Психология глобальных проблем современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:51, доклад

Описание

Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус»,то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие глобальных проблем 4
Глава 2. Экономическая психология: ее сущность и значение 5
Глава 3. Психология и культура ноосферного мышления. 7
Заключение 8
Список литературы 9

Работа состоит из  1 файл

доклад.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

по дисциплине: «Психология и педагогика»

На тему: «Психология глобальных проблем современности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка V курса

                заочного  факультета

                специальности: 
                 
                 
                 
                 

Москва 2011

 

План

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Понятие глобальных проблем                                                              4

Глава 2. Экономическая  психология: ее сущность и значение                            5

Глава 3. Психология и  культура ноосферного мышления.                                  7

Заключение                                                                                                                8

Список литературы                                                                                                     9

 

    Введение 

     Ныне на рубеже двух столетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус»,то есть Земля. Для общепланетарных проблем современности эпохи, затрагивающих человечество в целом.

    Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно – технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу:

    Во многих же городах и в сельских районах нынешнее состояние окружающей среды можно назвать экологическим бедствием. И количество этих городов и сельских районов все увеличивается. Мы практически находимся в пороге близкой глобальной катастрофы. И если человечество не будет во всей деятельности отдавать приоритет по вопросам экологии, умножать усилия по сохранению и восстановлению природной среды.

    В упоении от борьбы с природой и инакомыслящими мы проглядели две величенные системы.

    1)Та, что человечество существует и развивается за счет природы. Глупо рубить сук, на котором сидишь.

     2)В том, что вовсе не противоборство, а взаимопомощь – основа всего сущего на Земле.

     Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было еще простить. Когда же они пытаются утопить корабль, на котором все вместе плыву по океану небытия, - прощения им нет. И не поможет им ни кто. Лишь общими усилиями, возможно, прейти к благополучию. 

 

          Глава 1. Понятие глобальных проблем  

    Глобальные  проблемы современности — это  совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира1. 

Список глобальных проблем 

  • Нерешенность  проблемы отмены старения у людей  и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении;
  • проблема «Север-Юг» — преодоление разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности;
  • предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;
  • предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;
  • обеспечение человечества ресурсами;
  • глобальное потепление;
  • озоновые дыры;
  • проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.
  • демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых)
  • терроризм
 

    Глобальные  проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости  разнонаправленных тенденций в  ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи, в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи2. 

Попытки решения 

  • Демографический переход — естественный конец  демографического взрыва 1960-х
  • Ядерное разоружение
  • Энергосбережение
  • Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами
  • Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.
  • Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.
  • Римский клуб (1968)
 
 

 

Глава 2. Экономическая психология: ее сущность и значение.

Экономи́ческая  психоло́гия — прикладная наука об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Предметом изучения экономической психологии являются психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений3.

Сущность Закономерности психического отражения хозяйственных отношений
Объект Индивидуумы и группы, действующие в экономической среде
Предмет Закономерности и особенности проявления личностных и групповых свойств, качеств в экономической среде
   

История возникновения и  развития экономической психологии

Этап Представители Сущность
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
18-19 века
А.Смит Ввел понятие «потребительская цена»
К. Менгер и его последователи ·  Пытались усовершенствовать экономическую теорию

·  Ввели понятия предельной полезности и цены возможности

·  Человек руководствуется субъективными представлениями о затратах и выгодах

·  Родоначальники представления об экономическом человеке

У.С. Джевонс ·  Разработал экономическую теорию полезности

·  Экономика как исчисление удовольствия и боли  

ДЖ. Нейман и О.Моргенштерн Усовершенствовали и развили теорию ожидаемой полезности
Е. Бем - Баверк ·  Разрабатывал теорию процентного дохода с капитала

·  Использовал различия в степени субъективной неопределенности относительно будущего, как у владельцев капитала, так и у берущего его взаймы.

1881г Г.Тард ·     Считал что, экономическая психология занимается психологическими основами психологии

·     Подчеркивал, что человек является существом общественным и что взаимодействие между людьми следует рассматривать как подходящую базу для теории экономического поведения

·     Формировал свои взгляды на «подходящие основы экономической теории»

·     Считал отдых и искусство потребление не менее важным, чем труд.

1940-х гг. Дж. Катона ·    Его вклад главным образом базируется на регулярных опросных исследованиях потребителей

·    Использовал термины «экономическая психология» и «психологическая экономика» как взаимозаменяемые

Модель  экономического человека

Модель предполагает, что человека по поводу извлечения экономических благ ведет себя полностью рационально.

 

Глава 3. Психология и культура ноосферного мышления.

    НООСФЕРНОЕ  МЫШЛЕНИЕ — глобальное мышление в  его связи и взаимодействии с  мыслительной оболочкой земли. Формирование ноосферного мышления связано с воспитанием глубокой ответственности за свой "вклад" (своими действиями, помыслами, чувствами) в дальнейшую эволюцию биосферы в целом и самого себя4.

    Ноосфера, т.е. сфера разума – понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.

    Создание  передовой системы образования- это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России.

    Целью ноосферной культуры является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным отличием ноосферной культуры является раскрытие внутренних ресурсов личности человека, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Основной характеристикой ноосферного воспитания является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я».

    Человек с ноосферным мышлением станет правильно  понимать своё место в природе. Природная  составляющая нравственности этого  человека будет относится к его  взаимоотношениям с природой: нравственно  всё то, что способствует выполнению человеком функции, безнравственно всё, что этому противоречит. Ноосферное мышление означает сознательный выбор в пользу экожизни, позиции «Я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «Я – царь природы»).

    Необходимым и достаточным принципом образования  периода перехода к ноосфере является его природообразность или биоадекватность (по материалам Масловой Н.В. Общая характеристика концепции ноосферного образования.).

 

Заключение

Информация о работе Психология глобальных проблем современности