Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:43, реферат
Важнейшим вопросом социальной психологии является проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности. И не для кого не секрет, что в любом объединении людей обязательно существуют разногласия, порой, перерастающие в конфликт. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
Понятие конфликта…………………………………………………………………………........3
Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов………………………..............4
Методы урегулирования конфликтов…………………………………………………………..6
Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере…………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………….......10
Список используемой литературы…………………………………………………………….11
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное образовательное учреждение
Высшее профессиональное образование
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
Технологический колледж
Реферат на тему
«Конфликты»
Выполнил: Рустамова М.А.
Проверил: Жебрун Я.О.
г. Улан-Удэ
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие конфликта………………………………………………………
Типология конфликта. Причины
возникновения конфликтов………………
Методы урегулирования конфликтов……………………………………………………
Урегулирование конфликтов
в личностно-эмоциональной
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Ведение
Важнейшим вопросом социальной
психологии является проблема групп, в
которые объединены люди в процессе своей
жизнедеятельности. И не для кого не секрет,
что в любом объединении людей обязательно
существуют разногласия, порой, перерастающие
в конфликт.
Воспоминания
о конфликтах как правило
Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы
человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной
деятельности организации и плохого управления.
Понятие конфликта
Что же такое конфликт?
Существуют
различные определения
взаимодействии людей.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно
направленных, несовместимых
друг с другом тенденций, отдельно взятого
эпизода в сознании, в межличностных
взаимодействиях или
индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными
переживаниями».
Конфликты
могут быть скрытыми или
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов,
идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получат возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.
Типология конфликта.
Причины возникновения
Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между
различными видами не существует и на практике возникают конфликты, которые
можно классифицировать в зависимости от тех критериев, которые берутся за
основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между родственными
симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между
руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между
сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между
организациями или группами одного или различного статуса.
Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми
сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между
людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых
представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и
смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также
наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по
рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя
рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.
Допустима
классификация также по
Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но
в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы -
руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными:
Конфликты
различают и по их значению
для организации, а также
разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для
конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают
принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и
разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный
уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто
разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие
негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы
или организации.
Рассмотренные
конфликты могут выполнять
так и негативные. Основные функции конфликтов представлены в таблице №1.
Функции конфликтов (таблица 1)
Позитивные |
Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами |
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте |
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом |
Представление о побежденных группах, как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию |
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных |
После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов |
Сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”) |
Методы урегулирования конфликтов.
Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
Специалистами
разработано немало
поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий
поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Рассмотрим прежде всего поведение человека в конфликтной ситуации с точки
зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели
поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в
следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит
от следующих факторов:
К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее приемлемые
стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют
пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс,
сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в
конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы
хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или
активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.
Необходимо выделить наиболее целесообразный для данной ситуации и
данного конкретного человека стиль поведения.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек,
обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень
заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую
очередь удовлетворить собственные интересы.
Его можно использовать, если:
Однако следует
иметь в виду, что это не
тот стиль, который можно
в близких личных отношениях,
так как кроме чувства
не сможет вызвать. Его
также нецелесообразно
не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу
расходится с точкой зрения начальника.
Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные
интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны.
Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы.
Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой
стиль требует умения объяснять свои желания и выслушивать друг друга,
сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль
неэффективным.
Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который