Психология личности преступника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 00:08, реферат

Описание

Характеризовать личность преступника — значит исследовать и определить типологические криминогенно значимые ка­чества индивида.
Психология личности преступника — совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших со­вершенное им преступное деяние определенного типа и вида.
Преступления совершаются не из-за роковой предрасполо­женности индивида к преступному поведению и даже не из-за того, что индивид не хочет или не понимает, что надо жить добропорядочно, а в результате того, что у данной личности упрочилась система смысловых образований, которая обуслов­ливает ее извращенное отношение к определенной стороне со­циальной действительности.

Содержание

1.Психологические характеристики личности преступника
2.Типология личности преступника
3. Насильственный тип преступника
4. Корыстный тип преступника
5.Психологические особенности преступников- профессионалов
6.Психологические особенности неосторожных преступников
7.Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

психология личности преступника.doc

— 212.21 Кб (Скачать документ)

Для многих преступников данной категории характерны не­распознание признаков опасности, дефекты оценочной деятель­ности, принятия решений, недостаточная развитость процессов торможения.

Среди лиц, совершающих неосторожные преступления, можно выделить и случайных, и неустойчивых, и даже злостных преступников. К случайным неосторожным преступникам можно отнести лиц, впервые совершивших неосторожное преступле­ние в условиях провоцирующей ситуации или в состоянии вре­менного неблагоприятного психофизиологического состояния. К устойчивым неосторожным преступникам относятся лица, со­знательно нарушившие правила безопасности. К злостным не­осторожным преступникам относятся лица, ранее осуждавшиеся за совершение неосторожных преступлений и нарушающие пра­вила безопасности по антиобщественным мотивам.

Многие преступления совершаются импульсивно, спонтан­но, без специально сформированной цели. Эти преступные акты образуют класс малоосознанных реакций. Импульсивные действия регулируются установками — подсознательными по­буждениями, общей личностной направленностью.

Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсоз­нательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель). Здесь мотивы трансформированы в механизм установ­ки, деяние совершается в форме простого волевого действия.

Обязательным признаком субъективной стороны преступных импульсивных действий является цель; мотив совпадает с це­лью.

Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоцио­нальной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими ано­малиями личности.

При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию.

Иногда при внезапно возникших экстремальных обстоятельствах человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях называются вынужденными мотива ми. Поведение определяется не продуманными мотивами, а об­щим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.

Импульсивность поведения особенно характерна для психо­патических личностей и лиц с акцентуированными характерами, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализирован­ных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта.

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель не конкретизирована, действие имеет лишь общую направлен­ность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.

Конфликтным эмоциональным состоянием, активизирую­щим импульсивные реакции, является и стресс, также относя­щийся к разряду состояний сильного душевного волнения.

Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитывать­ся в судопроизводстве при оценке субъективной стороны пре­ступления. Многие так называемые безмотивные правонаруше­ния связаны с сужением сознания индивида в экстремальных для него ситуациях.

Преступление, совершенное во внезапно возникшей конфликт­ной ситуации, может быть полно, всесторонне и объективно рас­следовано и правильно юридически квалифицировано только в ре­зультате анализа динамики криминогенной ситуации.

На начальной стадии конфликта стороны осознают возник­шую ситуацию в качестве угрозы для своего благополучия и мобилизуются для нанесения ущерба другой стороне либо на защиту от другой стороны. Далее они вступают в противобор­ство, определяют стратегию своего поведения, направленную на получение максимально возможного преимущества. Стратегия одной стороны определенным образом ограничивает возможно­сти другой стороны, возникают «пределы поля поведения».

В случае равновесия сил усиливается тактическое противо­борство. Одна сторона активно рефлексирует возможное пове­дение другой, стремится блокировать невыгодные для себя дей­ствия другой стороны, предпринимает ложно угрожающие и пробные действия, стремится занять ключевые позиции. Возрастает психическая напряженность, обостряются отрицательные эмоции - страх, гнев, агрессивность. Мобилизуется арсенал наиболее заученных, подсознательных реакций, предпринима­ются крайне рискованные, направленные на внешний эффект экстремальные действия. Эти действия во многих случаях и ста­новятся поводом для насильственных преступлений. Мотивы и цели поведения при этом формируются спонтанно, без развер­нутого их осознания. Здесь цели и способы преступного поведе­ния обусловливаются самой динамически развертывающейся ситуацией.

Значительные деформации в регуляции поведения возника­ют в состоянии алкогольного опьянения.

