Психология коллектива. Ведическая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 09:53, доклад

Описание

КОЛЛЕКТИВ (от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в коллективе способствуют воспитанию коллективистских качеств.

Работа состоит из  1 файл

мое 2 Психология коллектива.doc

— 35.00 Кб (Скачать документ)


 

Психология коллектива. Ведическая психология

КОЛЛЕКТИВ (от лат. собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистским самоопределением, коллективистской идентификацией, социально ценным характером мотивации межличностных выборов, высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу, объективностью в изложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения в коллективе способствуют воспитанию коллективистских качеств. В коллективе проявляется ряд социально-психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития
Одно из важных качеств эффективного лидера - это умение строить отношения с группой (коллективом), с конкретным человеком (индивидуальные отношения) и с самим собой (развивать собственные качества характера).
Чтобы научиться этому, мы будем изучать некоторые разделы ведической психологии. В современной психологии этими вопросами занимается конфликтология. Однако с точки зрения здравого смысла понятно, что нет большого смысла решать конфликт только для того, чтобы пережидать до возникновения следующего. Поэтому для достижения успеха во взаимоотношениях Веды предлагают изучать "нектарологию", где объясняется не просто то, как строить неконфликтные отношения, а даётся руководство для достижения радости и нектара в отношениях между людьми.

Ступени развития организации
Успех организации заложен не в качествах отдельных сотрудников, не в квалификации руководителя, и даже не во внешних условиях рынка. Он заключается, прежде всего, в умении проходить трудные стадии развития. Все в этом мире проходит определенные стадии, будь-то живое существо, организация, страна, и, в конце концов, Вселенная. Поэтому любой организм может успешно развиваться, только зная эти стадии и умея их проходить. Итак, мы рассмотрим эти стадии развития сознания коллектива и отдельного человека.

Анна-майа - познание мира через чувства

Первая стадия называется анна-майа. "Анна" это санскритское слово, которое можно перевести как "пища". Пища для глаз - это объекты зрения, пища для обоняния - аромат, пища для ушей - звук и т. д. Анна-майа - это уровень чувственного восприятия, общение с природой через чувства. На этом уровне смысл существования состоит в том, чтобы воспринимать мир через контакт органов чувств (глаза, уши, кожа и др.) с их объектами (форма, звук, прикосновение и т. д.) и таким образом наслаждаться, осуществляя свои физиологические потребности. Это животный уровень. Все, что в этом случае интересует коллектив или личность - иметь как можно большую зарплату и отдых. Поэтому человек обычно только это и получает, и на этом уровне нет речи о чем-то более возвышенном и серьезном.
Постепенно развиваясь, коллектив переходит на второй уровень, который называется прана-майа.

Прана-майа - понимание самостоятельности в этом мире
На этом уровне человек осознает, что он и все остальные существуют как личности и в чем-то нуждаются. И, соответственно, на этом уровне он начинает вступать во взаимоотношения. На предыдущем уровне его взаимоотношения состояли в том, чтобы найти что-то съедобное для своих чувств, но теперь это его не устраивает, потому что его сознание растет.Если рассматривать этот уровень с социальной точки зрения, то здесь человек пытается установить справедливость через правосудие. Фактически, всех интересует просто законность и правопорядок, потому что в отношениях между живыми существами должна торжествовать справедливость.
Вследствие этого появляется структура под названием бюрократия, так как кто-то должен осуществлять процесс законотворчества и обеспечивать контроль за соблюдением этих законов. Естественно, на более высокие результаты опять рассчитывать не приходится.

Мано-майа (или гьяна-майа) - уровень анализа, знания
Этот уровень проявляется в том, что человека уже интересует не закон как таковой, а моральные принципы. В обществе появляется идея философии продукта. То есть, людям интересно не только произвести продукт, получить за него деньги и справедливо их разделить; теперь они задаются вопросом: будет ли от него польза другим? Есть ли в этом труде какой-то философский, идейный смысл или даже миссия?
Однако не всегда еще на этом уровне появляется счастье, несмотря на то, что вроде бы уже все есть: деньги, закон, миссия, даже философия. Поэтому существуют и более высокие уровни развития.

Вигьяна-майа - уровень мудрости
Это уровень духовной философии. Человек понимает, что он не тело, что он душа. Но он еще не знает, что он слуга Бога. На этом уровне есть радость и просветление.На этом уровне человек начинает задумываться о своем конкретном предназначении. Он начинает понимать, что главное - не все вышеперечисленное, главное - призвание: нахожусь ли я на своем месте, выполняю ли я свое жизненное предназначение. Только на этом уровне появляется первичное счастье, удовлетворение и спокойствие. На трех предыдущих уровнях его нет, поэтому человек будет менять работу, будет менять идею, миссию, продукт, будет бегать по разным формам маркетинга - и все без толку. Чтобы обрести удовлетворение в своей деятельности, надо подняться даже выше уровня знания - на уровень мудрости.
 



Информация о работе Психология коллектива. Ведическая психология