Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 13:15, контрольная работа
В последнее время в психологической науке все чаще стало уделяться внимание психологическим особенностям осужденных. Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации — восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности уголовного наказания, динамику личности осужденного, социально-психологические явления в общностях осужденных, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малых групп в условиях социальной изоляции, психологические особенности личности и группы осужденных.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Психология групп осужденных……………………………………………5
1.1 Социально-психологическая структура коллектива осужденных…….5
1. 2. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности…………………………………………………………………10
2. Роль знания данного учебного вопроса в практической деятельности специалиста социальной работы…………………………………………….14
Список используемой литературы………………………………………….20
Прогрессивная пенитенциарная практика, международные стандарты исполнения уголовных наказаний доказывают, что социальная работа с осужденными есть объективная необходимость, поскольку она создает условия для реализации прав категории граждан, находящихся в местах лишения свободы. Будучи включенной в государственную систему социального обеспечения в качестве ее составной части, социальная работа с осужденными придает ей целостность, завершенность, а также гуманность. Она имеет важнейшую социальную значимость. Ее глубинный смысл заключается, с одной стороны, в восстановлении социальной справедливости, наказании преступника за содеянное, предотвращении дальнейшего негативного развития и поведения, научении некриминальным способам разрешения трудных жизненных ситуаций, с другой – в стремлении минимизировать негативные последствия лишения свободы как для осужденного, так и для его микроокружения, особенно семьи, а также общества в целом. Пенитенциарная социальная работа должна создать предпосылки и условия для нормального полноценного социального функционирования лиц, освободившихся из исправительных учреждений.
Социальная поддержка лиц, содержащихся в исправительных учреждениях – специальная система мер, направленная на подкрепление, сохранение, либо восстановление условий жизнедеятельности наиболее «слабых» осужденных и их групп риска, испытывающих вследствие этой слабости особые, отличные от других объективного или субъективного свойства нужды, затрудняющие нормальное содержание в исправительных учреждениях, подготовку к жизни на свободе и постпенитенциарную реабилитацию.
Социальная защита осужденных – система общих мероприятий, осуществляемых администрацией исправительных учреждений, иными субъектами пенитенциарной социальной работы, представителями государственных органов, неправительственных организаций по обеспечению предусмотренных законом прав, свобод и интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Они включают в себя социальное обеспечение (социальное обслуживание, получение на общих основаниях пенсий, социальных пособий, льгот и других выплат), социальное страхование (медицинское, личное, имущественное и т.д.), поддержку. Эти меры должны быть законными и минимально достаточны для удовлетворения базовых потребностей осужденного, поддержания его жизнеобеспечения и деятельности.
Ресоциализация осужденных – комплексная система и результат социальной помощи, поддержки, защиты и педагогически целесообразного воздействия на конкретную личность в целях ее подготовки к жизни на свободе и формирования готовности удовлетворять свои потребности, интересы, права некриминальным способом (задача – минимум) и полноценно функционировать в обществе (задача – максимум). Основу процесса ресоциализации составляют восстановление, сохранение, формирование социально и личностно полезных связей и отношений осужденного, оздоровление его микросреды, включение в различные виды позитивной деятельности, в том числе разрешение собственных проблем и самосовершенствование на всех этапах лишения свободы. Будучи одной из задач (подцелей) уголовного наказания, ресоциализация тесно связана с такими понятиями, как подготовка осужденных к жизни на свободе, их исправление и социальная реабилитация. [12]
Социальная реабилитация осужденных – процесс восстановления социальных функций, ролей, статуса лиц, лишенных свободы, утраченных ими в связи с совершением преступления, осуждением и отбыванием наказания в специфических условиях изоляции и законного ограничения в некоторых правах и свободах. Эта многоплановая работа начинается в исправительном учреждении и продолжается в постпенитенциарный период до тех пор, пока не будет восстановлена способность индивида к полноценному социальному функционированию. Ее эффективность достигается всем комплексом реабилитационных мер: медицинских, психологических, педагогических, профессиональных, собственно социальных.
Пенитенциарная трудная жизненная ситуация – разновидность социальной ситуации, характеризующаяся совокупностью сложных социальных проблем личности, являющихся детерминантами криминального поведения, а также дополнительных трудноразрешимых обстоятельств, обусловленных отбыванием наказания в местах лишения свободы. Социальная работа с осужденными профессионально направлена на преодоление этих проблем и позитивное личностное развитие.
Пенитенциарная социальная работа самим названием определяет теснейшие взаимосвязи как с общегосударственной системой социальной работы с населением, так и с пенитенциарными отраслями науки и практики, в том числе пенитенциарной педагогикой и психологией. Это обуславливает необходимость использования таких междисциплинарных понятий, как личность осужденного, криминогенные детерминанты, преступное поведение, среда и субкультура осужденных, средства их исправления и другие.
Основной категорией является социальная работа с осужденными (пенитенциарная социальная работа). Это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осужденных в целях их исправления и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения. Социальная работа с осужденными является составной частью и элементом многоуровневой системы государственного и негосударственного содействия гражданину в пенитенциарной трудной жизненной ситуации.
Социальная работа с осужденными направлена на достижение общих целей деятельности:
- увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы социально одобряемым способом;
- создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
- адаптации или реадаптации в обществе;
- создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих;
- достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента «отпадает».
