Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание

Человек как личность формируется в группе, он является непосредственным и опосредованным выразителем внутригрупповых отношений. Значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда. Группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. В связи с этим группа выступает как наиболее полное отражение коренных особенностей социального строя, в рамках которого она образована и функционирует.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по психологии 3 семестр.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

В чисто научном  плане введение проблематики межгрупповых отношений в социальную психологию имеет большое значение для обогащения знаний о самих группах. Характер межгруппового воздействия влияет на внутригрупповые процессы: предпринята серия исследований о влиянии межгруппового взаимодействия на такие процессы, удовлетворенность от принадлежности к группе, характер межличностных отношений в группе, точность их восприятия членами группы, групповые решения и другое. Проводились эксперименты, выявлявшие сравнительные характеристики групповых процессов в зависимости от места, занимаемого группой в межгрупповом соревновании, и от восприятия группой этого места (то есть от субъективной оценки меры собственного успеха). Соответственно были получены данные, касающиеся и неуспешных групп. В частности, удалось установить, что в случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношении: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов. Наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов. В качестве косвенного результата было обнаружено, что сам интерес к проблемам межличностных отношений более интенсивно выражен в “неуспешных” группах. Это является показателем того, что недостаточная интегрированность группы совместной деятельностью снижает показатели ее эффективности: внимание членов группы концентрируется не столько на отношениях деятельностной зависимости, сколько на отношениях межличностных. Констатация подобного сдвига может служить диагностическим средством для определения уровня группового развития.

В более широком, методологическом плане эти данные важны для понимания того, что  малая группа не может ни при каких  обстоятельствах рассматриваться  как изолированная система: для  объяснения любого внутригруппового процесса необходимо выйти за рамки малой группы. Тезис о детерминированности всех процессов малой группы более широкой системой общественных отношений получает свое раскрытие и конкретизацию: ближайшей сферой таких отношений являются отношения между группами.

4. Межгрупповые отношения “по горизонтали” и “по вертикали”

Перспектива исследований психологии межгрупповых отношений  включает в себя два сечения:

  • отношения между группами “по горизонтали”, то есть между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы “рядом” (школьный класс со школьным классом, бригада с бригадой, если речь идет о малых группах, или нация с нацией, демографическая группа с демографической группой, если речь идет о больших группах, и т. д.). Вариант этого сечения - взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп: семья, школа, спортивная секция и т. д.
  • отношения между группами “по вертикали”, то есть в системе некоторой иерархии: бригада, цех, завод, объединение и т. д.

Этот второй случай логично позволяет включить в проблематику межгрупповых отношений также относительно новый раздел социальной психологии - психологию организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это  некоторая совокупность людей, рассматриваемых  их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей, по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Личность и  возникает тогда, когда индивид  начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность. Поэтому - то личность и есть лишь там, где есть свобода. Свобода подлинная, а не мнимая, свобода действительного развертывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости. Хотите, чтобы человек стал личностью? Тогда поставьте его с самого начала – с детства - в такие взаимоотношения с другим человеком, внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был стать личностью.

В заключение хотелось бы сказать, прежде всего, о том, что  характер отношений групп между  собой, прежде всего, зависит от качественных условий, в которых группы на тот  момент находятся. То есть, если в окружающей обстановке присутствует некий дух соревнования, то нередко может возникнуть легкая враждебность одной группы по отношению к другой. Если же группы сотрудничают между собой, выполняют какую-либо работу вместе, то соответственно, уровень некой враждебности снижается или совсем исчезает. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отношения между группами могут складываться как по линии сотрудничества и взаимопомощи, так и по линии соперничества и даже некоторой вражды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Куликов В.Н., Сушков И.Р. Ципцюк В.Г. Социально-психологический аспект межнациональных отношений. Психологический журнал. 2001, т. 12, №1, с. 31-39.
  2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 2003.
  3. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 2000.
  4. Андреева Г.М., Социальная психология 2000г
  5. К. Маркс и Ф. Энгельс. О молодежи. М., «Молодая гвардия», 2002 г.
  6. К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. т. 1 - 2. \Под редакцией А.И. Пискунова. М., «Педагогика», 2004 г.
  7. К. Маркс и Ф. Энгельс. О воспитании и образовании. В 2-х томах. \ Под редакцией В.Н. Столетова. М., «Педагогика», 2001 г.
  8. Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. М.,: Тривола, 2004 г.
  9. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. \Составитель А.А.
  10. Радугин. М., Издательство «Центр», 2005 г.
  11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 2004.
  12. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности // Социальная психология личности. М., 2000.
  13. Богданов В.А. Социально-психологические свойства личности. Л., 2003.
  14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2006.
  15. Кон И.С. В поисках себя. М., 2004.
  16. Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, 2002.
  17. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. М., 2001.
  18. Леонтьев А.Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003.
  19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004.
  20. Мерлин B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2003.
  21. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2002.
  22. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 2002.
  23. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 2004.

 

1 Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. М., 2002.

2 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2004. С. 300.

3 Леонтьев А. Н. Начало личности – поступок // Избр. психолог, произв. Т. 1. М., 2003. С. 385.

4 Мерлин В. С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2003. С. 259.

5 Кон И. С. В поисках себя. М., 2004. С. 234.

6 Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, М., 2002. 

7 Рудестам К. А. Издательство «Центр», М., 2005.




Информация о работе Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия