волевые, мотивационные. Регулятивные процессы – это те синтетические образования, в которых достигается целостность работы основных психических процессов, поэтому их обозначают понятием «интегральные процессы» психической регуляции деятельности. Наряду с когнитивными процессами они образуют второй основной класс психических процессов – регулятивных, или интегральных.

Выделяют следующие регулятивные процессы: целеобразование, планирование, прогнозирование, антиципация, принятие решения, самоконтроль, самопрограммирование, коррекция.

Любая деятельность направлена на достижение определенной цели, однако это возможно лишь в том случае, если сама цель будет сформулирована человеком, т.е. будет реализован специальный и очень сложный процесс целеобразования. Кроме того, любая деятельность немыслима без плана, что требует реализации другого, также очень сложного, специального процесса – планирования.

Построение деятельности предполагает необходимость прогноза изменений среды и, следовательно, требует реализации процесса прогнозирования. Процесс прогнозирования во многом сходен с процессом антиципации  – предвосхищения будущих событий. По ходу деятельности постоянно возникают проблемные ситуации, задачи, условия неопределенности, которые требуют от человека решения – выбора. Тем самым появляется необходимость в еще одном деятельностном процессе – процессе принятия решения. Помимо этого, постоянно возникает необходимость в контроле промежуточных и конечных результатов деятельности, а также самого ее хода, что предполагает необходимость подключения другого деятельностного процесса – самоконтроля. Построение деятельности требует также процессов самопрограммирования своих действий и процессов внесения корректив в ход деятельности – процессов коррекции.

Процессы целеобразования, антиципации, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции  формируются под влиянием специфически деятельностных задач и направлены на организацию деятельности. Одновременно они являются продуктом синтеза всех когнитивных процессов, а также эмоциональных, волевых и мотивационных, считающихся процессами «первого порядка» сложности. Поэтому регулятивные процессы рассматривают в качестве процессов «второго порядка».

Особую значимость для  организации любой деятельности имеет процесс принятия решения. Если все иные процессы оказывают более или менее сильное влияние на деятельность, то именно процессы принятия решения – по самому смыслу данного понятия – оказывают на нее решающее, определяющее влияние. Процесс принятия решения в профессиональной деятельности определяется как любой выбор одного из альтернативных способов выхода из ситуаций неопределенности и его реализации в исполнительских действиях субъекта.

Процесс принятия решения  характеризуется как сложный, состоящий  из нескольких этапов. Первым его этапом является определение проблемной ситуации, предполагающее диагностику (т.е. выявление  ситуации как таковой, определение ее зоны); установление взаимосвязей с другими сторонами деятельности; характеристику особенностей ее содержания, выявление ее ключевых противоречий и постановку целей предполагаемого решения в ней.

Любое решение предполагает необходимость обратной связи с его результатами. Лишь в этом случае деятельность может быть эффективной и результативной, появляется возможность извлечения и накопления опыта профессиональных решений. Лишь при условии контроля за решениями и получения информации об их результатах возможны коррекция принятых и (или) принятие новых решений, если прежние оказались неверными. Оценка и коррекция осуществляются путем сличения полученных результатов с теми, которые были сформулированы в качестве ожидаемых на первом этапе – этапе оценки исходной проблемной ситуации

Любое, даже самое хорошее, обоснованное, своевременное и обладающее всеми мыслимыми достоинствами  решение будет бесполезным без  свойства реализуемости. На практике ключевая роль свойства реализуемости сводится к тому, что профессиональные решения практически всегда выступают как продукт компромисса между абстрактно лучшим и реально выполнимым вариантами. Хорошее решение дает не только общее принципиальное разрешение проблемной ситуации, но и включает конкретные способы его реализации и их последовательность. Это является одновременно и важной предпосылкой для эффективной реализации последующего контроля за результатами решения.