Следовательно, цель пенитенциарной социальной работы состоит в превенции ухудшения ситуации, сложившейся у конкретного осужденного и их групп, разрешении социальных проблем, актуализации личностного потенциала по преодолению имеющихся и перспективных трудностей или, по крайней мере, в фасилитации (облегчении) субъективного переживания человека, изменении отношения к неразрешенным проблемам и ситуациям в период лишения свободы. Главное при этом – содействие реализации основной стратегической цели исполнения уголовного наказания – исправлению осужденного. В каждой конкретной ситуации на личностном уровне с учетом специфики проблем и индивидуальных характеристик осужденного общие цели социальной работы персонифицируются. [15]
Поскольку социальная работа с осужденными строится на совместной заинтересованности специалиста и осужденного в конечных результатах взаимодействия, зависит от степени профессионализма, компетентности первого и активности второго, целостности и комплексности в использовании различных методов, средств и форм помощи, поддержки, защиты, и при необходимости - коррекционного воздействия на осужденного, сочетании различных способов работы с личностью осужденного и оздоровления микросреды, то эти взаимосвязи тоже могут быть отнесены к закономерностям пенитенциарной социальной работы.
Принципы социальной работы с осужденными:
- гуманности – в основе социальной работы в исправительных учреждениях должно быть внимательное заботливое отношение, приоритет уважения личностного достоинства, защиты прав и интересов человека независимо от его доминирующих негативных индивидуальных характеристик, совершенного преступления, поведения;
- доступности и универсальности - все осужденные независимо от политико-идеологических, религиозных, национальных, расовых, половозрастных, социально-статусных и иных особенностей должны иметь равные права и реальные возможности получения законной социальной помощи, поддержки, защиты;
- адресности – оказание индивидуальной социальной помощи всем нуждающимся осужденным, особенно наиболее уязвимым категориям (инвалиды, престарелые, пенсионеры, больные, не имевшие определенного места жительства, рода занятий и др.), их социальное сопровождение в период исполнения наказания, а также содействие постпенитенциарной ресоциализации и реабилитации;
- добровольности – социальная помощь не может оказываться вопреки воле осужденного, за исключением случаев, связанных с угрозой жизни и безопасности самих осужденных и иными обстоятельствами;
- конфиденциальности – неразглашение информации о личности и социальных проблемах осужденных, которая может нанести им различный вред, ущемить их права и достоинство, ухудшить ситуацию;
- воспитательно-профилактической направленности – посредством социальной работы создание условий для исправления осужденных, предупреждения возникновения новых сложных ситуаций, устранение причин, их порождающих;
- стимулирования осужденного – работа должна быть направлена на поиск и поддержку позитивного ресурса осужденного по самостоятельному разрешению своих проблем, а также личное самовоспитание. Участие осужденного в социальной работе необходимо рассматривать в качестве одного из оценочных показателей его исправления, а способность к самостоятельному некриминальному разрешению трудных жизненных ситуаций – как один из критериев готовности к полноценной жизни на свободе;
- толерантности – терпимое профессиональное отношение, оказание помощи всем категориям нуждающихся осужденных, независимо от личных симпатий-антипатий, оценки обстоятельств и характера совершенного преступления, тяжести и его последствий, степени виновности и нравственно-правовой, психолого-педагогической деградации человека. Профессиональная толерантность в пенитенциарной социальной работе требует понимания закономерности разнообразия осужденных, их жизненных ситуаций, а также сочетания терпимого и активно-деятельностного, «полагающего» отношения к этому разнообразию, его учета в профессиональной деятельности специалиста;
- максимизации социальных и личностных ресурсов – для разрешения проблем осужденного, создания условий для его нормального социального самочувствия и позитивного развития личности должны быть использованы все предусмотренные законом основные средства исправления, не запрещенные законом способы и технологии, привлечены все возможные здоровые силы (государственные органы, неправительственные, добровольческие, благотворительные, правозащитные, религиозные и иные организации и учреждения, частные лица).
Пенитенциарная социальная работа не является самоцелью. Этот специфический по содержанию, специально организуемый и управляемый вид комплексной (многоаспектной) деятельности выступает одним из основных средств достижения главной цели исправительных учреждений – исправления и ресоциализации осужденных. Она выполняет ряд функций. К содержательным функциям социальной работы с осужденными относятся: исправительная (социально-педагогическая). В ходе ее реализации сотрудник выявляет личностные достоинства и недостатки, интересы и потребности, реализует систему педагогически обоснованных мер по устранению деформаций, содействуют интеллектуальному, духовному, физическому развитию и самореализации в различных видах образовательной, производственной, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, коммуникативной деятельности, художественном творчестве.
Охранно-защитная
(предупредительно-
Психологическая – в процессе реализации, которой специалист выявляет психологические особенности личности, общности, среды, криминогенные детерминанты, а также помогает, консультирует, корректирует межличностные отношения, морально-психологический климат, отношение к трудным жизненным ситуациям и готовность их преодолевать самостоятельно.
Социально-медицинская – направлена на содействие организации работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни.
Социально-бытовая – предполагает содействие созданию бытовых условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства.
Ресоциализирующая – ее реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоления социальных проблем и трудностей.
Реабилитационная (реадаптационная) – направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки лиц, освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.
Для осуществления эффективной пенитенциарной социальной работы необходимо управление ею. К управленческим функциям относятся:
Диагностическая (информационно-обеспечивающая) – состоит в выявлении причин (факторов – детерминант), приведших к трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления новых пенитенциарно социальных проблем, определении степени их влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды исправительных учреждений.
Прогностическая – на основе изучения и оценки предполагаются различные варианты позитивного или негативного развития трудной жизненной ситуации, а также определяются возможные перспективы осужденного и общностей.
Программирования и планирования – принятие одного из решений, выработка программы ресоциализации и плана действий (совместное с осужденными определение целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности), формирование обстановки доверия осужденных и специалистов социальной службы, разъяснение, обсуждение, согласование, оформление и утверждение документов с обязательным участием самого осужденного, других заинтересованных в его судьбе лиц.