Психология девиантного поведения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 17:51, реферат

Описание

Поведенческая патология (Ганнушкин) - склонность к дезадаптации, тотальный и стабильный.
Поведенческая/психическая патология может быть обусловлено психопатическими проявлениями (симптомами и синдромами) а может базироваться на патологическом характере, сформированный в процессе социализации.

Работа состоит из  1 файл

Психология девиантного поведения как наука.docx

— 12.90 Кб (Скачать документ)

Психология девиантного  поведения как наука

 

Психология девиантного  поведения (ПДП) - междисциплинарная  область научного знания, изучающие  механизмы возникновения, формирования, динамики и исходов, отклоняющихся  от разнообразных норм поведения, а  также способы и методы их коррекции  и терапии.

 

ДП может быть как на базе психопатологии, так и без  признаков психопатологии.

 

Предмет ПДП - отклоняющееся  от разнообразных норм реакции, психические  состояния и развитие личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушений самоактуализации и принятия себя.

 

Поведенческая патология (Ганнушкин) - склонность к дезадаптации, тотальный  и стабильный.

 

Поведенческая/психическая  патология может быть обусловлено  психопатическими проявлениями (симптомами и синдромами) а может базироваться на патологическом характере, сформированный в процессе социализации.

 

Норма - такое идеальное  образование, условное обозначение  объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но несуществующей в ней. То, что не соответствует  норме обозначается «отклонением».

 

Подходы к оценке поведенческой  нормы

 

1.     Социальный - базируется на представлении  об общественной безопасности/опасности  поведения человека. Упор на соц.  одобрение, стандарты, безконфликтность, комфортность, подчинение личностных  интересов общественным. Ориентация  на внешние формы адаптации.

 

2.     Психологический  - рассматривает ДТ в связи  с внутренними межличностными  конфликтами, деструкцией и саморазрушением  личности, блокировка личностного  роста, дезадаптации личности.

 

3.     Психиатрический  - рассматривается девиантные формы  поведения как доболезненное/преморвидное  формирование психическийх расстройств  и заболеваний, не достигших, однако, патологической выраженности, т.е. не в полной мере способствуют общепринятым критериям для диагностики симптомов/синдромов, обозначается: «расстройство».

 

4.     Этнокультурный - ДП рассматривается сквозь призму  традиций сообществом людей, причем, девиантная форма может не  согласовываться с традиционными  нормами микросоциума человека (неспособен  адаптироваться к новым условиям).

 

5.     Возрастной  аспект - с позиции возрастных  норм.

 

6.     Гендерный  подход - девиантным считается гиперролевое  поведение, инвентирование шаблонов  гендерного стиля, изменение сексуального  предпочтения и ориентаций.

 

7.     Педагогический  подход - объем знаний ребенка  несоответсвующий стандарту педагогического  возраста.

 

8.     Профессиональный  подход - диктует членам строго  определенные формы реагирования  и поведения в тех/иных ситуациях.  Несоответствие требованиям считается  девиацией. 

 

9.     Феноменологический  подход - принцип понимающей психологии.

 

Соц. норматив - систем требований, которое общество предъявляет к  психологическому и личностному  развитию каждого из его членов. Эти требования реальны, присутствуют в образовательных программах, характеристиках, общественных решениях. Они историчны, носят гео- социо- этнический характер. Меняются вместе с развитием общества.

 

Условно-нормативное поведение - некий «коридор», границы которого определяются действующими конкретными  местом и временем соуиально-психологических  нормативов.

 

Отклонение развития - любое  отклонение отдельной функции или  системы психических функций  от «программы» развития, вне зависимости  от знака «+» или «-» выход  социально-психологического норматива.

 

ДП - система поступков  или отдельные поступки, противоречащим принятым в обществе нормам. Проявляются  в виде несоблюдения правил, психических  процессов неадаптивности, нарушения  процесса самоактуализации или в  виде отклонения от нравственного/эстетического  контроля над собственным поведением.

 

Характеристика норм и  гармоничного поведения сбалансированных психических процессов на уровне свойств темперамента, адаптивность и самоактуализацию на уровне характерологических  особенностей и духовность, ответственность  и совестность на личностном уровне.


Информация о работе Психология девиантного поведения как наука