Характерной особенностью процессов принятия решения в  профессиональной деятельности является огромное разнообразие, многочисленность их конкретных видов, типов, форм и т.д. Эту особенность обозначают термином «полиморфизм процессов принятия решения».

Значимую и специфическую  роль в структуре деятельности играет процесс самоконтроля. Благодаря этому регулятивному процессу деятельность обретает свойства саморегулируемости, адаптивности по отношению к изменениям внешних и внутренних условий ее выполнения. Ведущая роль в деятельности в целом принадлежит зрительному и слуховому видам самоконтроля. В соответствии со структурным принципом виды самоконтроля различаются в зависимости от того, на каком уровне он реализуется. В этом плане можно говорить о биологическом уровне самоконтроля, физиологической саморегуляции основных систем жизнедеятельности, психофизиологической регуляции состояний, психологическом самоконтроле деятельности, социальном контроле и самоконтроле поведения.

В соответствии с принципом  произвольности различают произвольный и непроизвольный виды самоконтроля. Непроизвольный самоконтроль реализуется автоматически, без его осознания, и включен в выполнение практически всех действий. Произвольный самоконтроль, напротив, характеризуется постановкой осознаваемой цели – проконтролировать, проверить себя, поэтому он выступает в качестве вполне самостоятельных действий и их систем.

Коррекция как процесс организации деятельности наиболее специфична среди регулятивных процессов. Она завершает, замыкает собой общий цикл построения и реализации деятельности, а также каждого отдельного ее этапа. Сам результат деятельности как таковой еще не говорит о том, достигнута цель деятельности или нет. После получения результата имеют место дополнительные и сложные процессы. Так, результат должен быть вначале воспринят и получена информация о нем в процессе обратной связи. Эта информация должна быть сопоставлена с идеальной целью (процесс сличения «цель – результат»). Наконец, должно быть определено, насколько реальный результат соответствует цели. Как правило, полного соответствия между ними не бывает. В силу этого обязательным компонентом в организации деятельности является определение степени рассогласования идеальной цели и реального результата, после чего происходит коррекция – доведение реального результата до идеальной цели или до приемлемого приближения к ней. Коррекция развертывается с разной мерой выраженности в зависимости от величины обнаруживаемых рассогласований цели и результата.

На основе процессов коррекции  и через них происходит самообучение субъекта, расширение и обогащение его профессионального опыта, повышение  общего уровня компетентности. С психологической  точки зрения механизмом самообучения выступает вся система явлений, связанных с процессом коррекции: восприятие результата, обратная связь с ним; интерпретация обратносвязевой информации; ее сличение с идеальной целью; обнаружение рассогласований, определение и реализация коррекционных действий; их оценка, а также фиксация в памяти эффективных способов коррекции, а впоследствии – и профилактика ошибок.

Таким образом, отсутствие в деятельности человека регуляторных процессов полностью  обесценивает его как работника, и более того ставит под угрозу безопасности его жизнедеятельности. Не имея возможности правильно ставить задачу, принимать решения,  корректировать свои действия при изменении условий внешней среды человек лишается способности полноценно жить и трудиться.

 

Вопрос 36

Паника — это социально-психологический  феномен проявления группового аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который, однако, выступает предпосылкой, почвой для страха группового, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей — стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей рационально оценивать данную ситуацию и препятствует мобилизации волевых ресурсов для организации совместного противодействия возникшей опасности.

Паника может возникнуть при различных обстоятельствах: при авариях, пожарах, стихийных бедствиях, террористических актах, в боевой обстановке и т.д. Ее возникновению способствует целый ряд условий социального, социально-психологического, психологического и физиологического характера. В неорганизованных, слабо сплоченных группах паника может провоцироваться даже минимальной опасностью. Однако в определенных условиях в паническую толпу может превратиться и организованный коллектив, например воинское подразделение. История многочисленных войн свидетельствует, что паника, возникшая в рядах той или иной армии, является тем переломным психологическим моментом, с которого часто начинается поражение.

По своим масштабам паника не имеет границ. Она способна охватывать людей, собранных как на ограниченном пространстве, так и рассеянных на обширной территории. Трагический опыт свидетельствует, что при панике, возникшей в ограниченном пространстве, например в театре, ресторане, на стадионе, люди гибнут не столько от причин, породивших панические действия (например, пожар), сколько от возникающей в таких случаях давки.

Опасность панического поведения  выражается в том, что на почве  страха и паники у людей возникает  беспокойство, трепет, слабость, бессилие, неподвижность. Это состояние сопровождается нарушениями нервной системы или же истерической реакцией и неспособностью к действиям. Отсутствие ясности в оценке ситуации влечет за собой состояние безвыходности и отказ от сопротивления. Человек, охваченный паникой, может быстро вовлечь в подобное состояние и окружающих.

Подобное поведение лишено какого-либо здравого смысла. Это инстинкт, характеризующийся  криком: "Спасайся, кто может!" Люди, охваченные паникой, полностью  теряют индивидуальные достоинства  и становятся частью толпы, неспособной  контролировать свои действия. 
Толпа, действующая вслепую, может увеличить опасность. Недооценка реальной опасности приводит к необдуманным действиям, таким, как прыжки из окон верхних этажей. В подобные моменты это казалось менее мучительным, чем ждать помощь или искать другой способ спасения. 
Противодействовать панике чрезвычайно трудно, справиться с этим может человек сильной воли, придерживающийся твердой линии поведения, умеющий разговаривать с толпой и внушать уважение.

Средства борьбы с паникой:

  • убеждение (если есть время)
  • категорический приказ
  • объяснение ложной опасности
  • использование силы
  • устранение (изоляция) наиболее злобных паникеров.

Остановить толпу, которая впадает  в панику, значительно легче при  своевременной изоляции паникеров, а так же уменьшая группу насколько это возможно. Перегораживать дорогу толпе, которая движется, гораздо труднее, так как сзади давят на идущих впереди людей.

 

Ситуация 4

    1. Потерпевшее лицо – рабочий. Род занятий – шахтер, работа в шахте.
    2. Действие потерпевшего, которое непосредственно привело к несчастному случаю – падение рабочего на работавший транспортер.
    3. Факторы, предшествовавшему этому действию – кислородное голодание, нарушение правил работы в шахте, нарушение правил использования приборов контроля.
    4. Почему создалась опасная ситуация  - неправильное использование прибора, измеряющего содержание метана в воздухе (обтягивание его ватной курткой), работа в шахте при превышении содержания метана в воздухе рабочей зоны, работа пострадавшего без напарника в недоступном обозрению других членов бригады месте, работа пострадавшего в плохом физическом состоянии (предобморочном).
    5. Доля «человеческого фактора»  - более 60%,  т.к. к сложившейся ситуации привело нарушение правил техники безопасности сразу несколькими людьми – бригадира, разрешившему работать при повышенной концентрации метана в воздухе, рабочими из бригады пострадавшего, и самого пострадавшего. Дополнительный фактор -  неблагоприятные условия окружающей среды – повышенное содержание метана в воздухе рабочей зоны.
    6. Само падение пострадавшего на работающий транспортер было случайным, однако кислородное голодание, приведшее к падению, закономерно в ситуации работы при повышенной концентрации метана в воздухе рабочей зоны.
    7. В подобную ситуацию мог попасть не всякий человек, а человек с определенными личностными качествами: пониженное внимание при работе, пониженный уровень самоконтроля и ответственности, повышенная утомляемость.
    8. Для избежания повторения подобных ситуаций руководство обязано предпринять следующие меры: усилить контроль за соблюдением техники безопасности, обязать инженера следить за показаниями приборов учета концентрации метана в воздухе рабочей зоны и правильностью использования этих приборов, обязать бригадира следить за состоянием рабочих в течении смены и соблюдением правил техники безопасности.



Информация о работе Психология безопасности труда