Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 01:20, контрольная работа

Описание

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности (Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994. - С. 285-286),

Содержание

1. Проанализировать особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты
2. Охарактеризовать роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга
3. Назвать рассматриваемый в определении механизм психологической защиты: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите конкретный пример проявления этого феномена в поведении человека
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психологии.docx

— 37.91 Кб (Скачать документ)

   Основными архетипами индивидуальной психики  Юнг считал:

   Эго - центр личного сознательного, наше внутреннее “Я”. Находится на границе с бессознательным и периодически “связывается” с ним. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

   Персона - центр личного сознательного - визитная карточка “Я”, это манера говорить, мыслить, одеваться, эта та социальная роль, которую мы играем в обществе. Играет две основные функции: - может подчеркивать нашу индивидуальность, неповторимость; - служит формой защиты (принцип - “быть таким, как все”).

   Тень - центр личного бессознательного (желания, переживания, тенденции), который нашим “Эго” отрицается, как несовместимый с нами самим, моральными нормами. Юнг выдвинул гипотезу о компенсаторной функции тени: Храбрый в бессознательном робок, добрый - зол, злой - добр.

   Анима (у мужчины) и Анимус (у женщины) - бессознательная часть личности - это те части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. На их развитие большое влияние оказывают родители. Этот архетип во многом формирует поведение и творчество человека, т. к. является источником проекций, новых образов в душе человека. Это архетипы коллективного бессознательного, они преломляются в индивидуально - бессознательные архетипы.

   Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).

   Фигуры  коллективного бессознательного выступают  и как уровни личности, в которой  весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется  в последовательности обнаружения  архетипов в ходе индивидуального  развития личности.

   Процесс становления личности называется Юнгом  индивидуацией. Ее цель - становление Самостью и психологически означает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Этот процесс осуществляется естественно, но о том, как он протекает, можно узнать с помощью психотерапевта в ходе аналитической процедуры. Юнг трактует развитие как процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение «внутреннего ядра» личности, его Самости.

   По  К. Юнгу, проблема человечества заключается не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофы, сколько в опасности психической эпидемии, т. е. в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для К. Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, которая является реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити, и эта нить – психика человека».

   Идея  психической энергии, саморегуляции тесно связана с аналитической психологией психологических типов. Различают несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

   Экстраверт  характеризуется врожденной тенденцией направлять психическую энергию (или  либидо) вовне, связывая носителя энергии  с внешним миром. Данный тип естественно  и спонтанно уделяет внимание объекту – другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим  образом, когда имеет дело с внешней  средой, взаимодействуя с другими  людьми, и делается беспокойным, больным, оказываясь в одиночестве, в однообразной среде. Слаба связь экстраверта  с субъективным внутренним миром, он избегает встречи с ним. Любые  субъективные запросы он оценивает  как эгоистические.

   Интроверт характеризуется тенденцией своего либидо устремляться внутрь, связывая психическую энергию со своим  внутренним миром мысли, фантазии, чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту (сам  с собой) в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт имеет свою собственную компанию, свой тесный мирок и немедленно замыкается в больших группах.

   Наряду  с экстравертами и интровертами К. Юнг выделяет четыре функциональных типа личности, основываясь на четырех  главных функциях: мышлении, чувстве, ощущении, интуиции. Каждый потенциальный  индивид располагает всеми четырьмя функциями, хотя на поверку одна из них обычно оказывается наиболее развитой и становится ведущей.

   Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке жизненного опыта под эти формулы.

   Чувственный тип больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных отношений партнерства являются здесь главной целью. Самое большое удовлетворение человек испытывает от эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом по поводу личных дел других. О таких людях иногда говорят: «Вечно он суется не в свои дела».

   Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, здесь и сейчас. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах без сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности жить в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым.

   Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых видений и предчувствий, вытекающих из его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное является приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми.

   Обычно  развитие вспомогательной функции  смягчает и модифицирует остроту  проявления описанных выше характеристик. Но и это еще не все, поскольку  согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована  либо интровертно, либо экстравертно. Возможные типы впечатляюще описаны в одноимённом томе из собрания сочинений К.Г. Юнга – “Психологические типы”, а также в книге Р. Робертсона “Введение в психологию Юнга” (Ростов-на-Дону, 1999).

   В идеале индивид должен полноценно владеть  всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, определяя таким образом одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности. 

   
  1. Назвать рассматриваемый  в определении  механизм психологической  защиты: «эта разновидность  вытеснения состоит  в том, что  личность ориентирует свои действия и поведение  на достижение другой цели, взамен той, которая  была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение  цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите конкретный пример проявления этого  феномена в поведении  человека.

   В данном вопросе рассматривается  такой механизм психологической  защиты, как сублимация.

    Данный феномен является наиболее успешных механизмов защиты. В качестве основных форм сублимации обычно описывают художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты. Иногда сублимацию рассматривают как особый случай механизма замещения. 
   Фрейд был не одинок в подобном взгляде на природу человеческой активности вообще и творчества в частности. Так, М. Горький писал, что все, что создают мужчины, они делают ради женщины. Гипотеза о сублимации высказывалась в связи с сексуальными влечениями, однако Фрейд считал возможной также сублимацию агрессивных влечений; этот вопрос изучался и другими авторами.

   Допустим, что человека обидели, у него возникает желание нагрубить, отомстить, сделать больно человеку в ответ (настроение испорчено, энергия требует выплеска). Вместо того, что бы срываться на других, человек идет в спортзал, рубить дрова, ремонтировать машину, делать уборку, играть в футбол, сочинять стихи, рисовать картины, писать музыку и т.д. То есть трансформирует свою негативную энергию, направляет ее в мирное русло, тем самым успокаивается, удовлетворяет свое желание. Недаром самые лучшие стихи, песни, картину выходят тогда, когда автор переживает сильные эмоции (например, неразделенную любовь).

   Таким образом, Зигмунд Фрейд, в соответствии с концепциями своей теории, описывал сублимацию как отклонение энергии биологических, в первую очередь сексуальных влечений от их прямой цели и перенаправление ее к социально приемлемым целям. Рассматривалась им как исключительно «хорошая» защита, способствующая конструктивной деятельности и снятию внутреннего напряжения индивида. Подобная оценка сублимации сохраняется в любой терапии, направленной не на «зачистку» личности от её внутренних конфликтов, а на поиск социально адаптивного их разрешения.

   На  данный момент сублимация обычно понимается шире, как перенаправление неприемлемых импульсов вообще, независимо от их природы. Сублимация принимает самые  различные формы. Например, садистические желания можно сублимировать занимаясь хирургией. Механизм сублимации трансформирует нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.Волошинов. В. Фрейдизм//3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 1994.

2. Вл.А. Луков "ЗИГМУНД ФРЕЙД хроника-хрестоматия" Москва, изд. "Флинта" Московский психолого-социальный институт 1999г.

3. Г.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский "100 выдающихся психологов мира" Москва, изд. "Институт практической психологии" 1995

4. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович "ПСИХОЛОГИЯ словарь -справочник, Минск: издательство "Хелто"

5. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.

История психологии. ХХ век. – М.: Академический  проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

8. Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

9. Островский  Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2

10. Сайт: wikipedia.org

11.Лекции по психоанализу Короленко Ц.П.

12.Лекции по истории психологии Морозовой Т.В.

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии