Психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:50, контрольная работа

Описание

Исследователи личности интересуются также и целостной индивидуальностью, стараясь понять, каким образом различные аспекты функционирования индивида связаны между собой. Например, изучение восприятия напрямую не относится к области исследования личности, но к ней относится проблема понимания того, как индивиды различаются по своему восприятию и как эти различия связаны с функционированием индивида в целом. Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое, и значит, мы должны понимать их именно в таком свете. Таким образом, понятие личности является главным понятием в психологии.

Содержание

Введение
1. Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность»
1.1. Внешний мир;
1.2. Человек – индивид – личность;
1.3. Социальный мир;
1.4. Общественные отношения.
2. Личность как субъект межиндивидуальных отношений
2.1. Межиндивидуальные отношения;
2.2. Личность и социальный мир;
Личность и индивидуальность
Черты и особенности;
Деятельность;
4. Условия личностной самореализации.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

К.р..doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

4. Условия личностной  самореализации.

     Самореализация - активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществление (реализация человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.), самоутверждение, самостоятельность и свобода, творчество, самообразование, самовоспитание, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой всякой деятельности.

     А.М. Коротков отмечает, что самореализация – наиболее сложный вид деятельности, в котором формируются такие  личностные новообразования, как способность  к выбору цели, к проектированию метода достижения, к организации деятельности. В самореализации цель «распредмечивается», мотивом ее становится сам процесс и его результаты. Самореализация личности проявляется как самоактуализация, саморегуляция и самопрезентация. Высокий уровень самореализации – способность к полной реализации собственных интеллектуальных возможностей, становление осознанной субъектной позиции – устойчивой системы деятельностно-ценностных отношений, освоенных в учебной деятельности.

     На  основе анализа философской, психологической  и педагогической литературы по проблеме самореализации личности, можно обратиться к ее пониманию как функции личности - универсальной личностной способности к выявлению, раскрытию и опредмечиванию своих сущностных сил.

     Исследуя  структуру функции самореализации личности, можно выделить следующие ее сущностные качественные характеристики: самостоятельность как универсальная способность к планированию, регулированию, целенаправленности своей деятельности, к рефлексии себя и других; свобода как универсальная способность личности к автономному поведению (свободе выбора, действия, решения), саморегуляции, воле и межсубъектному взаимодействию; творчество как универсальная способность к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.

     При личностном подходе восприятие предметной действительности не формально, а осмысленно, что позволяет преобразовать  когнитивный опыт, приобретаемый  при изменении учебных предметов. Личностная ориентация выступает как фактор целостности образования: субъект сам определяет смысл, цели, мотивы и способы собственного образования. При таком подходе деятельность входит в социальную сферу, в жизненное пространство личности. Преподаватель и ученик не отделяются от культурного окружения и представляются в многообразии своих личностных функций, познавательные процессы выходят в сложное пространство личностной, социальной самореализации. То есть, происходит трансформация абстрактного типа обучения, требующего усвоение знаний, которые представлены в знаковой, искусственной по своей сути форме информации, в некоторый новый тип обучения.

     Именно  поэтому, в качестве структурной  единицы педагогического процесса, направленного на развитие функции  самореализации личности мы предлагаем - ситуацию самореализации. Ситуация рассматривается как комплексное многостороннее явление, обуславливающее результат усвоения материала и развития личности. Ситуация самореализации личности (ситуация самостоятельности действий, ситуация свободы выбора и принятия решений, ситуация креативности в деятельности) выступает как своеобразное единство содержательной и процессуальной сторон обучения в условиях ИКТ: с одной стороны выступает как проблема, задача, несущие аспект выявления и раскрытия собственных возможностей и способностей; с другой - предстает как система действий учащихся, выходящих в итоге на реализацию и опредмечивание сущностных сил личности.

     Овладение ситуацией самореализации личности как некоторой психологической  целостностью возможно лишь при включении учащегося в ходе обучения в деятельность, выполняя которую они могли бы осознать ценность собственных возможностей, способностей и потенциала, важность и необходимость их выявления и раскрытия в жизни; ценность межличностных отношений в самореализации за счет включения в ориентированные виды жизнедеятельности; ценность осознания своего места, роли в обществе; важность быть независимым, самостоятельным и свободным в суждениях и действиях; ценность способности реализации в себе скрытых сущностных сил и возможностей в оригинальной, творческой деятельности; осознание ответственности за действия и поступки в жизни.

     Ситуации  такого типа создаются таким образом, что ученик все время ощущает  себя субъектами этих ситуаций. Преподаватель  воспринимается им как партнер. При проектировании такого рода ситуаций нельзя заранее разработать сценарий, но можно продумать ориентиры, схему узловых моментов; нельзя заранее четко определить содержание, но можно приближенно очертить круг проблем, которые будут рассмотрены. Все это требует не только умений и знаний в работе с компьютером, но и проявления личностных особенностей, открытости, интуиции, преодоления стереотипов, внутреннего согласия, взаимопонимания. Модель личностно ориентированной ситуации представляет собой совокупность дидактических регулятивов, обеспечивающих проектирование реальных ситуаций обучения.

     Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что ИКТ обучения, при  определенных условиях, возможно, использовать как эффективное средство для развития функции самореализации личности учащегося. 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Психология, которая является чем – то большим, чем поприщем для

досужих упражнений ученых, психология, которая стоит  того, чтобы человек отдал ей все  силы, не может ограничиться абстрактным  изучением отдельных функций; она должна, проходя через изучение функций, процессов и т. д., в конечном счете, приводить к действительному познанию реальной жизни, живых людей.

     Подлинный смысл пройденного нами пути в  том и заключается, что он был  не чем иным, как последовательно, шаг за шагом прокладываемым путем нашего познавательного проникновения в психическую жизнь личности. Психофизиологические функции включались в многообразные психические процессы. Подвергшиеся сначала аналитическому изучению психические процессы, будучи в действительности сторонами, моментами конкретной деятельности, в которой они реально формируются и проявляются, включались в эту последнюю; в соответствии с этим изучение психических процессов перешло в изучение деятельности – в том конкретном соотношении, которое определяется условиями ее реального осуществления. Изучение же психологии деятельности, всегда реально исходящее от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности – ее мотивов (побуждений), целей, задач. Поэтому изучение психологии деятельности естественно и закономерно переходит в изучение свойств личности ее установок, способностей, черт характера, проявляющихся и формирующихся в деятельности. Таким образом, все многообразие психических явлений  – функций, процессов, психических свойств деятельности – входит в личность и смыкается в ее единстве.   
 
 
 

     Список  литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания.- СПб.,2001.

     2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в  общую психологию. М: «Черо», 1998,.

      3. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва, 1997.

      4. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

     5. Харламов И.Ф. Педагогика.- М., 1997.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Практическое  задание:

     Приведите пример известного всем человека, которого, на Ваш взгляд, нельзя назвать личностью. Ответ обоснуйте.

     Личность – это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и выражающий определенную функцию в нем.

     На  мой взгляд, нельзя назвать личностью всем известного мальчика Маугли.

     С точки зрения философии и социологии, личность формируется исключительно  в общении с другими людьми и является высшей формой развития человека. Среди "детей Маугли" самым высоким является уровень  развития в 6-7 лет. Говорить о сформировавшейся личности тут нельзя.

     Перед нами будет индивид, который еще  не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками  для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся научить  его всему, что они знают, начиная с того, как учат ребенка, т. е. в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительно сложном осуществлении этой задачи.  
 
 
 
 


Информация о работе Психология и педагогика