Психология как наука,задачи современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:36, контрольная работа

Описание

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Психология прошла длинный путь

Содержание

Введение……………………………………………….…………..………...3
Теоретическая часть
Психология как наука, задачи современной психологии………………...4
Психология как наука……………………………………..…4
Отрасли психологии……………………………………….…6
Методы психологических исследований…………………...9
Задачи современной психологии…………………………...11
Практическая часть
Задание 1………………………………………………….....14
Задание 2…………………………………………………….14
Задание 3…………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 40.28 Кб (Скачать документ)

     3. Методы психологических исследований.

     Психология, как и другие науки, использует для  сбора научной информации различные  методы. Но специфика объекта исследования - психики человека - накладывает  свой отпечаток и на возможности  использования того или иного  метода, и на его результативность.

     Основные  методы психологического исследования:

     А) Наблюдение - исторически наиболее древний метод, использующийся  практически всеми науками. В психологии нашли применение различные модификации этого метода: самонаблюдение, объективное наблюдение, которое может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, включенным и сторонним, естественным и лабораторным, систематическим и поисковым.  

     Самонаблюдение  или "интроспекция" представляет собой изучение наблюдателем себя, своего внутреннего мира, различных  психических реакций.

     Б) Эксперимент - это метод, при котором исследователь сам вызывает исследуемое явление.

     Чаще  всего при проведении эксперимента испытуемых произвольно или по каким-то признакам делят на две группы - экспериментальную, для которой  создают измененные условия деятельности, и контрольную, которая таким  изменениям не подвергается. Эти предосторожности необходимы для уверенности в  том, что наблюдаемые проявления психики связаны с измененными  условиями, а не с какими-то другими  факторами.

     В современной психологии эксперимент  является основным методом исследования, что не означает, что его применение абсолютно надежно. С использованием в практике эксперимента связаны  искажения, называемые эффектами Розенталя, Хоторна.

     Эффект  Розенталя связывают с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор  глубоко убежден, что реакции  испытуемых изменятся, то он невольно передает свои ожидания испытуемым различными невербальными (неречевыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

     Эффект  Хоторна возникает, если испытуемым известна исходная гипотеза. В этом случае велика вероятность, что они  будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора. Частным  случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности какого-либо лекарственного препарата, передают свою убежденность больным и вследствие этого возникает ожидаемое улучшение  здоровья, хотя на самом деле этот препарат такого воздействия не оказывает.

     В) Анкетирование и тесты

     Для получения больших объемов информации используют анкетирование, которое является модификацией другого метода - беседы. При анкетировании испытуемым предлагают тщательно разработанный опросник. Исследователь затем по ответам судит о наличии или отсутствии тех или иных психических свойств.

     Тесты позволяют количественно измерить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, мыслительные операции, память, а также различные  психические состояния, например тревогу, фрустрацию, депрессию.

       Г) Проективные методики -  основываются на способности  индивидов приписывать свои собственные состояния и качества предъявляемым объектам.

     Наиболее  известна методика чернильных пятен  Роршаха, при проведении которой испытуемым предъявляют карточки со стандартными чернильными кляксами различных цветов и по тому, что они видят в них, оценивается реалистичность восприятия, уровень тревоги, эмоциональное состояние.

     При проведении других проективных методик  испытуемым предлагают нарисовать дом, дерево, человека, несуществующее животное и по особенностям рисунка судят  о состоянии психики индивидов.

  1. Задачи современной психологии.
 

     В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».  

     Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.  

     Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.  

     Исследование  практически всей системы психических  явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.  

     Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.

     Таким образом, задачи современной психологической науки — это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, разработка и проведение дифференциальной психодиагностики, определение причин отставания ребенка в психическом развитии и другие. 
 

     ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ 

     Задание 1

     Напишите  множество жизненных и профессиональных ситуаций, в которых возникает  необходимость в психологических  знаниях.

     Психологические знания необходимы во всех отраслях деятельности и даже в обыденной жизни, т.к. мы живем и работаем в социуме, а социум-это общество, которое состоит из людей и к каждому человеку необходимо найти определенный подход. Именно этому учит нас психология, она учит нас тому как вести себя в той или иной ситуации, как лучше разрешать конфликты и как делать так чтобы эти конфликты не возникали.

     К жизненным ситуациям можно отнести: семейные конфликты, воспитание детей, знакомство с новыми людьми, совершение различных покупок, участие в культурных мероприятиях и многое другое.

     Профессиональные  ситуации: поиск работы, прохождение  профессиональных испытаний (собеседование, анкетирование, конкурс), приобщение к  новому коллективу и организации, установление хороших взаимоотношений с коллективом  и руководством, разрешение возникших  конфликтов, участие в различных корпоративах и др.

     Коротко можно сказать, что все стороны  жизни каждого человека неразрывно связаны со знаниями по психологии и, не владея этими знаниями очень  сложно строить жизнь как профессиональную, так и обыденную!

     Задание 2

     Напишите, какие знания по психологии могут  потребоваться в вашей будущей  профессии.

     Моя будущая профессия и психологические  знания неотделимы друг от друга, т. к. моя деятельность подразумевает  под собой постоянное общение  с людьми разных возрастов, разного  пола, социального статуса и т.д. Мне необходимы абсолютно все  знания по психологии, но как основные можно выделить: невербальные особенности в процессе делового общения; стили руководства; методы управления; факторы, вызывающие стресс; командная работа; способы принятия управленческих решений; стратегии поведения в конфликтных ситуациях; общение в управленческом процессе и многое другое.

     Задание 3

     Какие отрасли психологии решают следующие  задачи:

     1.     Оценивают эффективность воздействия телепередачи на зрителя.

     2.     Выявляют причины аварийности на производстве.

     3.     Разрабатывают меры по устранению дедовщины в армии.

     4.     Устанавливают уровень психического развития ребенка.

     5.     Разрабатывают систему методов и приемов повышения рейтинга политического лидера.

     6.     Дают психологический анализ последствий для детей социально - экономических изменений в России. 

  1. Психология  рекламы
  2. Психология труда
  3. Социальная психология
  4. Детская психология
  5. Политическая психология (психология труда)
  6. Социальная и детская психология

Заключение

     Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий  была неразрывно связана с ней. В  рамках философии было накоплено  огромное количество знаний о различных  психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные  процессы, механизмы развития психических  явлений, сделаны попытки типологии  людей.

     Биологические основы психического состояния исследовались в медицинской науке. Многие знания о психике были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

       Накопление знаний о природе  и механизмах функционирования  психики шло в двух уровнях:  эмпирическом (опытном) и теоретическом  и привело во второй половине 19 века к появлению психологии  как самостоятельной науки. Возникновение  научной психологии связано с  именем В. Вундта, который в  1879 году создал крупнейшую психологическую  школу, получившую название структуралистской. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы 

  1. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г.  Маклаков. – М.: СПБ «Питер», 2006. – 583 с.
  2. Крутецкий В. Основы педагогики и психологии: учебник для вузов / В. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 467 с.
  3. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. – М.: «Приор», 2006. – 400 с.
  4. Немов Р.С. Психология. 1. Общие основы психологии. – 2-е изд.: учебник для вузов / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 483 с.
  5. Григорович Л. Психология: учебник для вузов / Григорович Л. – М.: «Приор», 2006. – 400 с.
  6. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 1 / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1992. – 496 с.

Информация о работе Психология как наука,задачи современной психологии