Импульсивные преступные акты нельзя рассматривать как разновидность случайных преступлений. Они, как правило, за­кономерно обусловлены личными особенностями импульсив­ных преступников. Импульсивность поведения не может безого­ворочно рассматриваться как смягчающее ответственность обсто­ятельство. Во многих случаях она характеризует устойчивое социально-негативное качество личности, ее крайне пониженную социальную ответственность.

 

7.Психологические особенности несовершеннолетних

правонарушителей

 

Большинство преступлений, совершенных несовершенно­летними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно поня­той романтики, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в след­ственно-судебной практике.

В то же время следует иметь в виду, что 60% преступников-рецидивистов свое первое преступление совершили в подрост­ковом возрасте.

Поведение несовершеннолетних (подростков) имеет ряд осо­бенностей: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм неуравновешенность возбуждения и торможения. Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым вопросам.

При оптимальных условиях воспитания указанные особен­ности подростков могут быть компенсированы соответствую­щей социально-положительной деятельностью.

При неблагоприятных социальных условиях эти особеннос­ти катализируют вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинако­вой мере делает его податливым в сторону как социально-поло­жительных, так и социально-отрицательных влияний.

В человеческой жизни существует ряд переломных этапов. Однако самым сложным из них является этап отрочества, когда существо 14—16 лет уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это возраст «социального импритинга» — повышенной впечатли­тельности ко всему, что делает человека взрослым.

Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется пове­денческий тип подростка.

1.              Реакция оппозиции. Вызывается завышенными претензия­ми к деятельности и поведению подростка, излишними ограни­чениями, невниманием к его интересам со стороны окружаю­щих взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, бравиро­вании опьяненным состоянием, побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.

2.              Реакция имитации. Проявляется в подражании определен­ному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоци­альный «герой». Известно, какое влияние оказывает на подро­стковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Распространившаяся в последнее время мода на детективную литературу может оказать косвенное отрицательное влияние на -самосознание подростка.

3.              Реакция отрицательной имитации - поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели.

4.              Реакция компенсации - восполнение неудач в одной обла­сти подчеркнутым успехом в другой. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)

5.              Реакция гиперкомпенсации— настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. При­сущая подростку робость может побудить его к отчаянному по­ведению, к вызывающему поступку, например крайне чувстви­тельный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате и т. п. ).

6.              Реакция эмансипации — стремление высвободиться из-под навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявле­ние — отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.

7.              Реакция группирования — объединение в группы сверстни­ков. Подростковые группы отличаются одноплановостью, одно­родной направленностью, территориальной общностью, борь­бой за господство над своей территорией (во дворе, на своей Улице).

Личностные особенности несовершеннолетних правонарушителей проявляются как условия их асоциального поведения. Но они не предопределяют подростковую преступность Причина криминального заражения части несовершеннолетних -  дефекты социализации, упущения в семейном воспитании неогражденность подростка от влияния криминальной среды невключённость подростка в социализированные группы, несформированность социально-положительных интересов, повы­шенный интерес к утилитарному потребительству, раннее фор­мирование опыта насильственного поведения, социально не­контролируемая делинквентность.

Мотивы подростковых преступлений во многих случаях от­личаются инфантильностью, а вся структура их криминального поведения — нетранзитивностью. На передний план здесь выд­вигаются побуждения лжетоварищества, ложно понятой лично­стной самореализации, возобладание престижно-потребительс­ких интересов, стремление к самоутверждению в референтно асоциальной группе, подчиненность групповой ингибиции (давлению), демонстративный протест.

Особенности детской мотивации проявляются и в делинквентном (проступочном) поведении несовершеннолетних.

Но чем старше их возраст, тем более существенны их пре­ступные действия, тем больше их криминальная мотивация при­ближается к поведению взрослых преступников. Грабежи, разбои, убийства и изнасилования совершаются не в силу инфантильности, а в силу глубокой криминальной зараженности несовершеннолетних преступников. Их основная первопричина на— крайне негативные социальные условия повседневного бытия, распространенность криминальных структур, свернутость учреждений, вовлекающих подростков в социально-положительную деятельность.


Список использованной литературы

 

1. Психология педагогика и этика под ред. Ю.В. Наумкина (2-е издание) - М.: Юнити-дана, 2002 г.

2. Криминология под ред. Г.Г. Шиханцова. - М.: Зерцало-М,  2001

3. Психология под ред. Р.С. Немова. – М.: Владос, 1998

4. Юридическая психология под ред. Романова В.В. – М.: Учебник, 2000

5. Криминология. Учебник для вузов под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова. - СПб., 1998

6. М.И.Еникеев – Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2006

 



Информация о работе Психология личности преступника