Психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Работа состоит из  1 файл

!!!Психология и педагогика К.Р..docx

— 27.57 Кб (Скачать документ)

Министерство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра психологии и  педагогики

 

Контрольная работа по дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

 

 

 

 

Санкт-Петербург

                                                         2011

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*Какие основные отрасли существуют в психологии?

Отрасли психологии можно разделить  на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

 

*Почему самосознание – это вершина сознания человека?

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это  осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки. Самосознание высшая форма сознания человека.

 

*Каковы виды и функции речи?Могло бы существовать человечество без речи?

 

К основным видам речевой деятельности относятся:

  • говорение (устное выражение мысли),
  • слушание (восприятие речи на слух и ее понимание),
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли) и
  • чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Именно эти  виды речевой деятельности лежат  в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

          Функции речи

Функция воздействия заключается  в способности человека посредством  речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них. Функция  сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством  слов, фраз. Функция выражения заключается  в том, что, с одной стороны, благодаря  речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность  речи, ее эмоциональность значительно  расширяет возможности общения. 
Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

 

 *Дайте определение механизмов психологической защиты и объясните их роль.

Функциональное назначение и цель механизмов психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

 

 

 

*Дайте определения и приведите  примеры ухода, фантазирования, вытеснения.

Уход: Механизм психологической защиты, когда индивид неосознанно избегает психотравмирующей ситуации. В литературе этот тип защиты иногда называют "страусиным". Уход от психотравмы дает личности кратковременное облегчение, но при этом существенные потребности и желания остаются неудовлетворенными, цели – не реализованными, что и составляет причину дальнейших душевных исканий и переживаний. Примеры таких защит – необдуманные разводы, переезды, ссоры близких друзей и их расставания, уход из значимого для человека коллектива только из-за ссор с одним сотрудником, "уход в болезнь"( используется для того, чтобы замаскировать более глубокий конфликт, исследование которого будет отсрочено, пока этот новый синдром оказался в центре внимания анализа.)  и др.

Фантазирование: С помощью механизма фантазирования больной, приукрашивая себя и свою жизнь, повышает чувство собственной ценности и контроль над окружением. Известен также защитный механизм ухода в болезнь, при формировании которого человек отказывается от ответственности и самостоятельного решения проблем, оправдывает болезнью свою несостоятельность, ищет опеки и признания, играя роль больного.

Вытеснение: Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку.

Действием этого механизма можно  объяснить многие случаи забывания  человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при  более близком рассмотрении, для  него неприятны. Часто подавляются  воспоминания о неприятных происшествиях. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни  человека.

 

* Социальный статус. Систематизация социальных ролей.

Социальный статус отражается как  во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания-то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение-то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих.

 

* Назовите и опишите четыре зоны межличностного общения.

Зона интимного общения, зона  личного общения, зона формального  общения и зона публичного общения.

 

Зона интимного общения: (от 0,5 м до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга.

 

Зона личного общения: (от 0,5 до 1,5 м). Границы ее различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать по плечу. Большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей.

 

Зона формального общения: (от 1,5 до 3 м). На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные  и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение «соблюдать дистанцию», с помощью которого описывают  отношения начальника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга, но такая дистанция  вполне уместна в ситуации формального  собеседования или деловых переговоров.

 

Зона публичного общения: (более 3 м). Если вы сидите в огромном зале и  слушаете выступление оратора, то можно  сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является этой зоной. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. На такой дистанции невозможно даже деловое общение.

 

* Что мешает правильному восприятию других людей?

Есть некоторые  факторы, которые мешают правильно  воспринимать и оценивать людей.

Главные из них таковы:

1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о другом сразу после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные черты, и тогда любое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается.

5. Эффект  «ореола» состоит в том, что  первоначальное отношение к какой-то  одной стороне личности обобщается  и распространяется на весь  образ человека, а затем общее  впечатление переносится на оценку  отдельных качеств этого человека. Если оно благоприятно, то положительные  черты переоцениваются, а недостатки  либо не замечаются, либо оправдываются.  И наоборот, если общее впечатление  отрицательное, то даже благородные  поступки другого человека не  замечаются или истолковываются  превратно как своекорыстные.

6. Специфика эффекта «проецирования» состоит в том, что другой личности приписываются по аналогии со своей собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить следующее: «Все люди подобны мне» или «Другие противоположны мне». Упрямый подозрительный человек увидит эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно и отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный, наоборот, может воспринять незнакомого через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии очень существенна и незабываема, способна повлиять на последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая опровергнет первичную, все равно помнить и учитывать вы больше будете именно ту. На восприятие влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), то в первом впечатлении о другом человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы оно было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то что накапливается новая информация о нем.

10. «Эффект  последней информации» проявляется  в том, что, если последние  данные об этом человеке негативные, они могут перечеркнуть все  прежние мнения о нем.

 

* Почему обучение и воспитание в вузе называют этапом социализации?

 

Процесс социализации индивидуума включает в себя его развитие в обществе. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Т.к обучение в вузе существенно влияет на развитие индивидуума, можно спокойно назвать его одним из этапов социализации.

 

 


Информация о работе Психология и педагогика