Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:35, реферат
Основная задача моей работы рассмотреть вопросы, которые являются предметом дискуссии социальных психологов, а именно понятие группы, ее количественные параметры, нижний и верхний предел, т.е. границы малой группы.
Введение
1. Определение малой группы и ее границы
2. Классификация малых групп
3. Социально-психологический подход к малым группам
Заключение
Список литературы
Важное место в характеристике группы занимают групповые социально-психологические процессы -- те, которые организуют деятельность группы: общение, взаимодействие, межличностные отношения, авторитет, лидерство и др.
Особая часть характеристик психологии группы касается положения индивида в группе. К психологическим феноменам, имеющим отношение к такому положению, относятся статус, позиция, роль, система групповых ожиданий, групповые нормы и санкции.
Статус характеризует место индивида в системе групповой жизни. Для измерения статуса используется широко распространенная социометрическая методика. Однако получаемые с ее помощью данные нельзя абсолютизировать, ибо место индивида в группе определяется не только социометрическим статусом, но и многим другим.
Позиция -- система взглядов, ценностей, установок, выражающих отношение индивида к событиям, вопросам совместной деятельности группы. Если статус задан соответствующей структурой группы и носит объективный характер, то позиция выражает внутреннее отношение индивида к группе или деятельности, т. е. является индивидуально своеобразной (субъективной) характеристикой.
Роль -- нормативно одобренный способ поведения, ожидаемый от личности, занимающей тот или иной статус в группе.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе являются групповые ожидания -- от каждого члена группы в соответствии с его позицией и ролью группа ожидает выполнения определенных функций, определенных решений, поведения, причем качественного. Через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, группа контролирует деятельность своих членов. При рассогласовании между ожиданиями группы и реальным поведением какого-либо ее члена вступают в силу групповые нормы и групповые санкции.
Групповые нормы представляют собой неписаные правила, которые выработаны, приняты группой и представлены в ее психологии особым феноменом. Норму можно определить как идею, правило, эталон поведения, представленный в сознании членов группы и определяющий, что члены группы должны делать, какое поведение от них ожидается в данных обстоятельствах. Чтобы совместная деятельность была возможна, этим нормам должно подчиняться поведение всех членов группы, и они призваны выполнять регулятивную функцию.
Групповые санкции -- это социально-психологические средства и механизмы, с помощью которых группа побуждает своих членов к выполнению и соблюдению норм. ('От лат. -- строжайшее постановление. Санкция -- мера воздействия, средство группового контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от норм, и позитивные, имеющие характер поддержки и одобрения действий по их соблюдению и укреплению.)Санкции могут быть поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Они имеют социально-психологический характер, но порой превращаются и в силовые. Обнаруживаются они в одобрении, осуждении, принуждении, изменении статуса или роли конкретного индивида, приобретении им авторитета, лидерства или отвержения (изгои) и пр.
Важную роль в групповой деятельности играют и морально-психологические отношения, складывающиеся и функционирующие в группе в процессе совместной деятельности ее участников. Эти отношения могут оказывать положительное или отрицательное влияние на ее эффективность. Положительно сказываются дружба, сотрудничество, взаимопомощь и взаимная поддержка. Они же характеризуют высокую степень групповой сплоченности. К отношениям, оказывающим отрицательное влияние на деятельность группы, относятся разногласия, противоречия, взаимное недоверие, недоброжелательность, зависть, карьеризм, конфликты и др.
При
функционировании в
психологии группы групповых
норм и санкций
принимают активное
участие социалъно-
Социально-психологический подход к изучению, оценке и работе с малыми группами предполагает также раскрытие присущих им иных социально-психологических явлений: массовидных (групповых интересов, группового мнения, групповых настроений, традиций и обычаев и пр.), взаимоотношений (межличностных, личностно-групповых), объединения, о которых также идет речь выше.
Существенно и принятие во внимание и возможной внутренней дифференциации в малых группах, выраженной в возможном появлении микрогрупп со своей спецификой психологии и взаимоотношений с группой в целом, другими микрогруппами, если они появляются.
Вся
психология группы характеризуется
также социально-
Единство
и деятельности, и
контактности группы
придают ее психологии
повышенную целостность,
общность, выраженность,
психологическую
насыщенность, динамичность,
повышенную эмоциональность
и силу влияния
на членов группы и
результаты деятельности.
Заключение.
Таким образом, подводя итог всей работы, задача, поставленная при написании реферата, выполнена.
Из всех многочисленных определений малых групп было выбрано наиболее «синтетическое» универсальное, которое наиболее полно раскрывает сущность этого понятия. Были перечислены признаки малой группы, а именно: 1) малая численность; 2) непосредственность контактов (визуальных, информационных, эмоциональных); 3) общность побуждений (целей, интересов, потребностей, планов мотивов); 4) общая деятельность (образ жизни, поведение, действия).
В данной работе были представлены высказывания, мнения как зарубежных, так и отечественных авторов по поводу количественного признака малой группы, а также ее классификации. В принципе допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т.д. Но были приведены три самые распространенные классификации: 1) деление малых групп на «первичные» и «вторичные»; 2) деление их на «формальные» и «неформальные»; 3) деление на «группы член6ства» и «референтные».
В
реферате подробно описано
о том, что является
основанием классификации,
кто впервые предложил
такое деление, и
какое значение имеет
та или иная классификация
в настоящее время.
Список литературы.
1.Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М: Аспект Пресс, 1997
2. Социальная психология: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф.А.М. Столяренко. - ЮНИТИ - ДАНА, 2001
3. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс Лекций. - М: ИНФРА - М; Новосибирск: НГАиУ, 1997
4. Еникеев М. И. Общая социальная психология: Учебник для вузов. - М: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА - ИНФРА - М), 2002
5. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 19S9.
6. Головаха Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова думка, 1979.
7-
Динамика социально-
8. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984.
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.
10. Ермаков П. Н., Терехин В. А. Способ прогнозирования эффективности совместной деятельности на основе сочетания членов группы с разной функциональной латерализацией. // Методики социально-психологической диагностики личности и группы. М., 1990. С. 128-135.
11. Журавлев А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива. // Психол. журн. I9S8. Т. 9. № 6. С. 53-64.
12.
Журавлев А.Л. Совместная
деятельность как
объект социально-
13.
Журавлев А.Л. Психология
совместной деятельности
в условиях организационно-
14. Коллектив и личность. /Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой М.: Наука, 1975.
15. Кричевский Р. Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии. // Вопросы психологии. 1975. № 5.
16. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991.
17. Куликов В., Гительмайер Р. Приборы в социально-психологическом исследовании. Иваново, 1985. С. 1-12.
18. Майерс Д. Социальная психология. М., 1997.
19. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993.
20. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Инфра-М, 1996.
21.
Методики социально-
22. Методы социальном психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. С. 161- I65.
23. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. // Вопросы психологии. 1981. № 6. С. 91-101
24. Обозов Н. Н Психология межличностных отношений. Киев: Издательство «Лыбедь». 1990.
25. Пайке Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
26. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.
Информация о работе Психология малых групп. Виды групп, отношения в них