Психология и развитие творческих способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 18:53, контрольная работа

Описание

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
- Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
- Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
- Определение основных направлений педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии
Глава 1. Понятие творчество и творческие способности ....………….5
Глава 2. Компоненты творческих способностей ...........………………6
Глава 3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
способностей .……....................………………………………………....8
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
Глава 4. Условия успешного развития творческих способностей
детей …………………………………………………………………… 10
Глава 5. Развитие качеств творческого мышления ………………….11
Глава 6. Развитие творческого воображения ………………………...12
Заключение ……………………………………………………………..15
Литература ……………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа Психология.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Системность – это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему. Системность мышления развивается корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте:

1. Формирование  умения рассматривать любой предмет  или явление как систему развивающеюся во времени;

2. Развитие  умения определять функции предметов  с учетом того, что любой

предмет многофункционален. 

Глава 6. Развитие творческого воображения. 

     Вторым  направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме  из элементов жизнен­ного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное  детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако  уже в 30-е годы выдающийся русский  психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". [1, 8]

Из этого  следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил,  чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще  познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей.

Взрослые  должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая  любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов  ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно  обогащение опыта ребенка, насыщение  этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности,  тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное  расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных  интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление  знаний, опыта - это только предпосылка  для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности.

Продуктивное  творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Заключение 

     Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие  продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие  качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее  физическое и интеллектуальное  развитие детей.

2. Создание  обстановки, опережающей развитие  ребенка.

3. Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих  максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одни делом и т.д.

5. Умная,  доброжелательная помощь (а не  подсказка) взрослых.

6. Комфортная  психологическая обстановка, поощрение  взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с

высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития

Для исправления  существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих

способностей  дошкольников:

1. Введение  в  программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.

2. На  специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.

3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.

4. Использование  специальных игр, развивающих творческие способности детей.

5. Работа  с родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

     1. Выготский Л.Н. Воображение и  творчество в дошкольном возрасте. - СПб.Союз, 1997.  92стр.

     2. Годфруа Ж. Психология, изд. в  2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

     3. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего  на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

     4 . Ефремов В.И. Творческое воспитание  и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

     5. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок  - дошкольник: новый подход к диагностике  творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

     6. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

     7. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши  дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.

     8. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.


Информация о работе Психология и развитие творческих способностей