Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 01:20, контрольная работа
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности (Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 285-286),
1. Проанализировать особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты
2. Охарактеризовать роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга
3. Назвать рассматриваемый в определении механизм психологической защиты: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите конкретный пример проявления этого феномена в поведении человека
Список литературы
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал:
Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.
Персона - центр личного сознательного - визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).
Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.
Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.
Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).
Фигуры коллективного бессознательного выступают и как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.
Процесс становления личности называется Юнгом индивидуацией. Ее цель - становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.
По К. Юнгу, проблема человечества заключается не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофы, сколько в опасности психической эпидемии, т. е. в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для К. Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, которая является реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека».
Идея психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различают несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.
Экстраверт
характеризуется врожденной тенденцией
направлять психическую энергию (или
либидо) вовне, связывая носителя энергии
с внешним миром. Данный тип естественно
и спонтанно уделяет внимание
объекту – другим людям, предметам,
внешним манерам и
Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах.
Наряду
с экстравертами и интровертами
К. Юнг выделяет четыре функциональных
типа личности, основываясь на четырех
главных функциях: мышлении, чувстве,
ощущении, интуиции. Каждый потенциальный
индивид располагает всеми
Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы.
Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства являются здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других. О таких людях иногда говорят: «Вечно он суется не в свои дела».
Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, здесь и сейчас. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах без сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.
Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, вытекающих из его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное является приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.
Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”, а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” (Ростов-на-Дону, 1999).
В
идеале индивид должен полноценно владеть
всеми четырьмя функциями с тем,
чтобы давать соответствующий адекватный
ответ на любые жизненные запросы.
К сожалению, в действительности
это недостижимо, хотя и остается
желанной целью, определяя таким образом
одну из главных задач аналитической психотерапии:
привести к сознанию данное положение
вещей и помочь в развитии подчиненных,
угнетаемых, неразвитых функций с тем
чтобы достичь психической целостности.
В данном вопросе рассматривается такой механизм психологической защиты, как сублимация.
Данный феномен является наиболее успешных
механизмов защиты. В качестве основных
форм сублимации обычно описывают художественное
творчество и интеллектуальную деятельность.
Сублимацией называется такое влечение,
которое в той или иной степени переключено
на несексуальную цель и направлено на
социально значимые объекты. Иногда сублимацию
рассматривают как особый случай механизма
замещения.
Фрейд был не одинок в подобном взгляде
на природу человеческой активности вообще
и творчества в частности. Так, М. Горький
писал, что все, что создают мужчины, они
делают ради женщины. Гипотеза о сублимации
высказывалась в связи с сексуальными
влечениями, однако Фрейд считал возможной
также сублимацию агрессивных влечений;
этот вопрос изучался и другими авторами.
Допустим, что человека обидели, у него возникает желание нагрубить, отомстить, сделать больно человеку в ответ (настроение испорчено, энергия требует выплеска). Вместо того, что бы срываться на других, человек идет в спортзал, рубить дрова, ремонтировать машину, делать уборку, играть в футбол, сочинять стихи, рисовать картины, писать музыку и т.д. То есть трансформирует свою негативную энергию, направляет ее в мирное русло, тем самым успокаивается, удовлетворяет свое желание. Недаром самые лучшие стихи, песни, картину выходят тогда, когда автор переживает сильные эмоции (например, неразделенную любовь).
Таким образом, Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения.
На
данный момент сублимация обычно понимается
шире, как перенаправление
Список литературы:
1.Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994.
2. Вл.А. Луков "ЗИГМУНД ФРЕЙД хроника-хрестоматия" Москва, изд. "Флинта" Московский психолого-социальный институт 1999г.
3. Г.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский "100 выдающихся психологов мира" Москва, изд. "Институт практической психологии" 1995
4. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович "ПСИХОЛОГИЯ словарь -справочник, Минск: издательство "Хелто"
5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
8. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
9. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2
10. Сайт: wikipedia.org
11.Лекции по психоанализу Короленко Ц.П.
12.Лекции по истории психологии Морозовой Т.В.
Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии