Психология и естественные науки: общее и специфическое

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:38, реферат

Описание

Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

Содержание

Введение

1. Особенности психологии как науки

2.Психология в системе наук

2.1. «Биологическая аналогия»

2.2. Связь психологии с физикой

2.3. Психология и химия

Заключение

Ссылки в тексте

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат введение в профессию.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

     Особенно  выделю связь психологии с физиологией, в частности с физиологией высшей нервной деятельности. Отмечу выдающуюся роль для психологии работ И. П Павлова, В. М. Бехтерева, а также А. А. Ухтомского (1875 – 1942), разрабатывавшего идею доминанты (временно господствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего представление о формировании «функционального органа» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896 – 1966), разрабатывавшего принципы физиологии активности – направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898 – 1974), в центре которых – представление об «опережающем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления – функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли в частности на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.

     Непосредственно с физиологией высшей нервной  деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом – мозгом.

     Среди биологических дисциплин прикладного  плана выделим медицину, прежде невропатологию и психиатрию. Характерно. Что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А. Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент).

     На  стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.

     Особо выделю основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую  мозговые механизмы высших психических  функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).

     Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии развития.

     Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.

     2.2. Связь психологии  с физикой

     Казалось  бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом – связь менее непосредственная – но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и направлениях) то мировоззрение, которое определялось основными открытиями – или господствующими принципами – в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» - представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это – связи вполне явные; есть и более опосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.

     2.3. Психология и химия

     Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические  теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец существует психофармакология – научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменение предмета психологии, и ее связей с другими  науками привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она наука или гуманитарная, что  должно являться ее методологией - биология или философия.

Анализ исторического  пути развития психологии показывает, что ее уникальность и ценность как науки, заключаются именно в ее межпредметном характере, в том, что она строится и как естественная наука (объективная и экспериментальная), и в то же время как гуманитарная наука, так как в ее проблематику входят вопросы нравственного развития, становления мировоззрения, ценностных ориентаций человека. Можно сказать, что экспериментальную основу, подход к материалу и его обработке психология заимствует у естествознания, в то время как подход к интерпретации полученного материала, методологические принципы - у философии.  
 

     Ссылки  в тексте:

     [1] Скиннер Б.Ф. Поведение культур, 1961(Американская академия искусства  и наук);

     [2] Скиннер Б.Ф. и Роджерс К.Р.  Вопросы о контроле поведения  человека, 1956;

     [3] Доллард Д. и др. Фрустрация и агрессия, 1939;

     [4] Миллер Н.Е. Фрустрационно-агрессивные  гипотезы (физиологическое обозрение), 1939;

     [5] Басс А.Х. Психология агрессии, 1961;

     .

     Литература:

  1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод /Авт. вст. ст. П.С. Гуревич. – М.: Республика, 1994.
  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  3. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск: изд-во Новосибирского университета,1997.
  4. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Учебник под редакцией академика РАН М.Ф. Жукова.– Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭЛ», 1997.
  5. Американская социологическая мысль: Тексты/ под редакцией В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ,1994.
  6. Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.
  8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.
  9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  10. Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Психология человека М, 1995

Информация о работе Психология и естественные науки: общее и специфическое